По результатам опроса службы исследований hh.ru, в топ-5 самых желанных регионов для отдыха у жителей страны вошли Краснодарский и Алтайский края, Санкт-Петербург, Крым и Москва. В связи с бурным ростом отрасли увеличилась и потребность в кадрах. С начала 2023 года на hh.ru открыто 260 тыс. вакансий для специалистов из сферы «Туризм, гостиницы, рестораны» — на 36% больше, чем годом ранее. 

На данный момент в лидирующем у соотечественников Краснодарском крае как месте лучшего отдыха — более 3000 активных вакансий в этой сфере, а в самом начале сезона их было еще больше — около 6000. Так, в марте динамика активных резюме составляла 87% при динамике активных резюме всего в 5%.

Снимок экрана 2023-10-02 в 15.03.30.jpg

Главный эксперт hh.ru по рынку труда, руководитель направления клиентской эффективности Наталья Данина отмечает, что за последний год количество вакансий в обслуживании на рынке труда выросло на 80%. Сегодня среди всех открытых предложений 40% — вакансии для продавцов, обслуживающего персонала, специалистов сферы туризма и т.д.

Самые востребованные сотрудники не только на Кубани, но и в России в целом — повара и работники кухни, администраторы и специалисты по размещению, официанты и бармены, горничные и уборщики, менеджеры по туризму, управляющие кафе, ресторанами и гостиницами.

Общая проблема отечественного рынка труда — серьезный дефицит кадров. Сейчас сложно встретить работодателя, который сказал бы, что в любой момент может нанять новых сотрудников и что «за забором стоят очереди желающих». Последняя фраза в 2023 году звучит абсурдно для большинства компаний, ведь сейчас именно работодатели конкурируют за людей в большинстве профессиональных сфер, а не наоборот.

Стоит отметить и общую для рынка труда тенденцию — неоднородность спроса и предложения. Больше всего экономика и бизнес нуждаются в линейных и массовых сотрудниках (водители, торговые представители, продавцы и т.д.), а также в «синих воротничках» — представителях различных рабочих профессий. Именно для них открыто больше всего вакансий. Да, такие специалисты есть, но их в разы меньше, чем нужно бизнесу. Причем они нужны в разных сферах и разным компаниям. По сути, работодатели вынуждены конкурировать за одних и тех же людей. А на другом полюсе находятся офисные сотрудники, или «белые воротнички» (маркетологи, управленцы, юристы, финансисты и другие). Доля вакансий для них гораздо меньше, чем для первой категории кандидатов, поэтому здесь конкурировать за рабочие места приходится соискателям.

Это подтверждает и структура вакансий на hh.ru: 75% от всех предложений о работе в стране рассчитаны на привлечение рабочего персонала — «синих воротничков», а также линейных, массовых сотрудников. Еще 15% вакансий опубликовано для «белых воротничков» и около 10% — для ИТ-специалистов.

администратор ресепшн.jpg

В сфере туризма и гостеприимства в России этот дисбаланс также заметен. Большинство вакансий в отрасли относятся именно к «линейным» позициям: повара, пекари и другие работники кухни, уборщики, официанты и бармены. Что касается поваров, работников кухни и уборщиков, то на одну вакансию здесь приходится меньше двух резюме, что говорит о серьезном дефиците кадров.

Показатель индекса конкуренции (количество резюме на вакансию) с 4 до 8, в идеале с 5 до 8 говорит о комфортной ситуации на рынке труда для всех его участников: у работодателей есть выбор среди соискателей, у соискателей нет жесткой конкуренции (она начинается от 8 резюме на вакансию и выше).

В сфере ресторанного и гостиничного бизнеса в августе прошлого года все выглядело довольно неплохо: от 4,3 до 5,3 — в регионах Юга и Северного Кавказа, 5,1 — по России в целом. В августе текущего года индекс конкуренции говорит о серьезном дефиците кадров в отрасли: в среднем на одну вакансию в ЮФО и СКФО сейчас приходится от 2,5 до 3 резюме.

В августе 2022 года также наблюдалась положительная динамика резюме по отношению к 2021-му — например, в Ростовской области количество резюме за год выросло на 46,4%. А в августе нынешнего года динамика везде отрицательная, в Ростовской области — 21,7%. Динамика вакансий, скажем, в общепите в 2023 году внушительная: в августе количество предложений от работодателей увеличилось на рекордных 52% по сравнению с августом 2022-го в Ставропольском крае, в СКФО — на 53%. В Ростовской области — на 43%, в Краснодарском крае — на 37%. В результате разрыв между спросом и предложением продолжает нарастать и достигает пиковых значений.

