В первом национальном проекте были зафиксированы 4 приоритета и целевые показатели на 2010 г.: увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования, повышение доступности жилья, увеличение объемов жилищного строительства и модернизация коммунальной инфраструктуры, выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем установленных законодательством категорий граждан. Большинство показателей были достигнуты полностью или в существенной части. До начала финансового кризиса 2008-2009 гг. этому способствовали как меры самого нацпроекта, так и общая благоприятная экономическая ситуация. Не удалось продвинуться только по направлению выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем установленных законодательством категорий граждан: средний срок ожидания в очереди на жилье как был 20 лет в 2004 г., так и остался сегодня. Такие результаты первого нацпроекта свидетельствуют о возможности достижения большинства целей нацпроекта «Жилье и городская среда».
Национальный проект «Жилье и городская среда» выделяет несколько иные приоритеты, хотя в целом продолжает ту же стратегию. К основным приоритетам, которые уже были выделены ранее, но теперь имеют новые целевые ориентиры, нужно отнести в первую очередь увеличение объемов жилищного строительства: цель первого проекта — 80 млн кв. м к 2010 г., а сейчас — 120 млн кв. м к 2030 г. В числе основных новых приоритетов, которых не было в 2005 г., надо выделить два: повышение качества и комфортности городской среды, ликвидация непригодного для проживания жилищного фонда, в том числе аварийного. Эти новые приоритеты означают переход от наращивания только количественных показателей жилищного строительства к качественным показателям улучшения состояния жилищного фонда и городской среды в целом.
С точки зрения приоритетных задач, которыми было бы целесообразно дополнить текущий нацпроект, следует отметить ускорение решения жилищной проблемы очередников и других льготных категорий граждан (не только федеральных), а также развитие арендного жилищного фонда, в том числе доступного арендного жилья для таких льготных категорий граждан, которые не могут приобрести жилье с помощью ипотеки.
Институт экономики города по заказу Проектной дирекции Минстроя России провел оценку согласованности национальных проектов и других документов стратегического планирования в части планирования и развития жилищного строительства. Результаты анализа показали необходимость обеспечения:
1) большей взаимоувязки национальных проектов между собой. Например, анализ взаимосвязей между нацпроектом «Жилье и городская среда» и другими нацпроектами показал, что в нацпроектах в сферах образования, здравоохранения, культуры, транспорта никак не выделяются мероприятия, связанные с инфраструктурным обеспечением районов нового жилищного строительства;
2) взаимоувязки нацпроектов с другими стратегическими и программными документами на всех уровнях публичного управления. Анализ показал, что сроки реализации и целевые показатели нацпроекта «Жилье и городская среда» не в полной мере скоординированы с целевыми показателями государственных программ субъектов РФ в сфере жилищного строительства, с муниципальными программами, генеральными планами муниципальных образований, программами комплексного развития инфраструктуры. Ресурсное обеспечение мероприятий по развитию транспортной, социальной и коммунальной инфраструктуры, содержащихся в программных документах муниципалитетов, как правило, недостаточны для инфраструктурного обеспечения объемов нового жилищного строительства;
3) большего вовлечения органов местного самоуправления. В частности, активизация межмуниципального сотрудничества могла бы существенно повысить их вклад в реализацию нац- проектов. Кроме того, анализ показал, что значительная часть осуществляемых муниципалитетами мероприятий, которые фактически направлены на цели и задачи нацпроекта, не учитываются в таком качестве и не поддерживаются, поскольку по формальным причинам не включаются в соответствующие региональные проекты.