Сам медиамир меняется все быстрее, и классическим форматам образования становится все сложнее за ним поспевать. Профстандарты, по которым строятся учебные программы, устаревают еще до того, как завершат цикл обучения студенты. Поэтому очень важна работа по организации новых форматов и методик обучения.

Опоздавших не пускать? «Мне кажется, в России есть два основных типа медиаобразования, — говорит секретарь Союза журналистов России, руководитель первого федерального проекта «Медиашкола НКО» Юлия Загитова. — Первое — классическое, которое дается в государственных вузах. Второе — неклассическое: журналист посещает семинары, вебинары, мастер-классы, курсы и т.д. Конечно, в секторе медиаобразования есть свои проблемы — люди, получившие классическое образование, часто говорят о том, что в университете их учили одному, а на практике нужным оказывается совсем другое. Действительно, это так: классическое образование не предполагает достаточного количества практики. Однако есть надежда, что ситуация исправится. Молодые преподаватели, с которыми я общаюсь, говорят, что вскоре все изменится, и сейчас они эти перемены как раз готовят».

Проблемы качества «ортодоксального» медийного образования не понаслышке известны практикам отрасли. «Фундаментальная проблема современного медийного образования состоит в том, что сами медиа ушли далеко вперед в своем развитии, а образование во многих классических вузах осталось на том же этапе, каким оно было 15-20 лет назад, — отмечает исполнительный директор международного издательского дома «ЕвроМедиа» Владимир Денисов. — Таким, каким оно было до появления социальных сетей, которые реально изменили медиа. Это примерно как сейчас обучать не водителя, а кучера, умеющего обращаться с гужевым транспортом. В то время как нужны программисты для беспилотных транспортных средств. Мало того, темпы «убегания» постоянно растут. Если раньше основной конфликт между теорией и практикой в медиасфере был между поколениями (20-30 лет), то сейчас интервал устаревания сильно сжался — до трех-пяти лет.

Классическое медиаобразование было заточено под три основные плоскости работы СМИ: бумага, радио, телевидение. Сейчас же медиа не представляют своего существования без интернета, социальных сетей и возможностей, которые они дают. Некоторые СМИ даже не имеют собственной отдельной платформы, работая исключительно на внешних площадках, таких как Facebook, Telegram и другие. Медиаобразование, на мой взгляд, должно лучше поспевать за теми процессами, которые сейчас происходят, догнать реальность».

Конечно, замечают сложности и сами педагоги высшей школы. «Главная проблема — рассинхронизация отрасли и журналистского образования, — полагает доцент Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации Южного федерального университета, руководитель образовательной программы «Журналистика» Андрей Рослый. — Отрасль развивается куда более стремительно, чем университет успевает готовить специалистов. Четыре года — достаточно большой цикл, и технологии, которые постоянно развиваются, делают это настолько быстро, что вузы не успевают подтягивать под них студентов. Даже готовить преподавателей, которые этими технологиями владеют, не успевают. Выпускники хорошо знают теорию и историю журналистики и медиа, но чтобы разбираться с тем, что происходит в профессии именно сейчас, мы должны приглашать практиков. И возникает вторая проблема. Преподаватель умеет преподавать, он знает, как выстроить образовательную траекторию, как организовать студентов, как сформировать нужные им компетенции. Практикующий специалист, который знает, как применять медийные технологии, зачастую не знает, как обращаться со студентами. Поэтому часто бывает так, что практики на энтузиазме успешно проводят первые несколько пар, а потом все разбивается об необходимость для практика упорядочивать тот образовательный материал, который у него есть. Кроме того, актуальна такая проблема: очень часто, особенно в регионах, участники медиарынка не могут четко понять, что в принципе нужно в профессии. Они понимают, что вокруг что-то происходит, где-то запускаются новые медийные проекты, где-то существует абстрактный Дудь, где-то продают нативную рекламу... Но очень часто практики ждут, что молодые специалисты как раз и познакомят их с новыми технологиями. А этого не происходит, поскольку молодые специалисты не получают должного систематического образования. Соответственно, практики часто оказываются разочарованы».


Если гора не идет к Магомету. На самом деле проблема подготовки кадров для медиасектора встала не вчера. И первые шаги по ее решению, конечно, уже предпринимались. 

