Подробнее об этом — в интервью с министром по промышленности и агропромышленному комплексу ЕЭК Артаком Камаляном.

Артак Каджикович, в нынешнем году исполнилось 10 лет с момента создания Евразийской экономической комиссии. Среди ее приоритетов — формирование и реализация на территории Евразийского экономического союза эффективной политики в сферах промышленности и агропромышленного комплекса. По вашей оценке, насколько успешной оказалась эта работа за минувшие годы?

За период с 2015 года, когда был создан Евразийский экономический союз в его нынешнем виде с участием пяти государств-членов, по 2021 год объем промышленного производства ЕАЭС увеличился почти на 17%. Наилучших результатов добились Армения и Кыргыз-
тан, где производство выросло на 47% и 22% соответственно. В Казахстане и России производство увеличилось на 17%, в Беларуси — на 12%.

В обрабатывающей промышленности объемы выпуска продукции росли интенсивнее, чем в промышленности в целом, — на 22%. Наибольший рост (40%) — у Армении. В Казахстане — 29%, в России — 22%, в Беларуси — 13%, в Кыргызстане — 10%. Увеличился и объем взаимной торговли продукцией обрабатывающей промышленности — более чем на 65%.

В разрезе отраслей наибольший прирост зафиксирован в фарминдустрии, производстве готовых металлических изделий, прочих транспортных средств и оборудования, целлюлозно-бумажной и текстильной промышленности, деревообработке, а также в производстве машин и оборудования.

Одновременно активно развивалось кооперационное сотрудничество стран. За 6 лет кооперационные поставки увеличились на 92%. При этом в Армении объем вырос шестикратно, в Кыргызстане — в 3,6 раза, в Казахстане и России — в 2, в Беларуси — в 1,5 раза.

АО Трансмашхолдинг.jpg

За время существования Евразийского экономического союза его промышленность и АПК пережили не один серьезный кризис. По вашему мнению, насколько стрессоустойчивыми оказались данные отрасли к различным вызовам?

Несмотря на сложную экономическую, политическую и эпидемиологическую конъюнктуру, промышленный сектор ЕАЭС продолжает демонстрировать преимущественно позитивную динамику. За январь — август 2022 года объем промпроизводства в ЕАЭС в целом увеличился на 0,9% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. Наибольшие темпы роста наблюдались в Кыргызстане (на 18,2%) и Армении (на 9,2%).

Конечно, в связи с санкционным давлением есть сложности в отдельных странах и секторах. Так, в Беларуси мы наблюдаем общее снижение объемов производства на 6,6%, а в обрабатывающем секторе — на 7,5%. В то же время нет сомнений, что благодаря мероприятиям, предусмотренным Основными направлениями промышленного сотрудничества, а также выбранному в рамках ЕАЭС вектору развития интеграции, промышленность государств Союза преодолеет турбулентный период и за счет использования потенциала евразийского рынка продолжит демонстрировать уверенные темпы наращивания объемов выпуска продукции.

Кстати, об Основных направлениях промышленного сотрудничества ЕАЭС до 2025 года. Насколько успешно они реализуются?

Если говорить об общесистемных мерах, то здесь важнейшими остаются задачи по цифровизации промышленности, повышению уровня ее технологического развития, реализации Карты индустриализации ЕАЭС, поддержке экспорта, продвижению «зеленых» технологий. В части отраслевого сотрудничества мы продолжаем активно работать по таким отраслям, как металлургия, фармацевтика, судостроение, железнодорожное машиностроение, автомобиле- и авиастроение, а также сельхозмашиностроение. Так, в ноябре 2021 года Евразийский межправсовет утвердил План мероприятий по сырьевому обеспечению металлургических предприятий государств ЕАЭС на 2021-2024 годы. Он нацелен на комплексное развитие ломозаготовительной отрасли и уже реализуется.

Мы подготовили совместно со странами Союза перечень перспективных направлений сотрудничества в сфере производства новых видов продукции черной и цветной металлургии. Это, в частности, разработка металлов с новыми техническими характеристиками для сельхозмашиностроения, автопрома и железнодорожного транспорта, пищевой и трубной отрасли, подшипников, производство сплавов с повышенной стойкостью к коррозии.

Также разработан Евразийский реестр перспективных технологий в черной и цветной металлургии. Особое внимание в нем уделено «зеленым» технологиям.

Для развития фармацевтического производства подготовлен план мероприятий по повышению уровня обеспеченности государств-членов ЕАЭС стратегически важными лекарственными препаратами и фармсубстанциями, производство которых должно быть обеспечено в Союзе до 2024 года.

гражданское авиастроение1.jpg

Одной из ключевых задач Основных направлений промышленного сотрудничества является развитие в ЕАЭС промышленной кооперации. О каких результатах можно рассказать уже сейчас? Какие результаты ожидаются до конца 2022-го и в последующие годы?

