Проект был разработан на базе образовательной программы ВЭБ.РФ Школы управления Сколково «Гостеприимные города».
В России много городов, жители которых гордятся своими родными местами, с любовью могут о них рассказать и дать ценные рекомендации гостям. Но далеко не везде власти в состоянии организовать нормальный процесс приема туристов и обеспечить им хотя бы сносную инфраструктуру. Вице-президент Альянса турагентств Алексан Мкртчян считает, что в связи с переориентированием на внутренний туризм в России наблюдается острейший дефицит отелей уровня 4-5 звезд. «Хуже всего дела обстоят в Калининградской области, которая оказалась абсолютно не готова к наплыву туристов. Из-за нехватки номеров местные отельеры взвинтили цены до 50 тыс. рублей за ночь. Схожая история на Алтае, где необходимо строить несколько десятков гостиниц. Не лучше дела в Москве и Санкт-Петербурге, где отмечается наплыв туристов из КНР, — заметил эксперт. — Китайцы не едут в Липецк и Тамбов. Они едут в Москву и Санкт-Петербург. Это привело к тому, что номер в Москве, который спокойно можно было найти за 5-6 тыс. рублей в сутки, сейчас стоит 10 тыс.». Проблемы есть и с общественным питанием, и с транспортом, и с экскурсионным обслуживанием.
Интересно, что за последние годы именно туризм стал основным источником наполнения государственного бюджета такой некогда чисто нефтяной страны, как ОАЭ. То есть Россия теряет большие деньги из-за неумения организовать, распределить и обеспечить всем необходимым турпотоки, которые растут несмотря на попытки ее изолировать.
Как раз для исправления ситуации был задуман социальный проект «Гостеприимный город для всех», цель которого — повышение уровня доступной среды в городах России. Причем, не только для туристов, но и для бизнеса.
«На программе ВЭБ.РФ и школы управления Сколково «Гостеприимные города», где учатся управленческие команды из более чем 200 городов, мы увидели большой интерес к формированию доступной среды, — рассказала главный управляющий партнер по городскому развитию ВЭБ.РФ Ирина Макиева. — По просьбе городов придумали и запустили проект, который вовлек и муниципальные команды, и жителей. Рады, что более 100 городов по всей стране собрались, чтобы лично проверить, насколько доступны их маршруты. Впереди много работы, но первый самый главный шаг сделан».
«Организация доступной среды — важная задача и на сегодняшний день приоритетна при благоустройстве территорий и городов. И в этом вопросе мы должны учитывать интересы и запросы всех граждан, — уверен первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по молодежной политике, председатель правления Российских студенческих отрядов Михаил Киселев. — Наша акция объединила органы власти, представителей бизнеса, НКО и маломобильные категории населения. В формате живого диалога и в реальных условиях участники смогли оценить условия доступности своих городов и понять, что необходимо улучшать. Уверен, что благодаря совместным усилиям мы сможем сделать наши города процветающими и комфортными для всех жителей и гостей. Такая практика и в дальнейшем поможет выстраивать диалог между властью и обществом».
Каждый город-участник программы разработал порядка 300 маршрутов, которые были отмечены на «Яндекс-картах». Для их исследования были задействованы более 5,5 тыс. местных жителей: маломобильные граждане (люди с ограниченными возможностями здоровья, представители серебряного возраста, горожане с детскими колясками и т. д.), представители администраций, студенческих отрядов, общественных организаций, волонтеры и все желающие. В их задачу входило посещать отмеченные объекты и наносить на карты признаки их доступности (всего нанесено свыше 4 тыс. указаний).
На каждом объекте участники мероприятия делали фото, а по завершению маршрутов каждая команда подготовила итоговый видеоролик, который разместила в своих социальных сетях для привлечения внимания общественности. Так, в Екатеринбурге были определены три маршрута, в том числе для владельцев индивидуальных средств мобильности. В Большом Сочи выбрали четыре маршрута, на которых нанесли сразу 31 признак доступности и отметили их в поисковом картографическом сервисе.
«Проект по формированию инклюзивных маршрутов напоминает о важности того, чтобы города были комфортными для всех граждан: от младенцев в колясках, которые только учатся познавать мир, до старшего поколения», — заметила заместитель мэра Сочи Елена Канюк. В амурском Благовещенске проявили креатив, создав «говорящий технический шкаф». Для того чтобы он заговорил, необходимо было поднести смартфон к обозначенному на шкафу QR-коду. И тогда тот начинал рассказывать увлекательные истории из биографии города с дореволюционных времен. «Мы старались включить в маршрут разные социальные объекты: чтобы был общественный туалет — доступный и бесплатный, конечно, банк, аптека и гостиница. Ну, естественно, и, что ни шаг, то история города. Интересная история. У нас на пути — арт-шкафы, уличные картины, городские истории», — поделилась руководитель Народного музея имени А. В. Кириллова Наталья Кравченко.
Проект поддержала ассоциация «Добро. РФ» через «ДоброЦентры», расположенные в отдельных регионах России. Волонтеры центров встречали участников мероприятия и сопровождали их на протяжении всего маршрута. Свою лепту внесло и Агентство стратегических инициатив — один из партнеров проекта.
«Для нас направление инклюзии остается приоритетным. Мы вовлекаем в повестку разные сообщества: бизнес, НКО, государственные организации. Важно, что инклюзия создается людьми для людей, а новые форматы активностей позволяют выводить тему на широкую аудиторию и привлекать к ней все больше внимания. Участники флешмоба проявили неравнодушие, с энтузиазмом подключились к нашей идее и внесли вклад в развитие доступной среды. Каждый может принести пользу своему региону, поддержать философию равных возможностей и повлиять на качество жизни соседей и земляков», — прокомментировал советник генерального директора АСИ Александр Пироженко.
По итогам мероприятия информация об объектах, выявленные предложения о повышении доступности переданы в работу заинтересованным городским и региональным организациям, включая представителей бизнес-сообщества.