Эффективность органов власти
— У людей всегда должен быть доступ к местным властям. Это аксиома, но не реальность. Считаю возможным в качестве пилотного проекта внедрить систему оценки населением эффективности работы местной власти. Например, если в результате опроса или онлайн-голосования более 30% жителей считают, что аким города или села неэффективен — это основание для создания администрацией президента специальной комиссии для изучения возникшей проблемы с внесением соответствующих рекомендаций.
Управляемая урбанизация
— Принятые ранее законы «О статусе столицы» и «Об особом статусе города Алматы» сыграли свою позитивную роль, но сегодня нуждаются в совершенствовании. Необходимо расширить компетенции акиматов трех самых крупных городов, в том числе в области градостроительной политики, транспортной инфраструктуры, формирования архитектурного облика.
Большое количество населения городов республиканского значения — это уже не предмет гордости, а основание для обеспокоенности с точки зрения полного обеспечения социально-экономических потребностей жителей. Мы наблюдаем перенаселенность крупнейших городов и в то же время нехватку людских и трудовых ресурсов в таких городах, как, например, Павлодар и Петропавловск, где создаются надлежащие условия для приема новых жителей. Правительство должно принять действенные меры по управлению миграционными процессами.
Единая жилищная политика
— Основной принцип — повышение доступности жилья, особенно для социально уязвимых слоев населения. Правительству необходимо разработать единую модель жилищного развития в стране, отойти от практики принятия разрозненных между собой программ.
Например, в рамках программы «7-20-25», которая изначально предполагалась как социальная, средний уровень семейного дохода заемщика должен составлять около 320 тыс. тенге в месяц. Людям с небольшим уровнем доходов участие в ней оказалось не по карману.
Поэтому в 2019 году запущена новая программа «Бақытты Отбасы» с льготной ставкой 2% и первоначальным взносом 10%. Это весьма выгодные условия. До конца года не менее 6 тыс. семей приобретут жилье в рамках данной программы. В первую очередь — многодетные семьи и семьи, воспитывающие детей-инвалидов. С 2020 года 10 тыс. таких семей ежегодно будут обеспечиваться жильем.
Коммунальная инфраструктура
— Несмотря на снижение износа коммунальных сетей с 65% до 57%, показатель остается высоким. Кроме того, из 78 тыс. многоквартирных домов более 18 тыс. требуют ремонта. Необходимо выделить регионам не менее 30 млрд тенге за два года в виде бюджетных кредитов на модернизацию и ремонт жилого фонда. Правительство должно предусмотреть данный механизм и жестко контролировать эффективность освоения средств.
Бюджеты развития регионов к 2022 году превысят 800 млрд тенге. Половину этих средств необходимо направить на софинансирование модернизации ЖКХ и решение актуальных социальных проблем жителей.
Объекты водоснабжения
— Жители различных регионов страны имеют разный уровень доступа к чистой питьевой воде, природному газу, транспортной инфраструктуре. Необходимо активизировать работу по нивелированию этого неравенства.
Заканчивается строительство первой очереди магистральной сети газопровода «Сарыарка». Со следующего года будет начата работа по строительству распределительных сетей в городе Нур-Султан и Карагандинской, а в дальнейшем в Акмолинской и Северо-Казахстанской областях. На эти цели государство выделяет 56 млрд тенге. В результате более 2,7 млн человек получат доступ к природному газу.
В течение следующих трех лет будет выделено порядка 250 млрд тенге на обеспечение наших граждан чистой питьевой водой и услугами водоотведения. В поле зрения исполнительной власти должна находиться полная и качественная реализация программы «Нұрлы жол». Это стратегический проект, благодаря которому действенная модернизация затронет всю транспортную инфраструктуру. На эти цели до 2022 года государство направит более 1,2 трлн тенге инвестиций.