Результаты реализации этих документов очень важны, поскольку помимо роста экономики и инвестиционной привлекательности территорий они должны существенно повысить уровень жизни населения.
Историческое решение. На Восточном экономическом форуме-2021 по инициативе президента России Владимира Путина было объявлено о запуске мегапроекта, который охватывает все административные центры субъектов ДФО и города округа с населением более 50 тыс. человек, а также Тынду и Северобайкальск — важнейшие точки Байкало-Амурской магистрали. «Ключевым инструментом, своего рода отправной точкой для работы, для приложения ресурсов здесь являются мастер-планы городов, — подчеркнул глава государства. — Они должны базироваться на запросах жителей и бизнеса, включать не только градостроительные решения — например, ввод в строй жилых домов, благоустройство парков и скверов, открытие детских садов и школ, поликлиник и больниц, дорог и мостов. Эти задачи должны грамотно сочетаться с развитием экономики в целом, с использованием конкурентных преимуществ территорий».
По оценке заместителя председателя правительства России — полпреда президента на Дальнем Востоке Юрия Трутнева, поручение Владимира Путина о реновации городов ДФО «носит исторический характер, открывает новую страницу в развитии макрорегиона». «Первый этап — разработка мастер-планов — проводится во всех субъектах округа. Основой для этого стали уникальные особенности и преимущества дальневосточных территорий, направления развития городской среды, приоритетные отрасли, в которых будут создаваться рабочие места, — прокомментировал Трутнев. — Все мастер-планы готовились совместно с жителями, обсуждение было организовано как на электронных платформах, так и в виде прямых собеседований. Важнейшие вопросы, которые ставили граждане, — экология, дорожная сеть, качество жилья, придомовых территорий, обеспеченность объектами образования, здравоохранения и культуры».
В масштабной работе участвуют Минвостокразвития, Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики, три института развития — ВЭБ.РФ, ДОМ.РФ и АСИ, 10 планировочных команд. Задействованы все специальные механизмы развития ДФО: «Дальневосточная субсидия», «Дальневосточная концессия», «Дальневосточный квартал».
На сегодня завершена разработка мастер-плана Петропавловск-Камчатской агломерации, реализуются мероприятия, закрепленные долгосрочным планом ее комплексного социально-экономического развития. Мастер-планы еще пяти городов (Улан-Удэ, Читы, Южно-Сахалинской агломерации, Тынды, Северобайкальска) были представлены президенту и утверждены им, ведется формирование проектов долгосрочных планов развития этих территорий.
Общественный центр как ключевая доминанта. Реализация мастер-плана Петропавловск-Камчатской агломерации предполагает к 2030 году рост на 5% численности населения, появление до 20 тыс. новых рабочих мест, увеличение до 750 тыс. количества туристов. Общий объем инвестиций в проект составляет 170 млрд рублей.
Губернатор Камчатки Владимир Солодов рассказал, что главным укрупненным объектом реновации краевой столицы является центральная часть Петропавловска-Камчатского с ключевой доминантой — общественным центром. Кроме того, масштабное преобразование города предполагает реконструкцию исторического квартала, строительство смотровой площадки на Петровской сопке, ремонт центральных улиц, благоустройство набережной по ул. Озерновская Коса, прогулочной зоны красной линии по проспекту 50-летия Октября. На Мишенной сопке появится канатная дорога.
В числе проектов комплексного развития территорий — Петропавловская гавань, причал мехзавода, Комсомольская площадь и бухта Моховая. Отдельно предусмотрено возведение социальной инфраструктуры для подрастающего поколения, в том числе детского и молодежного научно-образовательного центра «Восход», Всероссийского молодежного центра «Экосистема», образовательного центра «Сириус». В рамках создания арт-кластера будет отреставрировано нескольких зданий — объектов культурного наследия, и откроется школа креативных индустрий с шестью лабораториями.
«Развитие Петропавловска-Камчатского — главная задача, этот вопрос больше всего волнует людей, — признался Владимир Солодов. — Когда спрашиваешь молодежь, когда спрашиваешь разные категории граждан, когда спрашиваешь туристов: «А чего вам не хватает на Камчатке?», все называют ее столицу. Поэтому городом нужно заниматься, и заниматься с поддержкой. Поддержку мы получили — в лице президента, в лице правительства. С одной стороны, план визионерский, но с другой — очень прагматичный, и мы его уже реализуем».
