Что за последние годы сделано для формирования единого рынка труда ЕАЭС?

На пространстве Евразийского экономического союза действует равный и недискриминационный доступ трудящихся к осуществлению трудовой деятельности, а также к социальному, медицинскому и пенсионному обеспечению. Так, трудящиеся и члены их семей вправе находиться на территории государства, предоставившего работу, в течение действия трудового или гражданско-правового договора. На граждан государств-членов не распространяются ограничения, предусмотренные национальными законодательствами государств-членов по защите внутренних рынков труда, а при приеме на работу признаются документы об образовании, выданные в государствах Союза.

Скорая медицинская помощь оказывается трудящимся и членам их семей бесплатно, социальное обеспечение (социальное страхование) трудящихся и членов их семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства. Решен и вопрос доступа к системе ОМС.

С 2021 года действует Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов ЕАЭС, с принятием которого трудящиеся государств-членов Союза и члены их семей получили те же права в сфере пенсионного обеспечения, что и граждане этих стран.

Функционирует «Унифицированная система поиска «Работа без границ», позволяющая гражданам искать подходящую работу без выезда с места своего проживания, а работодателям — требуемых работников в других странах Союза.

Главным работодателем в ЕАЭС является Россия. Какое количество трудовых мигрантов из государств-членов Союза работает сегодня в РФ? В каких сферах они востребованы?

В первом полугодии 2023 года для работы в Россию въехало 663 123 иностранных гражданина из государств-членов ЕАЭС. Самыми активными были граждане Кыр-
гызстана — 392 528 человек. Наиболее востребованы трудовые мигранты в строительстве, сфере услуг, торговле, ЖКХ и сельском хозяйстве.

трудовые мигранты в ЖКХ.jpg

Каковы основные проблемы, возникающие у граждан ЕАЭС при осуществлении трудовой деятельности в России?

Одной из основных проблем, на наш взгляд, является недостаточная информированность граждан о требованиях миграционного законодательства, о своих правах и обязанностях, в связи с чем страны могут вводить отдельные требования для иностранцев. Иногда незнание этих норм толкает на неосознанное совершение административных правонарушений. Есть проблемы, связанные с регистрационными процедурами, заключением трудовых договоров, доступом членов семьи к системе ОМС.

Решение вопроса прохождения регистрационной процедуры в государстве трудоустройства возможно при внедрении современных цифровых технологий, которые позволят в случае необходимости эффективнее определять местонахождение человека и легальность осуществления трудовой деятельности без совершения бумажных процедур. Также полагаем, что проводимая в государствах трудоустройства работа по приданию трудящимся статуса долгосрочно пребывающих позволит решить эти проблемы.

Что касается вопроса доступа к ОМС членов семьи трудящегося, то сейчас мы ищем взаимоприемлемые пути решения данного вопроса.

Важное место в упреждении случаев нарушения трудящимися законодательства страны трудоустройства занимает предвыездная подготовка трудящихся, которая включает в себя их информирование о требованиях миграционного законодательства, условиях проживания, социокультурных особенностях, востребованных профессиях с последующей подготовкой по ним. Большую роль здесь играют СМИ, которые могут давать объективную и своевременную информацию об интеграционных процессах.

Как трудовая миграция из ЕАЭС влияет на развитие рынка труда России?

По нашему мнению, стоит говорить о влиянии трудовой миграции не только и не столько на развитие рынка труда России, а на экономическое развитие в целом. И безусловно, влияние это положительное. Сегодня российский рынок труда характеризуется ярко выраженным превышением спроса на рабочую силу над ее предложением. К примеру, по данным портала HeadHunter, летом 2023 года количество предложений о работе выросло более чем на 60% по сравнению с аналогичным периодом 2021-го. Уровень же безработицы колеблется в районе 3,6-3,7% — это рекордно низкая планка.

Складывающаяся на рынке труда ситуация является сильным проинфляционным фактором. Трудовая миграция позволяет частично удовлетворить растущий спрос на рабочую силу и сгладить негативные экономические эффекты от недостатка предложения рабочей силы в ряде отраслей экономики, в первую очередь в ее реальном секторе.

Как органы власти России и других стран ЕАЭС могли бы совершенствовать политику в трудовой миграции на территории Союза?

В феврале 2023 года принята рекомендация Коллегии ЕЭК, в которой государствам-членам ЕАЭС рекомендуется придерживаться принципов открытости и простоты административных процедур, содействовать заключению трудовых договоров в электронном виде, обеспечить доступ трудящихся к госуслугам и предоставлять им статус долгосрочного пребывания. На наш взгляд, это хороший ориентир для законотворческой деятельности стран в вопросах трудовой миграции.

Здесь важно контролировать, чтобы законодательные инициативы стран не вступали в противоречие с нормами Договора о ЕАЭС. С этой целью ЕЭК на постоянной основе проводит мониторинг соответствия национального законодательства государств-членов праву Союза.

Каковы, на ваш взгляд, перспективы развития общего рынка труда ЕАЭС?

Экономикам государств ЕАЭС требуются работники различных квалификаций, способные производить конкурентоспособные товары и оказывать качественные услуги. Но системы формирования профессиональных стандартов и независимой оценки квалификации развиваются в странах Союза самостоятельно. Наша задача — синхронизировать данный процесс, а также выработать общие подходы и стандарты на основе наилучших международных и уже применяемых в странах практик. Это необходимо для обеспечения равноценного уровня квалификации работников и, как следствие, повышения производительности труда.

Другой момент: сегодня все большее распространение приобретают формы занятости, отличные от привычных отношений между работником и работодателем. Это самозанятость, платформенная занятость, фриланс и отношения, когда работодатель из одного государства-члена ЕАЭС нанимает работника в другом государстве-члене для выполнения работы дистанционно, при этом не имея представительства в стране нахождения работника. Такие формы занятости развиваются быстрее, чем законодательная база, что создает риски для всех субъектов трудовых правоотношений, и при отсутствии правового регулирования находятся в тени. Очень важно, чтобы граждане, выбирающие эти виды занятости, были охвачены всеми стандартами охраны труда.

Имеется потребность в выработке общего механизма прогнозирования и удовлетворения единого рынка труда в работниках. Это необходимо для минимизации дисбаланса между требуемыми работниками и подготавливаемыми системами профессионального образования.

Также очевидно, что для дальнейшего развития единого рынка труда необходимо внедрять современные цифровые технологии. Уже запущена «Унифицированная система поиска «Работа без границ», идет проработка вопроса создания цифровой экосистемы «Евразийская электронная биржа труда», ЕАБР недавно запустил приложение «Работа в ЕАЭС». Полагаю, что цифровизация занятости населения — наш общий приоритет и важное направление работы, которое из разряда перспективных уже перешло в разряд необходимых.

 |