— На начало 2004 г. в жилищном секторе России существовал целый клубок проблем, на решение которых и был направлен первый национальный проект: только 9% семей имели доходы, позволяющие им приобрести стандартное жилье с помощью собственных и заемных средств (сегодня — чуть более 50%); низкий платежеспособный спрос населения на жилье невозможно было увеличить без развития ипотечного кредитования, но объемы ипотечного кредитования были минимальными, а процентные ставки по ипотечным кредитам — высокими (в 2004 г. объем задолженности по ипотеке составлял 0,3% ВВП, а сегодня — почти 10%); малые объемы жилищного строительства не покрывали даже низкий платежеспособный спрос населения (в 2004 г. — 41 млн кв. м, в 2020 г. — 82,2 млн кв. м, то есть в 2 раза больше); в строительстве имелись высокие административные барьеры (например, тогда существовало порядка 10 различных экспертиз проектной документации, сегодня барьеры значительно снижены, хотя задача остается актуальной); в жилищном строительстве преобладала точечная застройка, земельные участки предоставлялись после предварительного согласования с чиновниками места размещения объекта (до 2005 г. аукционов вообще не было, сегодня они уже повсеместная практика, внедряются новые виды — аукционы/конкурсы на комплексное развитие территорий); жилищное строительство практически полностью финансировалось гражданами по непрозрачным правилам, все риски застройщики полностью перекладывали на таких граждан (не было федерального закона о долевом строительстве № 214, сегодня мы уже уходим и от этого закона к проектному финансированию и счетам эскроу).

В первом национальном проекте были зафиксированы 4 приоритета и целевые показатели на 2010 г.: увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования, повышение доступности жилья, увеличение объемов жилищного строительства и модернизация коммунальной инфраструктуры, выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем установленных законодательством категорий граждан. Большинство показателей были достигнуты полностью или в существенной части. До начала финансового кризиса 2008-2009 гг. этому способствовали как меры самого нацпроекта, так и общая благоприятная экономическая ситуация. Не удалось продвинуться только по направлению выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем установленных законодательством категорий граждан: средний срок ожидания в очереди на жилье как был 20 лет в 2004 г., так и остался сегодня. Такие результаты первого нацпроекта свидетельствуют о возможности достижения большинства целей нацпроекта «Жилье и городская среда».

Национальный проект «Жилье и городская среда» выделяет несколько иные приоритеты, хотя в целом продолжает ту же стратегию. К основным приоритетам, которые уже были выделены ранее, но теперь имеют новые целевые ориентиры, нужно отнести в первую очередь увеличение объемов жилищного строительства: цель первого проекта — 80 млн кв. м к 2010 г., а сейчас — 120 млн кв. м к 2030 г. В числе основных новых приоритетов, которых не было в 2005 г., надо выделить два: повышение качества и комфортности городской среды, ликвидация непригодного для проживания жилищного фонда, в том числе аварийного. Эти новые приоритеты означают переход от наращивания только количественных показателей жилищного строительства к качественным показателям улучшения состояния жилищного фонда и городской среды в целом.

С точки зрения приоритетных задач, которыми было бы целесообразно дополнить текущий нацпроект, следует отметить ускорение решения жилищной проблемы очередников и других льготных категорий граждан (не только федеральных), а также развитие арендного жилищного фонда, в том числе доступного арендного жилья для таких льготных категорий граждан, которые не могут приобрести жилье с помощью ипотеки.

Институт экономики города по заказу Проектной дирекции Минстроя России провел оценку согласованности национальных проектов и других документов стратегического планирования в части планирования и развития жилищного строительства. Результаты анализа показали необходимость обеспечения:

1) большей взаимоувязки национальных проектов между собой. Например, анализ взаимосвязей между нацпроектом «Жилье и городская среда» и другими нацпроектами показал, что в нацпроектах в сферах образования, здравоохранения, культуры, транспорта никак не выделяются мероприятия, связанные с инфраструктурным обеспечением районов нового жилищного строительства;

2) взаимоувязки нацпроектов с другими стратегическими и программными документами на всех уровнях публичного управления. Анализ показал, что сроки реализации и целевые показатели нацпроекта «Жилье и городская среда» не в полной мере скоординированы с целевыми показателями государственных программ субъектов РФ в сфере жилищного строительства, с муниципальными программами, генеральными планами муниципальных образований, программами комплексного развития инфраструктуры. Ресурсное обеспечение мероприятий по развитию транспортной, социальной и коммунальной инфраструктуры, содержащихся в программных документах муниципалитетов, как правило, недостаточны для инфраструктурного обеспечения объемов нового жилищного строительства;

3) большего вовлечения органов местного самоуправления. В частности, активизация межмуниципального сотрудничества могла бы существенно повысить их вклад в реализацию нац- проектов. Кроме того, анализ показал, что значительная часть осуществляемых муниципалитетами мероприятий, которые фактически направлены на цели и задачи нацпроекта, не учитываются в таком качестве и не поддерживаются, поскольку по формальным причинам не включаются в соответствующие региональные проекты.