И хотя крупных и средних проектов среди них на 22,7% меньше, показатели в целом нельзя назвать плохими. Однако сильнейшее санкционное давление, наверное, скажется на развитии практики ГЧП и чревато затруднениями в реализации уже стартовавших проектов. Ситуацию обсудили на форуме «Российская неделя ГЧП» в Москве.
Промышленность: есть удачи, есть проблемы. Салават Халилов, генеральный директор ООО «СТМ-Энергорешения» (предприятие является «дочкой» дивизионального машиностроительного холдинга «Синара-Транспортные Машины», основная стезя которого — железнодорожная техника), рассказал, что у холдинга богатый опыт в развитии сетей городского рельсового транспорта и сейчас идет работа в рамках ряда концессий в этой сфере. За ограниченное время ООО «СТМ-Энергорешения» сумело создать универсальную платформу для городского пассажирского транспорта, на базе которой можно создавать электробусы, троллейбусы или автобусы (газовые, дизельные). Компания уже имеет опыт в реализации концессионных соглашений по поставке трамваев и троллейбусов в нескольких российских городах.Как говорит г-н Халилов, основное преимущество создаваемой платформы — универсальность. Независимо от того, заказывает ли город троллейбус или электробус, или автобус, порядка 75% от элементной базы будут общими, меняются, по сути, лишь силовая установка и трансмиссия. Среди компонентов наиболее импортозависимыми являются традиционно передняя подвеска, задний мост и климатические системы. По климатическим системам уже налаживается сотрудничество с отечественными предприятиями, по передней подвеске — с белорусскими. «По задним мостам вопрос непростой, и я думаю, что его нужно решать на уровне государства, — подчеркивает Салават Халилов. — Задних мостов нужно много, и здесь необходима госпрограмма. Надо создать «игрока всея Руси», это нельзя сделать под мои 168 машин».
Однако в целом ситуация на рынке требует, наверное, новых, более эффективных действий государства. Вячеслав Пронин, заместитель директора ассоциации «Росспецмаш», рассказал: «К сожалению, по многим видам техники, которая производится на территории России, реального импортозамещения не происходит, а происходит разворот с Запада на Восток. Самая плачевная ситуация — фронтальные погрузчики». Как пояснил г-н Пронин, китайские производители продают такую технику в России чуть ли не дешевле, чем стоит металл для ее производства. Это приводит к тому, что на 90% рынок (и парк, соответственно) важнейших машин, которые используют и в сельском хозяйстве, и в дорожном хозяйстве, и в жилом строительстве, принадлежит Китаю. «Колоссальный рост импорта — это риск, на наш взгляд, — констатирует Вячеслав Пронин. — Если ситуация, подобная той, что складывается с теми же фронтальными погрузчиками, продлится еще пару лет, отечественных производителей не останется. Появится еще одна ниша, в которой страна полностью зависит от каких-то внешних сил и внешних настроений».
По словам г-на Литвицкого, культура вывода на рынок медицинских изделий пока не до конца сформирована.
«Еще один механизм, который мы сейчас разрабатываем с Минпромторгом РФ, с департаментом радиоэлектронной промышленности, — отметил он, — это единая цифровая платформа медтехники. Когда началась спецоперация, мы столкнулись с такой проблемой, как дефектура (отсутствие доступности тех или иных медицинских препаратов или изделий), и выяснилось, что у нас нет единого каталога производителей медтехники. Каждый собирает что-то свое: Минпром — свое, Минздрав — свое. И мы начали собирать свое. Собирали таблички, которые называются «возможности производства», для того, чтобы можно было понять, сколько у нас производителей, что они производят и в каких регионах представлены».
Кирилл Литвицкий рассказал, что платформа, над созданием которой идет работа, помимо информации о том, кто, что и где может производить, будет включать в себя маркетплейс, который станет прозрачным механизмом осуществления закупок. Система позволит видеть потребности здравоохранения в каждом регионе, а медицинским организациям даст возможность видеть, какие производственные возможности доступны в том или ином субъекте. «Конечно, у нас есть лидеры отрасли, но есть и другие производители, которых нужно поддерживать и выводить на рынок», — отмечает Кирилл Литвицкий.
