По мнению представителей федеральной власти, туристическая сфера ДФО имеет мультипликативный экономический эффект. Эксперты с ними согласны, но уточняют: чтобы отрасль начала приносить хорошие дивиденды, необходимо решить ряд важных вопросов, прежде всего инфраструктурных.


Два неразрывных понятия. По оценке генерального директора Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики Николая Запрягаева, туризм является одним из приоритетных для ДФО направлений. «Дальний Восток и туризм — два неразрывных понятия, — уверен он. — И хотя далеко не каждый житель страны может поехать на Камчатку или Сахалин, чтобы посмотреть на вулканы или острова Курильской гряды, наша задача, чтобы все больше людей посещало этот удивительный край».

В 2021 году турпоток в регионы Дальнего Востока составил 3,2 млн человек. В 2022 году запущен ряд эффективных мер, направленных на то, чтобы эта цифра оказалась больше. В два раза увеличен кешбэк на путешествия в ДФО, действует три программы субсидирования авиаперевозок. В результате — пассажиропоток на 8% выше, чем в прошлом году. Растет номерной фонд, сегодня он насчитывает уже 55 тыс. единиц. На территории 7 субъектов Дальнего Востока (Камчатского, Приморского и Хабаровского краев, Сахалинской области, республик Бурятия и Саха (Якутия), Чукотского автономного округа) и 6 субъектов Арктической зоны (Мурманской и Архангельской областей, Красноярского края, Ненецкого и Ямало-Ненецкого автономных округов, Республики Карелия) создаются новые гостиничные комплексы, базы отдыха и глэмпинги, выстраиваются туристские маршруты и расширяются горнолыжные курорты.

«Мы видим тот мультипликативный эффект, который дают вложения в туристическую отрасль Дальнего Востока, в том числе благодаря резидентам территорий опережающего развития и свободного порта Владивосток — в регионы ДФО едут люди не только отдыхать, но и работать, развивается культура», — отмечает Николай Запрягаев. Сейчас 294 резидента ТОР и СПВ реализуют проекты в турсфере с общим объемом частных вложений 137,2 млрд рублей. В целом каждый десятый предприниматель, ведущий инвестиционную деятельность в рамках дальневосточных и арктических преференциальных режимов, создает новые точки притяжения для путешественников.

яхта паллада владивосток.jpg

Ближе и доступнее. Между тем имеется целый ряд проблемных моментов, сдерживающих развитие туристической отрасли на Дальнем Востоке. Среди наиболее актуальных — дефицит качественной инфраструктуры.

«Мы наблюдаем огромный спрос, который нужно немедленно удовлетворять. А для этого надо как можно скорее строить инфраструктуру, поскольку туристическая деятельность создает огромный мультипликативный эффект», — подчеркивает заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Чернышенко.

«Почему китайцы едут в Россию, на Дальний Восток? Потому что Россия для них, как Европа. Однако нормального туристического продукта здесь нет. При наличии же качественного предложения количество жителей КНР, посещающих ДФО, можно удвоить, утроить», — уверен бенефициар группы компаний Mantera Александр Ткачев.

Еще один давно назревший вопрос — необходимо максимально увеличить транспортную доступность регионов Дальнего Востока, и в первую очередь в рамках самого округа. По мнению исполнительного директора Ассоциации туроператоров России Майи Ломидзе, для этого нужно запустить авиасообщение между субъектами ДФО, чтобы «самолеты летали, как маршрутки». «Туризм без транспорта не существует, потому что турист — это прежде всего перемещение. Чем доступнее и больше вариантов, тем больше туристов. Есть транспортная доступность — этим начинают пользоваться туристы отовсюду, в том числе из-за рубежа. Нет транспортной доступности — даже такой неуникальный продукт, как тур выходного дня, по умолчанию становится дорогим и требует совершенно другого позиционирования», — рассуждает Ломидзе.

Хорошим стимулом для россиян путешествовать по Дальнему Востоку стал туристический кешбэк. При этом, как уточняет экс-руководитель Ростуризма Зарина Догузова, ведутся разговоры о том, чтобы применительно к ДФО его верхняя планка составляла не до 40 тыс. рублей, а до 40% от стоимости тура.

Серьезные дивиденды приносит и запуск чартерных программ. Как отмечает вице-президент АТОР, заместитель генерального директора туроператора FUN&SUN Александр Сирченко, они имеют ряд преимуществ. Во-первых, предлагается готовое путешествие «под ключ» с перелетом, проживанием, трансферами, экскурсиями. Выбираются направления с богатой историей, культурой, интересными объектами показа. Во-вторых, доступная цена тура благодаря субсидиям, компенсирующим половину стоимости фрахта воздушного судна. Цена такого тура может быть в 2-2,5 раза ниже собранного самостоятельно, при этом туристы живут в комфортабельных объектах размещения, прошедших государственную классификацию. В-третьих, высокий уровень сервиса, соответствующий международным стандартам. Перед запуском чартеров специалисты туроператора проводят инспекции маршрутов и обучают персонал своих принимающих партнеров.

