За десять лет макрорегион не только стал лидером в стране по темпам привлечения инвестиций и промышленного производства, но и начал играть важнейшую роль в выстраивании сотрудничества России с Востоком и глобальным Югом.
Способность преодолевать барьеры
— Мы определили развитие Дальнего Востока в качестве национального приоритета на весь ХХI век. Важность, правильность этого решения подтвердили сама жизнь, вызовы, с которыми мы столкнулись в последнее время, и объективные тенденции, которые набирают силу в мировой экономике, когда основные деловые связи, торговые маршруты и в целом весь вектор развития все больше переориентируются на Восток и глобальный Юг.
Регионы ДФО дают прямой выход на эти растущие, перспективные рынки, позволяют преодолевать барьеры, которые пытаются навязать всему миру некоторые западные элиты. И, главное, являются огромным пространством для проявления деловой инициативы, запуска сложнейших проектов и формирования новых отраслей.
Дальний Восток без всякого преувеличения стал важнейшим фактором укрепления позиций России в мире, нашим флагманом в новой глобальной экономической реальности. И от того, как он будет развиваться, во многом зависит будущее всей страны.
Принципиально новая стратегическая программа
— В 2013 году были запущены принципиально новые стратегическая программа и система управления комплексным развитием Дальнего Востока. Этот подход доказал свою эффективность. За десять лет в регионе запущены или готовятся к запуску более трех с половиной тысяч промышленных, инфраструктурных, технологических, образовательных проектов. Темпы роста инвестиций в основной капитал ДФО втрое выше среднероссийских. Результат этих вложений тоже наглядный. Работают около тысячи новых предприятий. Создано более 140 тыс. рабочих мест. Динамика промышленного производства в округе с 2013 года превысила общероссийские темпы на 25%.
Сейчас на Дальнем Востоке действуют 16 территорий опережающего развития и свободный порт Владивосток. Запущен преференциальный режим на Курилах. Создан специальный административный район на острове Русский. Кстати, этот район уже обеспечил возврат в Россию из офшоров и иностранных юрисдикций активов на сумму свыше пяти с половиной триллионов рублей. Его резидентами стали более сотни компаний.
Эффективные подходы к взаимодействию с зарубежным бизнесом
— Мы обязательно продолжим идти вперед, будем постоянно улучшать деловой климат на Дальнем Востоке, в том числе применять здесь более новые, эффективные подходы к взаимодействию и с зарубежным бизнесом. Так, на ВЭФ-2023 было объявлено о создании в ДФО международных территорий опережающего развития. Они должны предлагать глобально конкурентоспособные условия для иностранных инвесторов, прежде всего, конечно, из дружественных стран. Первый международный ТОР предполагается создать в Приморском крае. Большой интерес к нему проявляют наши китайские партнеры, а также Республика Беларусь, с участием которой в Приморье может появиться новый глубоководный порт.
Дополнительным фактором для расширения работы с зарубежными партнерами должно стать еще одно нормативное решение: с 1 сентября текущего года в российском законодательстве предусмотрена возможность использования иностранных стандартов в проектировании и строительстве. Конечно, речь идет о стандартах тех государств, где требования к качеству, надежности, безопасности капитальных объектов не ниже, чем у нас. Рассчитываю, что этот подход найдет свое применение в том числе в международных ТОРах Дальнего Востока.
Хорошим примером сотрудничества с зарубежными партнерами, крупных вложений в стройку, в создание рабочих мест должно стать развитие острова Большой Уссурийский в Хабаровском крае. Здесь запланированы открытие логистических комплексов и пунктов пропуска через госграницу, расширение автодорожной сети. В мае в рамках государственного визита в КНР мы договорились с китайскими коллегами о совместной работе над этим проектом. Уверен, он придаст мощный импульс развитию Хабаровска и всего региона.