Как говорит эксперт, в данный момент ведется отработка механизмов финансовой поддержки профильных предприятий с банками. В числе механизмов поддержки — офсетные контракты (согласно определению, это соглашения между заказчиком и поставщиком на постройку или модернизацию предприятия с последующей поставкой товара). Это поможет формировать рынки сбыта. И уже есть вполне рабочие кейсы, в которых подобная поддержка дала результат. В числе примеров — предприятие, которое выводит на рынок дрели для ортопедии, ранее закупаемые в США. Консорциум помогает с регистрацией техники, с дистрибьюторской политикой, с оценками научно-академического сообщества (работа ведется с НМИЦ нейрохирургии им. академика Н. Н. Бурденко, который владеет прекрасной экспертизой в отношении данного типа изделий).
Однако из-за политики западных компаний в текущем году, по словам Оксаны Бычковой, «РКХ» уже столкнулись с проблемами в поставках насосного оборудования от западных компаний. Поэтому в диалоге с муниципальными образованиями, где работает компания, насколько позволяет уровень необходимости, сроки ремонта технологического оборудования сдвигаются «вправо», а приоритет смещается на линейные объекты, такие как сети трубопроводов, также нуждающиеся в ремонте.
Как отметила г-жа Бычкова, есть и острые вопросы, например, в том, что касается реагентов. Оказалось, российские аналоги не всегда адекватны в эксплуатации и могут просто разъедать оборудование.
Эти проблемы привели к последствиям: если в предыдущие годы у «РКХ» до срыва исполнения концессионных соглашений не доходило, то в текущем году уже есть знаковые объекты, по которым сорваны сроки поставки, хотя контрактация проведена еще в 2021 году. «Соответственно, мы сейчас находимся в поиске вариантов замещения, но наращиваем работы по другим проектам, — признается Оксана Бычкова. — Стараемся находиться в диалоге и прилагаем силы, чтобы выполнить соглашения. При этом радует, что муниципальные образования идут нам навстречу и в рамках корректировки годовых, трехлетних программ, выслушивают наши проблемы и понимают, что не все мы в силах сделать».
«Российская неделя ГЧП» принесла новые инвестиции
В сентябре в Москве прошел IX Инфраструктурный конгресс «Российская неделя ГЧП», организованный Национальным центром ГЧП и ВЭБ.РФ. В нем приняли участие около 1000 человек из 73 субъектов РФ.
Было заключено 8 концессионных соглашений с общим объемом инвестиций 19 млрд рублей. Речь идет о проектах по строительству школ и созданию инфраструктуры обращения с ТКО. Как заявил первый заместитель министра экономического развития РФ Илья Торосов, государство заинтересовано в использовании ГЧП и концессий для привлечения долгосрочных инвестиций в инфраструктуру и экономику страны.
Минэкономразвития как регулятор сферы ГЧП активно работает над созданием стимулов и благоприятных условий для запуска новых партнерств. «Сейчас есть запрос на долгосрочные инвестиции, и необходимо его удовлетворить. В этой ситуации, по нашему мнению, ГЧП и концессии — недооцененный инструмент. Минимум в ближайшие три года мы планируем привлечь с их помощью 1,6 трлн рублей. Сегодня мы реально считаем ГЧП локомотивом с точки зрения вклада в привлечение инвестиций», — прокомментировал Торосов.
По его словам, в настоящее время министерство ведет донастройку нормативно-правового регулирования отрасли. Осенью ожидается принятие комплексного законопроекта, который закрепляет важные для рынка понятия и механизмы, определяет объем бюджетного участия и т.п. Кроме того, ранее приняты нормативные акты, которые упростили заключение и изменение концессий, урегулировали запуск проектов в ряде сфер.
Источник: Национальный центр ГЧП.