«В сотрудничестве с Донским государственным техническим университетом мы реализовали много проектов, направленных на развитие медийных компетенций молодежи, — рассказывает президент группы компаний «Южный Регион» Георгий Кудинов. — Создали Медиапарк «Южный Регион-ДГТУ», Школу Российской академии телевидения, в которой успешно занимаются ребята, базовую кафедру «Массовые коммуникации и мультимедийные технологии», которая ведет свою деятельность на стыке интернета, информационных систем, телевидения и других медиа. Позднее на основе этой кафедры был создан факультет «Медиакоммуникации и мультимедийные технологии». 
Создание базовой кафедры в ДГТУ позволило заметно поднять уровень подготовки молодых специалистов. Как отмечает Кудинов, ребята оказываются востребованными не только в домашнем регионе, но и на федеральных медиаплощадках.

«Возможно, медиаобразование стоит разделить на два основных этапа, — рассуждает Владимир Денисов. — Первый — классическое образование, академическая база. Это не самые современные знания, но они необходимы. И вторая часть — актуализация, формирование и применение знаний и умений в современных реалиях. Мы уже работаем над преодолением разрыва между «классикой» и современностью: несколько наших сотрудников преподают в ростовских вузах, я сам читаю лекции в ДГТУ, с руководством медиафакультета которого достигнуты договоренности о взаимодействии в рамках студенческой практики, а также возможностей трудоустройства студентов.

Учреждениям, которые занимаются обучением будущих медиаспециалистов, стоит взять на вооружение некоторые методики, которые применяются в других сферах. В театральном секторе, к примеру, очень востребованы авторские программы, отдельные курсы признанных экспертов, мастер-классы. Думаю, применение таких форматов работы серьезно улучшило бы качество подготовки специалистов медиасектора — в их рамках программы, насколько это возможно, актуальны. А система образования с ними становится самонастраиваемой и самоадаптируемой в постоянно меняющейся медиасреде».


В симбиозе работодателя и вуза видят будущее медиаобразования и сами вузы. «Поддерживать образовательные программы на нужном уровне актуальности можно с помощью проектной деятельности, — считает Андрей Рослый. — Как ранее, так и сейчас журналисты получают необходимые компетенции в ходе производственной или творческой практики. Но практика сейчас реализована, во всяком случае в ЮФУ. Так, студенты проходят два семестра и летом практикуются. Первое, что нужно сделать: практика должна стать более или менее постоянной, чтобы не было большого зазора между получением теории и применением ее в работе. Второй важный момент — построение именно проектной работы, мы в ЮФУ сейчас занимаемся ее отработкой. Делим каждый семестр на две половины, и в начале каждой из четвертинок академического года студенты получают проектные задания, которые формируются именно представителями отрасли. То есть приходит к нам условное издание «Пригородные вести» и сообщает, что есть необходимость трансформировать, допустим, газету в мультимедийное издание, и пусть пять студентов в этом помогут. Мы как университет обеспечиваем нужную образовательную составляющую, а «Пригородные вести» — практический заказ. Группа студентов на практике понимает, какие технологии надо внедрить, и работает над ними. По прошествии семестра газета становится медиахолдингом, а студенты получают заслуженный зачет. Это, конечно, идеальный вариант развития событий, но такой подход работает. Мы на самом деле приглашаем специалистов-практиков, которые лишены проблемы с формированием курса, его ведением и т.д. Их занятия со студентами кратки и сконцентрированы. И, самое главное, они могут передавать свое мастерство новому поколению».

С другой стороны, в работе над собой, в постоянном росте и повышении квалификации должны быть заинтересованы и сами студенты. «В первую очередь, как мне кажется, должна быть сформирована образовательная культура, понимание того, что для развития имеющихся компетенций и получения новых не нужно чего-то ждать, — уверена Юлия Загитова. — Также надо избавиться от стереотипа «Я закончил университет, мне больше не нужно учиться». Если мы поднимем образовательную культуру, нам будет легче использовать те образовательные инструменты, которые у нас есть. А инструментарий огромен: это и академическое образование, и онлайн-курсы, и мастер-классы, и стажировки».