Ликвидировать дефицит электроэнергии
— Одним из ключевых вопросов для старта деловых инициатив в обрабатывающей промышленности, жилищном строительстве, обновлении транспортной сети — во всех сферах и отраслях — является снабжение электроэнергией. Объем энергопотребления на Дальнем Востоке растет: сегодня это 69 млрд киловатт-часов в год, а к концу десятилетия прогнозируется 96 млрд. Но уже сейчас некоторые районы, населенные пункты и крупные инвесторы ДФО сталкиваются с нехваткой электроэнергии, вынуждены ждать ввода новых станций, из-за чего сдерживаются строительство, промышленные объекты, инфраструктура. Правительству вместе с крупными энергокомпаниями, деловыми кругами необходимо подготовить долгосрочную программу развития энергетических мощностей на Дальнем Востоке, предусмотреть для нее механизмы проектного финансирования.
В рамках программы предстоит ликвидировать прогнозный дефицит электроэнергии в ДФО, прежде всего, за счет ввода в строй новых объектов генерации, таких как Нижне-Зейская ГЭС в Амурской области, которая будет не только снабжать электроэнергией сам регион и Восточный полигон железных дорог, но и поможет защитить территории, населенные пункты от паводков. Также стоит подумать о строительстве в округе атомных электростанций.
Самый масштабный инфраструктурный проект
— Очень важное направление работы — укрепление транспортных, логистических возможностей Дальнего Востока. Здесь самый значимый, крупный проект — расширение Восточного полигона железных дорог. За последние десять лет на Транссибе и БАМе построено более двух тысяч и модернизировано свыше пяти тысяч километров пути. Возведено и реконструировано более ста мостов и тоннелей, в том числе через реки Лену, Бурею, Селенгу. По итогам 2024 года провозная способность Восточного полигона должна вырасти до 180 млн тонн.
В текущем году мы запустили очередной третий этап развития этой важнейшей транспортной артерии. Предстоит не только расшить узкие участки магистралей, ввести в строй более трехсот объектов, включая дублеры Северомуйского, Кузнецовского и Кодарского тоннелей, а также мост через Амур, задача гораздо более масштабная. Так, например, на всем протяжении БАМа необходимо проложить сплошные вторые пути. При этом уже сейчас нужно думать о перспективе. Считаю, что надо сделать БАМ не только полностью двухпутным, но и электрифицировать ее.
В ближайшие восемь лет на Восточном полигоне предстоит уложить 3100 км железнодорожного полотна. Для сравнения, столько же уложено в рамках первого и второго этапов расширения БАМа и Транссиба вместе взятых и столько же — в период строительства БАМа: с 1974-го по 1984 год. Словом, сегодня мы реализуем проект, который по масштабу больше самого крупного инфраструктурного инвестиционного проекта Советского Союза, реализованного всеми республиками СССР с огромным напряжением сил.
Новая континентальная артерия
— Подобно Транссибу континентальной артерией должен стать новый автотранспортный коридор от Санкт-Петербурга до Владивостока. Причем речь не только об увеличении объемов грузоперевозок и повышении качества автомобильного сообщения. Со строительством коридора получит развитие и внутренний туризм: весь маршрут трассы проходит через десятки регионов России.
Коридор развивается поэтапно. В декабре прошлого года открыта современная автомагистраль между Москвой и Казанью. В конце текущего года она должна дойти до Екатеринбурга, а затем до Тюмени. Также будут построены обходы Омска, Новосибирска, Кемерово, Канска.
В дальнейшем, когда современная дорога достигнет Владивостока, автотранспортный коридор будет насчитывать более 10 тыс. км, включая подъезды к пунктам пропуска через государственную границу России.
Международный логистический маршрут
— Россия может и готова реализовывать инфраструктурные, транспортные проекты национального и в полном смысле этого слова глобального масштаба. Среди таких проектов — развитие Северного морского пути как международного логистического маршрута. За десять лет его грузопоток вырос почти на порядок: если в 2014 году по Севморпути было перевезено всего 4 млн тонн грузов, то в 2023-м — уже более 36 млн. Это в пять раз больше рекорда советского времени. Будем и дальше наращивать грузопоток, в том числе за счет активного освоения арктических месторождений, перенаправления грузов с запада на восток, увеличения транзита.
