В 1993 году школа получила статус лицея- интерната, и стартовали новые этапы ключевых преобразований, такие как инновационная образовательная деятельность в статусе национальной школы, школы одаренных детей, «умной» школы. Сегодня же учреждение является школой этнокультурного развития. Суть этой концепции в самоопределении и развитии творческих способностей лицеистов в процессе организации их этнокультурной деятельности во внеурочное время. Особая гордость школы — разумное сочетание компонентов образовательной среды: площадок художественно-эстетического, патриотического, спортивного, творческого, научно-исследовательского, экологического направлений. В их числе — образцовый детский ансамбль песни и танца «Наран», детская школа искусств, военно-патриотический клуб «Тамир», цирковая школа, Центр бокса, медиацентр «Соембо». Еще одним значимым вектором развития следует считать работу в статусе ассоциированной школы ЮНЕСКО. В лицее работает клуб юнесковского движения «Ая-ганга», учащиеся проходят стажировки в Международной открытой школе при Урало-Сибирской федерации ассоциаций, центров и клубов ЮНЕСКО. Вбирает в себя все направления деятельности лицея Фестиваль национальных культур, участие в нем принимают делегации из Монголии, Китая, Калмыкии, Тувы, Башкортостана, Забайкальского края, Иркутской области, а также представители 10 национально-культурных центров и различных школ Бурятии.  Роль личности в становлении Республиканского бурятского национального лицея-интерната № 1 очень значима. Нельзя не вспомнить директоров школ, на период управления которых пришлись интенсивные этапы развития. Это Шираб-Жалсан Санжиев — при нем в тяжелые 90-е годы школа не только выстояла, но и приобрела свой современный статус, а также Баир Жалсанов, ныне занимающий пост министра образования и науки республики. Сегодня лицей возглавляет Булат Шойнжонов, кандидат филологических наук, который продолжает славные традиции школы этнокультурного образования и ведет ее коллектив к новым вершинам развития.