Наталья Данина говорит о том, что эта картина характерна не только для аудитории hh.ru, она в полной мере отражает ситуацию на рынке труда в целом для разных категорий персонала: «синих» и «белых» воротничков, сотрудников с опытом и без, граждан России и мигрантов. Как следствие, работодатели получают меньше откликов, чем рассчитывают.

бармен.jpg

Самый сильный кадровый голод — среди поваров. Дисбаланс в системе образования привел к тому, что на поваров просто не учились студенты в нужном количестве: профессия долгое время не считалась престижной. Сейчас многие рестораторы открывают собственные региональные школы поваров — обучение в них платное, но лучшие на курсе сразу трудоустраиваются в заведения сети.

По таким позициям, как официант, бармен, бариста, на одну вакансию в ЮФО и СКФО приходится от 3,9 до 5,2 резюме, на вакансию менеджера ресторана — от 4,5 до 7, что является комфортным значением. Среди менеджеров по туризму конкуренция за рабочие места в целом в России уже немного выше комфортного значения — 9 резюме на вакансию, а среди административных сотрудников — 12.

Но даже там, где, казалось бы, кандидаты есть и у работодателей не должно быть проблем с выбором, находить людей и закрывать вакансии непросто. Не всегда у кандидатов есть нужные бизнесу навыки — как профессиональные, так и коммуникативные. Последние особенно важны для туристической отрасли и общепита. Клиентоориентированность, умение общаться, причем на любых уровнях и с разными людьми, а также готовность учиться новому уже не просто хороший тон, а бизнес-необходимость. Вот и оказывается, что даже там, где вроде бы люди есть, найти подходящих непросто.

Что касается управленцев, то, с одной стороны, выбор у компаний достаточно широкий — кандидаты на рынке есть и достаточно активны. Но опять же найти по-настоящему грамотного и талантливого управленца — большая удача, которая требует серьезной работы от HR-менеджера. А управленцев высокого уровня (шеф-поваров, управляющих гостиницами, ресторанами) компании готовы искать не только внутри своего региона, но и в столицах и других субъектах. Как правило, таким сотрудникам предлагают не только высокую зарплату, но и оплату жилья, и помощь с переездом, и другие бонусы.

кондитеры.jpg

На рынке труда в гостиничном бизнесе и общепите сложилась парадоксальная ситуация с поварами и другими специалистами: компании открывают многочисленные вакансии и повышают зарплаты, а брать на работу некого.

Согласно июльскому опросу hh.ru среди работодателей, с дефицитом кадров большинство из них готовы бороться за людей обеспечением гибких условий труда и достойной оплаты труда — эти способы выбрали по 38% компаний. Все больше работодателей идут по пути увеличения различных льгот и заработных плат.

Повышение зарплат, по словам Натальи Даниной, оправдано, но удивительно. «Это уникальная ситуация, потому что обычно зарплата растет на фоне роста производительности труда, — говорит она. — Сейчас она растет на фоне жесткого дефицита, работодатели просто вынуждены поднимать зарплату. Это не позитивный эффект, но люди нужнее. Если сравнить январь прошлого года с августом нынешнего, то зарплатные предложения в среднем выросли на 40%. Это не означает, что на 40% выросли все зарплаты, но такого яркого прироста в предложениях мы никогда не видели».

По данным аналитического сервиса «Люди в цифрах» от hh.ru, средний диапазон предлагаемых зарплат в сфере туризма и гостеприимства в России составляет 43 000 – 80 500 рублей, в Краснодарском крае — 40 460 – 74 713.

Предлагаемая заработная в России для поваров, пекарей и кондитеров в январе — августе 2023 года составила 48 150 рублей, официантов, барменов, бариста — 45 500, хостес — 40 500, а менеджеров по туризму — 50 100. При этом вакансии для шеф-поваров и управляющих регулярно попадают в рейтинги самых дорогих предложений месяца по стране. Например, нередко шеф-поварам предлагают зарплату в 150 000 – 200 000 рублей и выше, а зарплаты управленцев стартуют от 100 000 – 120 000.

официант с шашлыком.jpg

Уровень зарплат очень важен. Из четырех составляющих, без которых битва за кадры и таланты будет проиграна еще до ее начала, зарплата играет важнейшую роль. И только затем идут остальные факторы: хорошие условия труда, забота о команде и работа над брендом работодателя.

