Но так было не всегда. Директор учреждения рассказала, какой путь пришлось преодолеть театру и как он чувствует себя сегодня, в новых экономических реалиях.

Молодежный театр — одна из главных культурных точек притяжения донской столицы. Само здание театра, являющееся памятником архитектуры федерального значения, построено 123 года назад по проекту одного из лучших зодчих города Николая Дурбаха. За все годы своего существования театр не порывал с лучшими отечественными традициями, но в то же время всегда был смелым на эксперименты, чем и завоевал зрительские симпатии. В советское время слава ростовского ТЮЗа гремела по всему СССР. А благодаря заслуженному деятелю искусств РФ Владимиру Чигишеву, более 20 лет занимавшему пост главного режиссера и художественного руководителя, театр не только достойно пережил сложные для культуры 1990-е годы, но и смог заявить о себе на международном уровне. Однако с 2005 года, после ухода с поста легендарного худрука, театр не смог зажить новой жизнью и погрузился в кризисное состояние. «Молодежный» остро нуждался в новом руководителе, который вдохнул бы в него новые мысли и силы.

re_IMG_6828.jpg

В 2012 году директором театра стала Карина Сердюченко, выпускница ВГИКа, на тот момент имевшая более чем 10-летний опыт работы в сфере культуры. На нового директора обрушилось много задач, решить которые, казалось, не по силам: внутренние проблемы усугублялись и тяжелым финансовым положением — театр обременяли миллионные долги. «Театр совершал крутое пике. Творческий коллектив был разрозненный, отсутствовал главный режиссер. А самая главная проблема заключалась в том, что было подорвано доверие зрителя. На спектакли никто не ходил. Я понимала, что предстоит очень тяжелая работа. И мы были в таком положении, что уже не имели права на ошибку», — вспоминает Карина Сердюченко.

Но видя искреннее стремление руководителя изменить жизнь к лучшему, коллектив стал сплачиваться, и будто сама судьба стала посылать театру нужных людей. В октябре 2012 года главным режиссером стал Михаил Заец. Труппа театра пополнилась молодыми актерами не только из Ростова-на-Дону, но и из других городов России. Был полностью обновлен репертуар — тогда же в него вошли постановки Михаила Заец «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Господин Ибрагим», «Зойкина квартира» и много других спектаклей, быстро завоевавших любовь зрителей. После долгого перерыва наконец возобновилась и гастрольная деятельность. На пользу театру сыграло и то, что из областного управления он перешел в городское, и власти Ростова стали уделять ему больше внимания.

«Мы вышли на новый профессиональный уровень, становились участниками и призерами различных фестивалей, в театральном сообществе нас стали узнавать, мы обросли новыми связями. Нам удалось возродить международный театральный фестиваль «Минифест», который был придуман еще Владимиром Чигишевым в 1989 году. Два раза, в 2014 и в 2018 годах, мы приглашали на нашу сцену артистов из Германии, Бельгии, Италии, Хорватии, Эстонии, Франции, Швейцарии, Чехии, Финляндии и других стран. К сожалению, в третий раз провести «Минифест» помешала пандемия, а затем и международная обстановка. За 10 лет прилично расширилась и наша гастрольная география. Особо памятными стали гастроли в Дортмунде в 2019 году, когда мы в рамках Дней русской культуры показали немецким зрителям четыре наших спектакля. Мы чувствовали большой интерес к себе, к русскому театру, и нас с радушием принимали не только коллеги, но и городская администрация. Это к слову об «отмене культуры». Сила русской культуры такова, что ее невозможно отменить. Культура всегда была и будет объединяющим началом. По крайней мере хочется в это верить», — говорит Карина Сердюченко.

Одним из знаковых проектов театра стала Экспериментальная творческая лаборатория молодой режиссуры и современной драматургии под руководством известного театрального деятеля Олега Лоевского. На проект приглашают нескольких молодых режиссеров из разных городов, которые за пять дней должны подготовить с артистами театра эскизы спектаклей по современным пьесам, а результаты лаборатории выносятся на суд зрителей. Так, например, темой 2021 года стала русская классика. В рамках лаборатории «БунинLove» прошли показы трех эскизов по рассказам Ивана Бунина «Натали», «Легкое дыхание» и «Митина любовь».

В сентябре 2019 года была открыта детская театральная мастерская «ТеМа». «Цель нашей студии — в первую очередь раскрыть творческий потенциал личности. Сейчас у нас пять групп. Родители буквально обрывают телефон, просят устроить детей в студию, но нам уже едва хватает помещений», — признается Карина Сердюченко.

Сегодня, несмотря на внешнюю ситуацию, театр живет насыщенной творческой жизнью, а посещаемость спектаклей остается высокой. «Попасть к нам не так просто, билеты разлетаются моментально. По этой причине, например, продажу билетов на новогодние спектакли мы открываем за несколько месяцев до начала праздников, — рассказывает директор театра. — Но нас искренне радует то, что молодежь все больше интересуется театром. Этому поспособствовала и федеральная программа «Пушкинская карта». Например, в ноябре, когда на нашей сцене выступали артисты Мариупольского театра, зал был полностью заполнен молодежью. Конечно, мы стараемся делать так, чтобы поход в театр надолго запомнился нашим зрителям. В этом году, когда открывали 93-й сезон постановкой французского романа XVIII века «Опасные связи», подготовили для наших зрителей сюрприз, предложив им стать золотоискателями: до начала спектакля или в его антракте зрителям надо было отыскать в театральном пространстве спрятанные «золотые» предметы». По словам директора, хотя театр и достиг высоких результатов, но работы впереди еще много. «Нам необходимо обновить материально-техническую базу. Мне очень хочется, чтобы здание театра было отреставрировано и отремонтировано, а территория вокруг театра — благоустроена. Конечно, мы регулярно получаем поддержку, в том числе благодаря участию в федеральной программе «Культура малой Родины», но этого недостаточно. Мы действительно на творческом подъеме, у нас трудятся лучшие театральные мастера, и хотелось бы, чтобы уровень технического оснащения был достойным. Это важно не только для тех, кто создает спектакли, но и для публики. Ведь все, что мы делаем, мы делаем для наших зрителей», — подытожила Карина Сердюченко.


 |