Ворота Байкала. По замечанию разработчика мастер-плана Улан-Удэ, специалиста компании «Новая земля» Григория Соломина, основанный в советское время, город не был предназначен для развития современной экономики. «Сейчас 70% всех рабочих мест сконцентрировано в центре. Улан-Удэ вырос за пределы своих границ — многие жители Иволгинского района только ночуют у себя дома, а все остальное время работают в городе, в выходные дни отдыхают тоже в городе. Соответственно, Улан-Удэ испытывает нагрузку, его среда не отвечает запросам людей. И местные жители, и туристы хотят видеть красивый город, «ворота Байкала», а видят разросшийся частный сектор», — посетовал эксперт.
Согласно мастер-плану, Улан-Удэ должен стремиться к компактности, ограничиваясь уже застроенными территориями. Намечается интенсивный путь развития вместо экстенсивного: наращивание плотности, использование потенциала неэффективных участков, освоение земель, обеспеченных коммуникациями.
«Все прекрасно знают и помнят, как создавался и рос наш город. Строился мясокомбинат, а рядом — поселок Мясокомбинат, авиазавод — поселок Авиазавод, стеклозавод — поселок Стеклозавод. И таких поселков у нас 52, они обеспечили каркас города, — заметил мэр Улан-
Удэ Игорь Шутенков. — А исторический центр даже через сто лет практически не изменился. Это деревянные дома, отсутствие инженерных сетей. Поэтому мы замахнулись на то, чтобы изменить центр. Предлагается ввести многоэтажную застройку, сохранив исторический облик. Все памятники и объекты культуры, находящиеся в центре, вписываются в новый дизайн».
Среди проектов, под которые уже выделены земля и финансирование, — реконструкция набережной, строительство российско-монгольского межвузовского кампуса, нового здания Национального музея Бурятии. Также предусматривается внедрение туристического кода Улан-Удэ, основанного на использовании восточной культуры и архитектуры.
Остановить отток молодежи. Губернатор Забайкальского края Александр Осипов сетует, что в столице региона Чите изношена коммунальная инфраструктура, грязный воздух, имеется почти 600 тыс. кв. метров аварийных домов, остро требуют восстановления исторические здания, перегружены автодороги, нужны спортивные объекты. «А самое главное — недостаток рабочих мест и низкое качество высшего образования, что вызывает отток молодежи», — добавил Осипов.
Он рассчитывает, что все проблемы поможет решить мастер-план Читы. Первый его блок подразумевает создание рабочих мест, решение вопросов логистики, формирование территории опережающего развития. Приоритеты второго блока — газификация и устранение энергетического дефицита, строительство дорог, расселение аварийного фонда, реконструкция коммунальных сетей, озеленение, обновление исторического центра. Главное в третьем блоке — развитие образования, создание Горной академии, кадетского училища, музея России, центра единоборств и центра стрельбы из лука.
«Чита — самая развитая в мире территория по горной добыче, при этом здесь катастрофический дефицит людей с профильным образованием, — заметил губернатор. — Мы не имеем права допустить опустынивания таких огромных земель. Для исполнения мастер-плана города, в который включены более 100 объектов и 60 системных мероприятий, крайне важен вопрос финансирования».
Принципиальное изменение отраслевой логистики. В основе Южно-Сахалинской агломерации — два населенных пункта: региональный центр Южно-Сахалинск и город-порт Корсаков. «Уже сегодня экономика агломерации характеризуются стабильным развитием, прежде всего по росту объема инвестиций, увеличению численности населения и уровню жилищной обеспеченности. Городская среда становится более комфортной для людей, — рассказал губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко. — Мы рассматриваем агломерацию как энергетический центр Дальнего Востока. Ключевыми отраслями станут традиционные нефтегазовый и рыбопромышленный комплексы, а также новые — транспорт, логистика и туризм. Предусматриваются инвестиции в объеме свыше 500 млрд рублей и создание около 15 тыс. рабочих мест».
Ключом к развитию агломерации станет глубоководный Корсаковский порт. Здесь появятся рыбоперерабатывающие мощности, рассчитанные на 1 млн тонн рыбной продукции в год. В результате принципиально изменится отраслевая логистика. Сырье будет доставляться на российский берег, перерабатываться и отправляться отечественным потребителям и в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Важная роль отведена авиационному хабу. Аэропорт Южно-Сахалинска станет точкой пересечения воздушных и морских транспортных путей. В ближайшие месяцы примет первых пассажиров современный аэровокзальный комплекс на 5 млн человек в год. За счет областного бюджета строится новая взлетно-посадочная полоса. Планируется, что она будет введена в эксплуатацию в 2025 году.