Говоря о промышленной кооперации, мы прежде всего имеем в виду крупные кооперационные проекты, предусматривающие создание продукции с высокой добавленной стоимостью. ЕЭК совместно с государствами-членами ЕАЭС создает благоприятные условия для развития производственной кооперации и реализации таких проектов в реальном секторе.

Так, в машиностроении Россией и Беларусью уже финансируется совместный проект по производству лесозаготовительной техники на базе ООО «Амкодор-Онего» — харвестеров и форвардеров, предназначенных для валки деревьев, обрезки сучьев, раскряжевки ствола, погрузки и трелевки лесоматериалов. В планах предприятия — расширение модельного ряда, увеличение объема выпуска до 1000 машин в год, повышение до 70% уровня локализованных в странах ЕАЭС комплектующих, что позволит дополнительно создать до 500 рабочих мест.

Крупнейшая в России компания по производству железнодорожного городского и рельсового транспорта, АО «Трансмашхолдинг», прорабатывает проект по модернизации подвижного состава Ереванского метрополитена. Вагоны, изготовленные в Мытищах, эксплуатируются в ереванском метро с момента его открытия и зарекомендовали себя как надежный и удобный транспорт.

В сельхозмашиностроении при координации ЕЭК реализуются проекты по локализации современной сельскохозяйственной техники. В Казахстане ГК «Ростсельмаш» совместно с предприятием «Казрост» в Кокшетау выпускает зерноуборочные комбайны. В Костанае локализовано производство комплектующих и организовано сборочное производство Петербургского тракторного завода.

В автомобилестроении реализован совместный проект российского ПАО «КамАЗ» и кыргызского ОсОО «Шыдыр Жол KG» по организации сборочного производства пассажирских автобусов и электробусов. Параллельно планируется реализация совместных проектов с заинтересованными партнерами по размещению на территории Кыргызстана автозарядных станций.

Совместно с Беларусью ведется работа по реализации пилотного проекта «Евразийский электробус». На первом этапе будет сформирован перечень критических комплектующих, узлов и материалов, а также составлен список компаний, обладающих необходимым собственным производственным и технологическим потенциалом. Затем на одной из производственных площадок в Беларуси будут определены дальнейшие шаги по реализации проекта.

В химической промышленности российским предприятием АО «Минерально-химическая компания «Еврохим» совместно с ТОО «ЕвроХим-Удобрения» в Казахстане реализован проект по освоению месторождений фосфоритовых руд и строительству завода по производству минеральных удобрений в Каратау. В планах — строительство завода по производству азотных и сложных минеральных удобрений. Его мощность составит 1 млн тонн удобрений в год. Продукция будет поставляться на внутренний рынок Казахстана, а также на экспорт в Китай, страны Ближнего Востока, Центральной и Юго-Восточной Азии. Запуск производства позволит создать не менее 1200 новых рабочих мест.

В деревообрабатывающей промышленности лесопромышленный холдинг «Сегежа Групп» наладил сотрудничество со Светлогорским целлюлозно-картонным комбинатом в Беларуси в части поставки сырья и материалов (ежегодно Светлогорск поставляет 5-7 тыс. тонн таллового масла и 20 тыс. тонн беленой целлюлозы), а также с Мозырским деревообрабатывающим комбинатом — предприятие планирует поставлять в Россию высокопрочные OSB-плиты для деревянного домостроения нового типа.

Важным направлением работы является углубление сотрудничества государств-членов ЕАЭС в авиастроении. В 2021 году мы определили перечень заинтересованных промышленных предприятий, готовых участвовать в реализации совместных кооперационных проектов в сфере гражданского авиастроения, а в феврале 2022 года Евразийский межправсовет утвердил дорожную карту по сотрудничеству в гражданском авиастроении на пространстве ЕАЭС на 2022-2023 годы. Мы изучили состояние отрасли и выяснили текущие потребности стран Союза в авиа-
технике. Теперь предстоит определить перечень авиакомпонентов, по которым существует критическая импортозависимость, и определить возможности организации импортозамещения силами предприятий ЕАЭС. Это и станет основой формирования новых кооперационных цепочек в гражданском авиастроении. Стороны уже прорабатывают перечень комплектующих по программе импортозамещения для самолета МС-21. Площадкой для взаимодействия производителей Союза и ведущих НИИ станет новая технологическая платформа «Гражданское авиастроение», запущенная в октябре нынешнего года.

лесопромышленный холдинг «Сегежа Групп» наладил сотрудничество со Светлогорским целлюлозно-картонным комбинатом в Беларуси3.jpg

К вопросу об импортозамещении. В свете последних мировых событий эта тема наверняка приобрела для промышленности и агропромышленного комплекса ЕАЭС еще большую актуальность?