«Мы отправили в субъекты Дальнего Востока уже более 12 тыс. туристов. С одной стороны, в турпотоке регионов это незначительное количество, но в данном случае мы говорим именно о туристах, которые прилетели в регион на неделю, приобретали экскурсии, покупали сувениры и вложили в экономику сумму, сопоставимую со стоимостью путевки. В денежном выражении это порядка 700 млн рублей», — комментирует Александр Сирченко.

При этом он выступает за необходимость расширить субсидии на чартеры, отменить правила паритета для обеспечения достаточного количества авиаперевозок и привлекать к выполнению международных рейсов из аэропортов России компании дружественных государств, летающих в нашу страну.


На всех парусах. Важной составляющей, способствующей росту популярности дальневосточных турпродуктов, эксперты называют наличие инфраструктуры для парусных путешествий. «Причальной инфраструктуры зачастую нет даже возле общеизвестных достопримечательностей с большим потоком посетителей. Это сдерживает развитие новых парусных маршрутов, несмотря на увеличивающийся спрос со стороны туристов, — сетует директор территориальных проектов ООО «Сила ветра» Анна Носова. — Для развития яхтенного туризма и парусного спорта нужно разработать схему размещения объектов яхтинга и прибрежного пассажирского сообщения, а также произвести резервирование территорий и акваторий под объекты инфраструктуры яхтинга на основании утвержденной схемы».

Генеральный директор ООО «Васта Дискавери» Сергей Бачин согласен с тем, что регионы Дальнего Востока способны стать центрами круизного туризма, но для этого необходим флот. «Нужно провести инвентаризацию флота двойного назначения, или научного флота, имеющегося в распоряжении Академии наук, и добиться, чтобы можно было использовать эти суда три-четыре месяца в году в качестве туристических, — предлагает Бачин. — Параллельно нужно думать, как быть с новым круизным флотом. Безусловно, его надо строить. Это важное конкурентоспособное преимущество ДФО».

Практико-ориентированный подход. Количество приезжающих на Дальний Восток туристов и качество их отдыха напрямую зависят от наличия современной гостиничной инфраструктуры.

«Мы планируем открывать на Дальнем Востоке хилинг-отели, предлагающие гостям не только отдых в природных «местах силы», но и укрепление здоровья, — рассказывает генеральный директор ООО «Антерра», создатель первого в России оздоровительного отеля Green Flow Александр Тертычный. — Green Flow — это проект, объединяющий качественную гостиничную инфраструктуру, местную культуру и кухню, оздоровительные программы, бальнеологию. Строительство таких объектов становится стимулом к развитию туристического потенциала региона, создает новые рабочие места и является драйвером роста экономической привлекательности территории».

Вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России, управляющий партнер УК «Альянс Отель Менедж-
мент» Вадим Прасов считает, что, поскольку себестоимость строительства на Дальнем Востоке отличается от других субъектов РФ, нужно пересмотреть сроки действия льгот для резидентов территорий опережающего развития, которые реализуют турпроекты, с момента операционной деятельности — не 5 лет, а 15. Кроме того, обнуление НДС для туробъектов должно распространяться на всю деятельность гостиничного предприятия, а не на отдельные виды услуг.

«Дальний Восток должен стать местом эксперимента по внедрению практико-
ориентированного подхода к образованию в туризме и гостиничном бизнесе. Бизнесу неинтересно ждать студентов четыре года, пока они чему-то научатся. Даже с дипломом такие специалисты — чистый белый лист. Лучше обучать их по схеме «год практики — год теории» для вовлечения в процессы на реальных предприятиях. Чем больше мы будем давать студентам возможность не терять время в вузе, а получать практику и расти в своей квалификации, тем меньше они будут хотеть уезжать на материк», — убежден Вадим Прасов.

А заместитель председателя комиссии Русского географического общества по развитию туризма, заведующий кафедрой рекреационной географии и туризма географического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, профессор Виктор Кружалин указывает, что эффективное развитие туротрасли возможно при условии системного взаимодействии органов законодательной и исполнительной власти, бизнеса и научно-образовательного сообщества. «Необходимо создавать на Дальнем Востоке территориальные центры на базе взаимодействия имеющихся учебных заведений подготовки и переподготовки кадров. Также нужно синхронизировать усилия образовательных структур с потребностью в кадрах бизнес-сообщества, чтобы эти территории стали примером устойчивого развития туристической деятельности, чтобы сюда приезжали и оставались жить и работать молодые и активные профессионалы», — резюмирует эксперт.

 |