Вдоль железной дороги располагаются площадки индустриальных парков: нефтегазового, агропромышленного, лесоперерабатывающего, строительного. Благодаря созданию дополнительных транспортно-пересадочных узлов и станций в несколько раз вырастут объемы перевозок.
До 2030 года на территории агломерации будут построены районы с современным архитектурным обликом. Общая их площадь — более 2 млн кв. метров жилья. В частности, новый район появится по соседству с Корсаковским портом.
«Презентованный мастер-план — масштабный, беспрецедентный для островного региона проект. На нашем городе как административном центре субъекта лежит повышенная ответственность за его успешную реализацию», — прокомментировал мэр Южно-Сахалинска Сергей Надсадин.
Модельные города своего времени. Северобайкальск и Тында были созданы одновременно в 1974 году, чтобы обеспечить строительство БАМа. «Они задумывались как модельные города своего времени, проектировались в Ленинграде и Москве. Сегодня это узловые центры для территорий вдоль магистрали, на которых вместе с трассовыми поселками проживают 135 тыс. человек: и ветераны, возводившие БАМ, и люди, обеспечивающие работу железной дороги сегодня», — рассказал министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.
Сейчас БАМ принимает основную нагрузку по экспорту российских товаров на Восток. Стоимость грузов, провезенных по магистрали в 2022 году, превысила 3 трлн рублей. В ближайшие 20 лет пропускная способность почти удвоится.
Глава КРДВ уточнил, что мастер-планы Северобайкальска и Тынды направлены на решение следующих задач: создать условия для обслуживания растущих транспортных потоков с учетом новых технологий, открыть для жителей БАМа новые рабочие места и диверсифицировать экономику, в том числе за счет туризма, малого и среднего предпринимательства, построить новое жилье (например, в Тынде нет новостроек, все дома старше 40 лет, а цены на недвижимость в Северобайкальске сопоставимы со столицей региона Улан-Удэ), модернизировать коммунальную, транспортную и социальную инфраструктуру, а также обеспечить условия для профессионального образования, чтобы БАМовская молодежь могла получать востребованные специальности. Всего до 2030 года по мастер-плану Северобайкальска должно быть реализовано 19 проектов с инвестициями 26,7 млрд рублей, по мастер-плану Тынды — 17 проектов стоимостью 23,5 млрд рублей.
Новая форма определения долгосрочных приоритетов. Директор Центра региональной политики РАНХиГС при президенте РФ Владимир Климанов положительно оценивает мастер-планирование как новую форму определения долгосрочных приоритетов развития городов. Среди явных преимуществ он указывает ориентацию на долгосрочные цели и привлечение к разработке широкого круга лиц, в том числе и самих жителей. «При этом планы должны отражать разумное сочетание экономических проектов и инициатив с социальной направленностью, — уверен Климанов. — В этом смысле для Дальнего Востока вырабатываются самые разные меры развития, например традиционные, связанные с промышленностью. Здесь применяются такие специфические инструменты, как создание преференциальных режимов в очень широкой линейке. Также мы видим реализацию различных социальных инициатив: льготные формы ипотеки, предоставление в безвозмездное пользование земельных участков и другие».
Директор ФАНУ «Востокгосплан» Михаил Кузнецов считает, что при формировании мастер-планов необходимо учитывать: город — это единый организм, поэтому в его основе должны лежать не только пространственное развитие и реновация парков и набережных. «Наша задача с учетом современных реалий — исследовать и переосмыслить те отрасли и те проекты, которые смогут стать драйверами развития экономики конкретного города, — говорит эксперт. — Сам мастер-план — отличный повод привлечь инвестиции, когда государство дает четкий индикатив, что город будет развиваться, расти, население как минимум стабилизируется».
А председатель ВЭБ.РФ Игорь Шувалов полагает, что серьезным плюсом мастер-плана является его публичность. «Мастер-план — это документ, в котором региональные и муниципальные власти публично берут на себя обязательства, от которых не смогут просто так отказаться, — рассуждает он. — К мастер-планам необходимо обращаться каждый год, смотреть, что уже сделано, что нужно выполнить еще, и помнить: без участия горожан это просто чистый лист бумаги».