Помимо повышения заработных плат и улучшения условий труда работодатели ищут новые резервы для заполнения вакансий, в частности делая акцент на несовершеннолетних сотрудников. Зарплаты школьников нынешним летом выросли на 5-10% по сравнению с 2022 годом. Только за май число предложений увеличилось на 80%, а с начала года работодатели разместили 14 тыс. вакансий для несовершеннолетних. Разброс в зарплатах большой. Это может быть почасовая оплата — от 130 рублей в час за раздачу листовок. За выполнение более сложных задач с анализом данных, обработкой изображения — от 1 тыс. рублей и больше. Возможны и варианты труда за оклад. Промоутеры могут получать от 20 тыс. рублей, фотографы — от 50 тыс.

Согласно недавнему опросу, проведенному hh.ru и СК «Росгосстрах», высокой долей респондентов, которые начали работать подростками, отличается как раз профобласть «Туризм, гостиницы и рестораны».

Наталья Данина говорит о том, то будет происходить дальше: «Люди на рынке труда в России будут планомерно взрослеть. И малочисленная когорта 20-24 года через несколько лет катастрофически уменьшит численность категории 25-29 лет — очень продуктивной и привлекательной для работодателей. Группы 30-34 года и 35-39 лет пока достаточно наполнены, но одними ими весь рынок не покроешь. Эти сотрудники также будут постепенно передвигаться в другие возрастные категории, и все больше людей будет в секторе 40+. Поэтому ставка исключительно на сотрудников 20-39 лет — провальная стратегия. На рынке труда происходят глобальные тектонические изменения, и необходима смена парадигмы — наем без предубеждений. Это значит в том числе, что надо смотреть не только на возраст 18-, но и на 40+, потому что нация стареет».

сх1.jpg

Помимо активного приглашения молодых и возрастных категорий сотрудников бизнес активнее стал работать и с самозанятыми, особенно из сфер «Услуги для бизнеса» (14%), «IT» (13%), «Строительство/недвижимость» (11%), «Перевозки/логистика» (8%), «Гостиницы/рестораны» (5%).

В 2021 году с самозанятыми сотрудничали 33% компаний, в 2022-м — 52%, а в 2023-м — уже 57%.

Топ-3 выгод от работы с самозанятыми, по версии работодателей:

1. Выгодный налоговый режим: самозанятые платят налог на профессиональный доход (НПД), который составляет 6% от дохода при работе с физическими лицами и 4% — при работе с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. В отличие от обычных работников, они не платят взносы в социальные фонды.

2. Упрощенный документооборот: для сотрудничества с самозанятым работником не требуется оформление большого количества документов, как это необходимо при приеме на работу штатного сотрудника. Достаточно заключить договор, который подтверждает сотрудничество и определяет условия работы.

3. Легкий наем: процесс найма самозанятого работника обычно проще и быстрее, чем процесс найма штатного сотрудника. Самозанятые не требуют социальных гарантий и оплачиваемого отпуска, что также упрощает процесс сотрудничества.

Сейчас почти половина (47%) всех открытых вакансий в сфере туризма и гостеприимства в России доступна для кандидатов без опыта работы, особенно это касается линейных позиций. Многие работодатели готовы обучать сотрудников на месте, в некоторых компаниях есть программы наставничества и адаптации новичков.

Из-за дефицита кадров во многих сферах сейчас наблюдается процесс перенастройки рынка труда и изменения сознания работодателей. Все чаще компании уходят от возрастных и прочих ограничений и фокусируются на профессиональных и личностных качествах людей, их опыте и квалификации. Если речь идет о недавних выпускниках, то у них может быть недостаточно опыта, но зато есть ряд очень ценных преимуществ: свежие знания, активность, энергичность, нестандартный взгляд на задачи, быстрая обучаемость и адаптивность и, как правило, более развитые цифровые навыки.

Среди требований, которые наряду с наличием профильного образования и опытом работы, важны для работодателей — умение работать в команде, умение выстраивать эффективные коммуникации на разных уровнях (с коллегами, клиентами, партнерами), умение договариваться и искать компромисс, грамотная речь, цифровые навыки и, конечно, желание и готовность постоянно учиться.

Вероятнее всего, дефицит кадров (особенно среди рабочего персонала и линейных сотрудников) будет усиливаться. Поэтому на первый план для бизнеса выходит не только подбор новых сотрудников, но и удержание уже имеющихся. 

Текст: Екатерина Никифорова, руководитель пресс-службы hh.ru Юг