Вместе с тем нарастающая глобальная конкуренция между мировыми центрами силы требует от «евразийской пятерки» принятия максимально оперативных и эффективных действий по внедрению инноваций во все сферы.

С начала 2022 года мы наблюдаем кардинальную перезагрузку глобальной политической и экономической повестки. По вашему мнению, насколько события последних полутора лет отразились на Евразийском экономическом союзе и государствах, входящих в него? Оправдано ли сказать, что ЕАЭС оказался стрессоустойчивым к новым вызовам?

В условиях неправомерного внешнего давления в прошлом и нынешнем годах мы еще раз убедились, что выбранный курс интеграции в Евразийском союзе позволяет принимать эффективные меры по развитию экономик и повышению благосостояния граждан наших стран. ЕАЭС уверенно демонстрирует стабильность и устойчивость.

В результате принятых мер по итогам 2022 года реальный ВВП Союза сократился только на 1,6%, что почти в 2 раза лучше прогнозов МВФ (-3%). ВВП Казахстана увеличился на 3,3%, ВВП Киргизии — на 7%. Рекордный рост зафиксирован в Армении — на 12,6%. В Беларуси и России реальный ВВП сократился на 4,7% и 2,1% вместо прогнозируемых МВФ 7% и 3,4%.

За шесть месяцев 2023 года реальный ВВП Беларуси увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2022-го на 2%, ВВП Киргизии — на 3,9%. Краткосрочный экономический индикатор в Казахстане возрос на 5,6%, а показатель экономической активности в Армении — на 1,4%. Совокупный ВВП ЕАЭС прибавил 1,8%.

Согласно апрельскому прогнозу МВФ, реальный ВВП Евразийского союза может увеличиться в текущем году на 1% относительно прошлого года. По итогам 2023-го ЕАБР также прогнозирует положительную динамику ВВП у всех стран ЕАЭС.

Существенно удалось нарастить в 2022 году на территории Союза сельскохозяйственное производство — на 9,4% в реальном выражении по отношению к 2021-му. За первый квартал 2023 года сельхозпроизводство выросло на 2,9%.

Примечательно, что развитие получили и экономические связи ЕАЭС с внешними партнерами. В прошлом году взаимная торговля Союза выросла на 14,1% по сравнению с позапрошлым. В абсолютном выражении она увеличилась до рекордного показателя, приближающегося к 6 трлн рублей, или 83,3 млрд долларов. Суммарный объем торговли товарами государств ЕАЭС с внешними партнерами вырос по отношению к 2021 году на 9% — до более чем 60 трлн рублей, или 923 млрд долларов.

В целом значительно изменилась география торговли стран Союза с внешними партнерами. Удельный вес ЕС по сравнению с 2021 годом сократился на 4% — до 34,6% от объема товарооборота ЕАЭС. Доля Китая увеличилась на 6% (до 24,7%), Турции — на 3,4% (до 8%), а Индии, которая впервые вошла в пятерку лидеров среди внешних партнеров Союза, — до 4,3%.

автопром ЕАЭС-1.jpg

Судя по информационной ленте, Евразийский союз становится все более популярным интеграционным объединением: количество стран-партнеров и даже стран-друзей ЕАЭС постоянно увеличивается. По вашему мнению, какие дивиденды (и политические, и экономические) это сулит Союзу и конкретным государствам, входящим в него?

Вместе с партнерами по Евразийскому союзу мы активно развиваем взаимодействие с третьими странами и интеграционными объединениями, которые нацелены на сотрудничество. Ведем работу по расширению сети преференциальных соглашений. Создаем системные условия для устойчивого расширения внешнеэкономических связей Союза. Одним из таких условий как раз является формирование договорно-правовой базы ЕАЭС и его государств-членов с третьими странами и их интеграционными объединениями в части формирования преференциальных торговых режимов, развития и всестороннего углубления торгово-экономического сотрудничества.

У Союза есть действующие соглашения о зоне свободной торговли с Вьетнамом, Сербией, Ираном (временное), действует непреференциальное соглашение с Китаем. В прошлом году приняли решение о запуске переговорного трека с ОАЭ и Индонезией (состоялось по два раунда), стороны подтвердили стремление к нахождению взаимоприемлемых решений и сохранению динамики переговорного процесса.

В ближайшее время планируем подписать полноформатное соглашение о свободной торговле между ЕАЭС и Ираном, которое увеличит охват действующего временного соглашения и сделает его постоянным. На прогрессивной стадии находятся переговоры с Египтом. Очередной (шестой) раунд переговоров по соглашению о свободной торговле состоялся 15-17 августа. Рассчитываем в следующем году выйти на итоговые договоренности. В планах Союза — углубление торгово-экономического сотрудничества с Индией, процесс переговоров уже запущен.