Развитие отраслевых локализованных производств является одним из ключевых приоритетов нашей стратегии, а новые экономические условия создают для этого дополнительные возможности. Замещение импорта за счет кооперационных поставок из стран ЕАЭС мы видим в таких отраслях, как производство компьютеров, электронных и оптических изделий (потенциал импортозамещения здесь составляет 814 млн долл.), производство машин и оборудования (558 млн долл.), химических продуктов (371 млн долл.).

При этом в Армении в целях замещения импорта также будут востребованы поставки из государств ЕАЭС электрического оборудования (потенциал импортозамещения — 4,8 млн долл.) и продукции металлургического производства (4,3 млн долл.), в Беларуси — автомобилей (128,9 млн долл.), в Казахстане — электрического оборудования (20,4 млн долл.), в Кыргызстане — продукции текстильного производства (6,5 млн долл.), в России — пищевых продуктов (112,2 млн долл.).

В реализации потенциала импортозамещения ЕЭК опирается на отраслевые экспертные рабочие группы, на которых обсуждаются конкретные кооперационные проекты между странами. Таких отраслевых направлений работы у нас на сегодня порядка 20.

Еще одним инструментом формирования проектов в сфере импортозамещения является Карта индустриализации ЕАЭС. Это межотраслевая, межстрановая информационная база данных для работы бизнеса, государств-членов и ЕЭК по кооперации и импортозамещению. Ведение карты предполагает формирование информационной основы для вовлечения в кооперационные цепочки производителей государств-членов ЕАЭС, в том числе в целях увеличения на рынке Союза доли отечественной продукции. На данный момент карта включает 158 проектов в 25 отраслях на общую сумму свыше 270 млрд долл. Уже реализовано 25 проектов на сумму более 20 млрд долл. в таких импортозависимых отраслях, как автомобильная, станкоинструментальная, электротехническая, химическая, медицинская, целлюлозно-бумажная.

Учитывая глобальную перезагрузку многих экономических процессов, какими вы видите перспективы развития промышленности и агропромышленного комплекса ЕАЭС?

Совместно с производителями наших государств мы проанализировали, как сложившаяся экономическая ситуация повлияла на деятельность промышленных предприятий ЕАЭС в 2022 году. Основными негативными факторами являются рост стоимости комплектующих и сырья, задержки с их поставками из третьих стран, повышение цен на готовую продукцию и недостаток оборотных средств. Отмечаются также отсутствие аналогов импортного оборудования, информационно-технологических решений в производстве, нехватка квалифицированных кадров, неразвитая инфраструктура, сложная и дорогая логистика.

ЕЭК совместно с государствами-членами ЕАЭС подготовила перечень первоочередных мер для повышения устойчивости экономик наших стран. Этот документ утвержден 17 марта года. Он открытый и по мере необходимости будет дополняться.

На сегодня 33 меры, вошедшие в перечень, охватывают самые чувствительные для экономик государств ЕАЭС сферы взаимодействия. В первую очередь это отмена импортных пошлин на целый ряд важнейших товаров, ввозимых на территорию Союза. Данная мера позволит обеспечить евразийских производителей необходимыми комплектующими и материалами.

Вторая важнейшая мера касается донастройки существующих и создания новых логистических коридоров в целях создания благоприятных условий для перемещения товаров как внутри ЕАЭС, так и для ввоза из третьих стран.

Ряд предложенных мер затрагивает непосредственно сферу промышленности. Это, в частности, стимулирование производства в авиастроении, создание новых кооперационных цепочек и определение перечня кооперационных проектов, которые могут способствовать внутренней устойчивости экономики, разработка индикативных (прогнозных) балансов в отношении товаров первой необходимости, формирование условий для привлечения инвестиций в реализацию проектов по развитию производств, в том числе импортозамещающих, и др.

В октябре главы правительств стран ЕАЭС договорились о механизмах льготного финансирования промкооперации за счет дополнительных бюджетных средств Союза. Мы рассчитываем, что сможем оказать поддержку за счет возмещения части процентных ставок по кредитам, привлеченным для реализации кооперационных проектов. Ежегодный объем такой поддержки может составить 19-20 млн долл. Благодаря этому инструменту наиболее перспективные многосторонние проекты в ЕАЭС смогут получить финансовую поддержку. Ключевыми приоритетами при отборе проектов для финансирования будут участие в них трех и более сторон, формирование добавленной стоимости в кооперационной цепочке, финансовая эффективность и устойчивость, рост объемов взаимной торговли и инвестиций.

Для организации деятельности на наднациональном уровне по работе с проектами ЕЭК будет наделена новыми полномочиями.

 |