Оказалось, что 56% компаний уже работают с внештатниками, еще 9% планируют начать в ближайшее время. Таким образом, две трети российского бизнеса привлекает или скоро станет привлекать персонал вне штата. 

Спрос и предложение. Согласно данным YouDo Бизнес и hh.ru, спрос на внештатных сотрудников в России высок: каждая десятая компания привлекает к сотрудничеству от 30 до 100 внештатников. Больше 100 внештатников требуется каждой тридцатой компании.

Чаще всего на внештатную работу бизнес ищет маркетологов, рекламщиков и пиарщиков (с ними сотрудничают или планируют начать сотрудничать 47% компаний), IT-специалистов (44%), курьеров (25%), рекрутеров (23%), грузчиков (23%) и дизайнеров (22%).

Компании, которые в принципе имеют дело с внештатным персоналом, чаще всего привлекают самозанятых — об этом говорят 58% респондентов. С физическими лицами по договору гражданско-правового характера (ГПХ) работают 15%. Остальные 27% оформляют тех и других в равной степени. Почти каждая четвертая компания (22%) сотрудничает на внештатной основе с нерезидентами. По закону получить статус самозанятого в России могут только граждане РФ, граждане других стран Евразийского экономического союза (Беларуси, Армении, Казахстана, Кыргызстана), а также с недавнего времени — Украины, Луганской и Донецкой народных республик. Среди компаний, которые взаимодействуют с нерезидентами, 33% оформляют договор с самозанятыми-нерезидентами, 28% работают и с самозанятыми, и по ГПХ, 6% — только по ГПХ.

айтишник.jpg

«Работа с внештатниками обеспечивает бизнесу гибкость, особенно важную в условиях кризиса, и помогает закрыть потребности в персонале на разовые или проектные работы, а также в период пиковой либо сезонной загрузки. Сотрудничество по договору ГПХ существует уже давно, а самозанятости — всего несколько лет. Благодаря этому налоговому режиму целые отрасли постепенно выводят из серой зоны своих внештатников и начинают сотрудничать с ними по закону. По своей платформе мы видим максимальный спрос на внештатных самозанятых в строительстве, логистике, электронной коммерции, индустрии гостеприимства, ретейле и сельском хозяйстве. Ежемесячно исполнители нашего сервиса получают около 3,5 млрд рублей выплат, и этот показатель будет только расти», — комментирует руководитель направления развития платформы YouDo Бизнес Вильдар Гатиатуллин.

«Положительным трендом, который выявил наш совместный с YouDo опрос, является широкое присутствие профессий «белых воротничков» в роли внештатного персонала для бизнеса, в частности маркетологов, специалистов по рекламе и PR, дизайнеров, юристов.

Именно эти профессии в 2022 году оказались в числе лидеров по снижению количества вакансий с постоянной занятостью, в отличие от «синих воротничков», дефицит которых остается сильным. Результаты опроса подтверждают наши ожидания, что гибкие формы занятости, получившие развитие на рынке труда после пандемии, способны нивелировать и сбалансировать негативные последствия кризисов для разных профессий и для самого бизнеса, позволяя ему успешно решать бизнес-задачи в условиях ограниченных ресурсов на персонал», — отмечает руководитель службы исследований hh.ru Мария Игнатова.

Ekonomika#2-2022_web-99.jpg

Ekonomika#2-2022_web-100.jpg

Работа с самозанятыми: «за» и «против». Больше половины компаний, которые сотрудничают с самозанятыми, отмечают простоту массового найма (53%), остальные говорят о скорости выхода исполнителя (47%), простоте оформления (39%), возможности закрывать пробелы в периоды пиковой нагрузки (30%). Лишь 20% респондентов среди преимуществ называют выгодный налоговый режим: сотрудничая с юрлицами, самозанятые платят налог в размере 6%. Практика показывает, что этот процент нередко закладывается в сумму вознаграждения. Среди минусов работы с самозанятыми самыми чувствительными компании считают необходимость адаптировать внештатника под специфику бизнеса, важность отслеживания статуса самозанятых и получения чеков за оплаченные услуги.

16597.jpg

Работа с физлицами по ГПХ: плюсы и минусы. Самозанятость имеет ряд ограничений. В частности, этот налоговый режим распространяется не на все виды деятельности, подходит резидентам не всех стран и имеет лимит в 2,4 млн рублей в год.

Договор гражданско-правового характера таких ограничений не имеет. Поэтому 53% компаний, работающих с физлицами по ГПХ, свой выбор объясняют расширенным списком разрешенных видов деятельности, 40% — большим выбором в плане резидентства кандидата, 25% — отсутствием лимитов на выплаты.

Среди минусов такого сотрудничества респонденты отмечают важность глубокой юридической проработки договора, чтобы его не признали трудовым, нестабильностью персонала и отсутствием электронного документооборота с физлицами.

 |