Массовый уход зарубежных автопроизводителей резко сократил и без того не восстановившееся после пандемии предложение, а также радикально изменил его структуру в целом. И, судя по всему, надолго. С другой стороны, чем сильнее оказалось падение, тем более заметен будет последующий рост.
Серьезный рост цен на автомобили начался еще в пандемийные 2020-2021 годы, когда глобальные перебои с логистикой и доступностью комплектующих для автопроизводителей подкосили рынок в целом. Но трудности тех лет по сравнению с реалиями дня сегодняшнего, когда один из самых традиционно доступных автомобилей Lada Granta стоит в самой минимальной комплектации порядка 700 тыс. рублей, кажутся не такими страшными. А вот доступность бывших еще совсем недавно крайне популярными Renault Logan, Hyundai Solaris, Kia Rio, Skoda Rapid и других машин теперь под большим вопросом. По официальным каналам на российский рынок новые автомобили крупных западных производителей практически не поступают, локальная сборка прекращена, альтернативные же пути — пресловутый параллельный импорт — делают ценник таким, что машину снова можно относить к категории роскоши, а не средства передвижения.
Из-за перипетий 2022 года, в том числе остановки отечественного производства большинства зарубежных марок, вполне логично было бы ожидать падения общего объема продаж. Так и случилось: Ассоциация европейского бизнеса констатировала по итогам прошлого года спад на 58,8%. И это после проблемного (из-за последствий пандемии, нарушившей цепочки поставок) 2021-го. Абсолютный же объем продаж составил 687 370 автомобилей (АЕБ считает как легковые, так и легкие коммерческие машины). Это огромная просадка, но она, с другой стороны, открывает и перспективы роста — есть вполне обоснованные ожидания того, что «убывшие» товары будут достаточно быстро замещены.
После американцев о прекращении поставок и локального производства заявили немецкие Mercedes-Benz и BMW, английские (по крайней мере по происхождению) Jaguar и Land Rover, японские Mazda, Toyota, Lexus и Nissan, французская Renault (которому к тому же до недавних пор принадлежал отечественный АвтоВАЗ) и шведская Volvo. Ford с российского рынка в сегменте легковых автомобилей ушел еще раньше, но теперь и коммерческие Transit официально покинули страну. Премиальный сегмент также пострадал — ушли Ferrari, Aston Martin, Bugatti, Lamborghini и Rolls-Royce.
С другой стороны, российские офисы закрыли, уволив сотрудников и прекратив поддержку официальных дилеров, далеко не все. Mitsubishi, например, производство в Калуге (на заводе ПСМА), как и поставки из-за рубежа, остановила, но о «сожжении мостов», насколько известно, пока не заявляла. И это не единственный пример. Renault отказалась от российских активов (а это не только российская дочка компании, но и 67% АвтоВАЗа) в пользу Москвы, которой досталась российская производственная площадка компании, и НАМИ, которому достался АвтоВАЗ. Сумма сделки составила символический 1 евро. Еще более выгодно — за 1 рубль — НАМИ приобрел российские активы Nissan — компанию «Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус». В обоих случаях сделки теоретически обратимы (в течение 6 лет возможен обратный выкуп). За столь же символическую плату компании «Соллерс» отошли дальневосточные сборочные мощности Mazda.
Бренды, в числе которых крайне популярные у нас Hyundai и Kia (обеими марками владеет Hyundai Motor Company), марки VAG, Skoda и Volkswagen, также прекратили сборку на российских мощностях, но от присутствия на рынке страны в принципе не отказались. А японские производители Suzuki и Subaru, не слишком популярные в РФ, также о прекращении поставок, насколько известно, не заявляли. Кстати, совсем недавно, уже в текущем году, портал quto.ru сообщил о том, что в Россию поставлена, причем вполне официально, партия автомобилей Kia. До сих пор дилеры марки распродавали остатки произведенных в РФ автомобилей (из-за высоких цен этих остатков хватило на достаточно долгое время), но они, судя по всему, подходят к концу.
Между тем для многих западных производителей уход из России — событие хотя и неприятное в плане потерь доходов и доли рынка, но не слишком критичное. Немецкий Center of Automotive Management в лице доктора Штефана Братцеля в одном из исследований приводил интересные цифры: к примеру, Toyota, очень популярная у нас, владевшая внушительной долей на российском рынке в 7%, покинув страну, в глобальном плане потеряет лишь 1,2% сбыта. Еще один автогигант, Volkswagen, владел 12% отечественного рынка, но в мировых продажах эта доля составляет лишь 2%. А вот Hyundai вместе с Kia занимали 22,6% российского авторынка, но в случае полного ухода с него потери производителя составили бы уже 5,7% глобального сбыта, а это довольно чувствительная цифра. Прежняя доля успешной в нашей стране компании Renault в 8% — это 4,4% ее мировых продаж. Тоже чувствительно.
Больших сомнений по поводу того, кто займет освободившийся рынок, нет — конечно же, китайские автопроизводители. Россиянам уже известны такие бренды, как Changan, Chery, Dongfeng, Exeed, FAW, Foton, GAC, Geely, Haval, JAC, Omoda. Недавно к ним присоединился бренд Evolute — эти экологичные электромобили теперь выпускает завод в Липецкой области. Плюс упоминавшийся выше новый бренд Kaiyi.
К концу 2022 года на кошелек российского потребителя стала претендовать еще одна новинка рынка — «Москвич 3», производство которого развернули на мощностях бывшего «Автофрамоса», перешедших впоследствии под контроль Renault. И это не реинкарнация модели 2141 или классического 407 — нетрудно догадаться, под российским брендом собирается автомобиль китайской JAC Motors.
По данным «Автостата», в прошедшем году потребительский тренд уже вполне оформился. В России приобрели без малого 122 тыс. автомашин китайских марок — на 7% больше, чем в 2021-м. Получается, что компании КНР — единственные, кому удалось продемонстрировать рост на упавшем почти на 60% рынке.
Конечно, для столь крупного производства перебои с доступностью комплектующих — огромная проблема, как и необходимость изменения конструкции. Поэтому неудивительно, что сборку популярных моделей пришлось приостановить. Однако автогигант обещает ее возобновить, в случае с LADA Vesta — уже в марте 2023 года. И пусть пока двигатель лишь один — восьмиклапанный, в текущем же году (ориентировочно — в мае) будет снова запущен в производство 16-клапанный мотор. Вернется (как ожидается, уже в начале года) и ABS. Планы АвтоВАЗа на текущий год впечатляют: насколько известно, завод планирует выпустить свыше 400 тыс. автомобилей. Это более половины общего объема продаж легковых автомобилей в РФ в нынешнем году, а значит, дефицит предложения в данном сегменте будет не таким острым.
7 говорящих цифр
58,8% составило падение автомобильного рынка России в 2022 году.
687 370 автомобилей (легковых и легкого коммерческого транспорта) продано в РФ за прошлый год.
121 800 машин китайских брендов реализовано в нашей стране за минувший год.
На 7% вырос в России объем продаж автомобилей производства КНР.
На 48,2% сократились продажи АвтоВАЗа.
400 000 машин планирует выпустить АвтоВАЗ в 2023 году.
От 678 300 рублей стоит сегодня LADA Granta, наиболее доступная модель АвтоВАЗа.