Масштабный план Северного морского пути развернут. Мы строим ледоколы, развиваем спутниковую группировку, укрепляем береговую инфраструктуру, сеть аварийно-спасательных центров. Для того чтобы раскатать новые логистические маршруты, два года назад по Севморпути были запущены каботажные рейсы. Сегодня в этой схеме — 14 портов Северо-Запада, Арктики и Дальнего Востока.
По итогам 2023 года, мощность российских портов в границах Севморпути превысила 40 млн тонн. Считаем, что это только начало. Будем и дальше наращивать их возможности, модернизировать перевалку грузов, расширять ближние и дальние железнодорожные подходы. В том числе это позволит увеличить мощности Мурманского транспортного узла до 100 млн тонн, а в перспективе, конечно же, и больше.
В развитии Мурманского транспортного узла заинтересованы и наши партнеры по евразийской интеграции. Так, коллеги из Беларуси предметно рассматривают перспективы развития портовой инфраструктуры и своих терминалов на Кольском полуострове. Мы приглашаем к работе над этим проектом и другие страны. Знаю, что заинтересованность у них есть.
Геология: возрождение легенды
— Сегодня на Дальнем Востоке добывается весь российский вольфрам, олово, плавиковый шпат и борные руды, 80% алмазов и урана, больше 70% серебра, 60% золота страны. Вместе с тем в ключевых центрах добычи, в том числе в Якутии и на Чукотке, запасы разрабатываются давно и объективно ограничены, а спрос на полезные ископаемые растет не только на внешнем, но и на внутреннем рынке.
Мы должны обеспечить ресурсный суверенитет России, сформировать устойчивую базу для бесперебойного снабжения национальной экономики, регионов, городов и поселков доступными сырьем и топливом, создать основу для производства новых материалов и источников энергии. Причем это нужно делать с использованием более эффективных отечественных технологий и научных разработок в сфере экологии и природопользования.
На ВЭФ-2023 было сформулировано поручение правительству составить отдельные программы изучения недр Дальнего Востока и Сибири, включить их в федеральный проект «Геология: возрождение легенды». Эти программы готовы. По оценке, каждый рубль государственных средств, вложенных в геологоразведку, привлечет, как минимум, 10 рублей частных инвестиций. Но самое главное: вложенные средства, безусловно, окупятся — они обеспечат мощную отдачу, комплексный эффект по всей производственной цепочке. ДФО имеет потенциал кратного роста геологической изученности, в том числе речь идет о поиске и добыче высокотехнологичного сырья: титана, лития, ниобия, редкоземельных металлов, которые требуются в экономике будущего. И все это у нас есть.
Развитие экономики Дальнего Востока в цифрах
Более 3500 промышленных, инфраструктурных, технологических, образовательных проектов запущены или готовятся к запуску в ДФО за десять лет.
В 3 раза выше темпы роста инвестиций в основной капитал ДФО по сравнению со среднероссийскими.
Более 1000 новых предприятий построено и более 140 000 новых рабочих мест создано в ДФО благодаря этим инвестициям.
На 25% превысила общероссийские темпы динамика промышленного производства в ДФО за десять лет.
16 территорий опережающего развития действуют в ДФО.
Более 100 компаний являются резидентами специального административного района на острове Русский.
Более 2000 км пути построено и более 5000 км модернизировано на Транссибе и БАМе за десять лет.
До 180 000 000 тонн должна вырасти провозная способность Восточного полигона по итогам нынешнего года.
3100 км железнодорожного полотна предстоит уложить на Восточном полигоне в ближайшие восемь лет.
Более 36 000 000 тонн грузов перевезено по Северному морскому пути за прошлый год.
40 000 000 тонн превысила мощность российских портов в границах Севморпути за минувший год.
До 100 000 000 тонн увеличатся после модернизации мощности Мурманского транспортного узла.