Инструментарий плюс новые площадки. Отрадно, что на сцену постоянно выходят новые проекты, работающие над повышением компетентности медиаспециалистов, без грамотной работы которых уже не обойтись в очень многих сферах. Например, проект «Медиашкола НКО», запущенный в 2018 году Юлией Загитовой, ориентирован на развитие медиакомпетенций среди сотрудников некоммерческих организаций, которым в современной ситуации уже сложно рассчитывать на грантовую поддержку со стороны государства, если их работа не освещается в социальных сетях. В 2019 году проект получил поддержку Фонда президентских грантов, а всего к настоящему моменту удалось обучить порядка 2 тыс. человек.

Но это не единственное начинание Загитовой: «С 2018 года в рамках Союза журналистов России реализуется практикум «Инфорум» — мы выезжаем в регионы и проводим интенсивные восьмичасовые сессии по современным медиатехнологиям. За прошлый год обучили порядка 7,5 тыс. журналистов, в нынешнем году продолжим работу. Планируем провести около 20 мероприятий».


«У нас в университете развивается проектная работа, и уже есть первые примеры успешного выполнения студентами проектов вместе с работодателями, — комментирует Андрей Рослый. — Например, самому ЮФУ как заказчику нужно организовать серию публикаций о науке, причем в формате видеороликов. Университет обращается к преподавателям факультета, и под нашим руководством студенты выполняют задания, осваивая дополнительные компетенции. Учатся снимать и монтировать видео, учатся научной коммуникации и к следующему полугодию, когда наступает время защищать свои проекты, выдают уже готовый продукт. Такая схема работает, я думаю, ее можно успешно тиражировать. Другой вариант — формирование базовых кафедр, в работе которых принимают участие непосредственные работодатели. В ЮФУ есть такой опыт: с ВГТРК «Дон-ТР» заключено соглашение о сотрудничестве, и часть студентов участвует в работе творческих мастерских непосредственно на площадке работодателя, формирующего специалистов «под себя». Работодатель, конечно, дает обратную связь. Например: «Мне как руководителю программы надо научить ребят вот этому и этому». Таким образом, к финалу образовательного цикла студенты уже представляют собой вполне удобоваримый кадровый резерв».

Об одном из интереснейших проектов в секторе развития медийных компетенций рассказал Георгий Кудинов. Сейчас совместно со студией «Союзмультфильм» идет интенсивная работа над созданием новой площадки — регионального креативного анимационного кластера «Технопарк «Магика», открытие которого состоится 14 мая. Его задача — развивать творческие и прикладные компетенции молодежи: резиденты парка получат возможность участвовать в проектах «Союзмультфильма». В проекте участвуют медиапарк «Южный регион», собственно киностудия «Союзмультфильм» и Донской государственный технический университет.

В рамках реализации проекта на факультете «Медиакоммуникации и мультимедийные технологии» ДГТУ начнут преподавать профильные курсы, необходимые для профессиональной работы с анимацией, а также для успешного продвижения продуктов в профессиональной среде. Предполагается проведение образовательных элективных модулей с привлечением высококвалифицированных специалистов — экспертов «Союзмультфильма» для организации учебного процесса, обучения преподавателей, разработки и реализации программы дополнительного образования. 

Уже нынешним летом планируется организовать летний лагерь для увлеченных анимацией, провести питчинг с участием именитых специалистов-аниматоров. Закупается оборудование для работы с технологией motion capture, которая позволяет анимированным персонажам двигаться точно так же, как живым существам.
«Сегодня очень важно знать, чем живет молодежь, как она общается, какие информационные продукты потребляет, — говорит Георгий Кудинов. — Сейчас все более широко используются цифровые технологии в самых разных преломлениях: дизайн, графика, анимация и т.д. Очень многие проекты имеют выход на социальные сети. Есть проекты, связанные с дополненной реальностью. Один из таких проектов прекрасно работает в музее казачества ДГТУ, где экскурсии проходят с применением планшета или смартфона, а интерактивные помощники дают исчерпывающую информацию об объектах экспозиции. Подобные технологии можно использовать и в образовании, и в культуре, и в промышленности, и в сельском хозяйстве — да где угодно». 

 |