АО «Сыктывкарпиво» — крупнейшее предприятие пищевого комплекса Республики Коми. В 2018 году ему исполнилось 50 лет. Все эти годы коллектив завода трудился на благо региона и его жителей. В очень непростые для всей страны годы завод не растерял свой производственный потенциал, а напротив, с каждым годом увеличивалась доля продукции завода на республиканском и региональном рынках.
 
Что вас как руководителя предприятия с многолетней историей стабильной работы тревожит в современной отрасли пивоварения? 
Для многих российских производителей классического пива, тех, кто относится к заводам малой и средней мощности, прошлый год стал хуже 2017 года, поскольку падение производства составило более 15%.
Причин этого несколько. Во-первых, высокий акцизный налог на пиво. Если сейчас он составляет 21 рубль, то с января 2020 года будет увеличен еще на 1 рубль, и это притом что в странах ближнего зарубежья, активно наполняющих пивом российский рынок, акциз составляет: в Казахстане около 2 рублей, в Белоруссии — около 9 рублей. Естественно, возникают теневики, идет агрессивный демпинг со стороны алкомаркетов и тех игроков, чья ценовая политика не выдерживает никакой арифметики. Они предлагают пиво по таким заниженным ценам, что, если вычесть торговую наценку, НДС, акцизы, не ясно, а что, собственно, остается на сырье, что это за сырье, куда делись затраты на логистику и производство? А торговые сети требуют низкие цены на продукцию, которую региональные производители предложить, как правило, не могут.

В таких условиях не только новичкам-пивоварам невозможно выйти на рынок, но и предприятиям с историей не просто выжить. Для добросовестной конкуренции и стимула развития российского пивоварения необходимо устанавливать минимальную розничную цену на пиво, чтобы конкурировать не ценами, а качеством.
Большую тревогу пивоваренного сообщества вызывает и попытка внесения в технический регламент «нового» определения пива. Этот документ допускает замену до 50% пивоваренного солода зерном и зернопродуктами, в то время как внутренним законодательством РФ (ФЗ № 171) разрешено использование не более 20% от массы заменяемого пивоваренного солода. Большое количество несоложеных материалов используется исключительно в целях снижения себестоимости производимого продукта. 

Это подогревает нездоровую ценовую конкуренцию на рынке в ущерб качеству продукта. Применение заменителей солода в большом объеме требует обязательного использования промышленных ферментных препаратов на стадиях приготовления сусла, брожения и дображивания пива. Многие промышленные ферментные препараты термически устойчивы и не инактивируются при кипячении сусла и пастеризации пива, переходят в готовый продукт в активном состоянии и оказывают вредное воздействие на организм человека. Мы настаиваем на том, чтобы пиво в России и ЕврАзЭС оставалось здоровым напитком, приготовленным из натурального сырья.
Для решения проблем необходимо при внесении поправок в законодательство прислушиваться не только к транснациональным компаниям, как это делается сейчас, но и к мнению малого и среднего бизнеса, пока еще работающего в российском пивоварении. 
 |