Кроме того, на системной основе идет развитие диалога с ведущими региональными экономическими объединениями по линии ЕЭК по всему миру. Так, меморандумы о взаимодействии подписаны с Союзным государством России и Беларуси (2013), Андским сообществом (2017), Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии в области экономического сотрудничества (АСЕАН, 2018), Латиноамериканской экономической системой (ЛАЭС, 2018), Южноамериканским общим рынком (МЕРКОСУР, 2018), Африканским союзом (2019), Тихоокеанским альянсом (Декларация, 2019), Секретариатом по экономической интеграции в Центральной Америке (2021), Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС, 2021).

Важное направление, которое развивается с момента создания ЕАЭС, — взаимодействие с Содружеством Независимых Государств. В ноябре 2018 года ЕЭК и Исполком СНГ подписали меморандум о его углублении. Успешно выполнен план мероприятий на 2021-2022 годы, утвержден аналогичный документ на 2023-2025 годы. Основное внимание уделяется сопряжению правовых баз двух интеграционных объединений, взаимному участию в заседаниях органов отраслевого сотрудничества СНГ и консультативных органов при ЕЭК.

ЕАЭС имеет колоссальный потенциал для расширения торгово-экономических связей с партнерами по всему миру, в том числе для сопряжения с китайской инициативой «Один пояс — один путь».

Что касается сферы политических дивидендов, то государства-члены ЕАЭС демонстрируют единство в отношении общего подхода к принципам функционирования Союза. В первую очередь это уважение суверенитета партнеров по интеграции. Мы уважаем национальные интересы и приоритеты внешнеэкономической деятельности друг друга. В этом отношении политические дивиденды — возможность на глобальном уровне заявить собственную позицию, заручившись набирающим вес авторитетом ЕАЭС. Несмотря на то, что Союз в первую очередь организация с экономической повесткой, мы не можем отрицать ее растущего геополитического влияния за счет активизации внимания ряда стран вне региона.

радиоэлектронное производство ЕАЭС.jpg

До начала новой «холодной войны» с Западом СМИ писали, что приоритетными задачами Евразийского союза являются расширение взаимной торговли, формирование общих рынков, реализация цифровой повестки. Как вы полагаете, в сегодняшних реалиях этот список по-прежнему актуален? Либо же он претерпел (должен претерпеть) изменения? Например, за счет темы образования. Или туризма…

Базовые приоритеты Евразийского союза, обозначенные в Договоре о ЕАЭС и нашедшие свое развитие в Стратегических направлениях развития евразийской экономической интеграции до 2025 года, остаются актуальными. Вместе с тем Союз успешно функционирует уже практически 10 лет. Соответственно, направления сотрудничества и его повестка также претерпевают изменения и диверсифицируются.

Евразийская интеграция вплотную подошла к такому этапу, когда только экономических мер для развития становится явно недостаточно. С учетом глобальной конкуренции между мировыми центрами силы нам необходимо приложить совместные усилия для стимулирования инноваций, институтов развития, новых технологий во всех сферах жизни. В такой ситуации не обойтись без интеграционных процессов в сфере образовательных стандартов, чтобы выпускники наших вузов обладали сопоставимыми по уровню компетенциями и знаниями и могли свободно выбирать себе место работы в любом из государств ЕАЭС. Важно усилить научно-техническое сотрудничество между нашими странами, чтобы добиться синергетического эффекта.

Образование — та область, в которой ЕАЭС уже начал развивать отдельные проекты, в частности Евразийский сетевой университет. Основными его задачами станут установление связей между вузами Союза, вузами и государственной властью, бизнесом, общественными организациями, организациями культуры, научными учреждениями, а также повышение академической мобильности. Это уникальный проект, сегодня в его состав входят уже 19 вузов. В апреле запущена первая магистерская программа для подготовки специалистов в области евразийской интеграции.

Россия продолжает оставаться главным импортером образовательной миграции из государств-членов ЕАЭС: 89% обучающихся из стран Союза едут учиться в РФ. Наша задача — сбалансировать ситуацию в области академической мобильности путем формирования программ двойных дипломов и стажировок.

Ключевым итогом работы в этом направлении должно стать комфортное и развитое единое образовательное пространство ЕАЭС. Сейчас ведем активную работу по разработке новых документов стратегического планирования, которые определят основные векторы интеграционного взаимодействия до 2030 и 2045 годов.

проекты ЕАЭС в машиностроении.jpg

В последние два года на уровне Евразийской экономической комиссии активно обсуждаются темы промышленной кооперации и импортозамещения. По вашей оценке, насколько ЕАЭС и страны-участницы продвинулись в решении этих, бесспорно, стратегически важных вопросов? Есть ли уже конкретные результаты?

Безусловно, мы продвигаемся в вопросах промышленной кооперации и импортозамещения, технологического суверенитета, наши страны все активнее переходят к реализации национальных политик локализации производств. Сегодня в Союзе уже реализуются проекты в авиа-, автомобиле- и машиностроении, радио- и микроэлектронике, металлургии, химической и легкой промышленности. Их общая стоимость — 21,9 трлн рублей, или более 270 млрд долларов. По данным ЕЭК, на этапе строительства находятся 64 проекта, полностью запущены 94. Например, в России это проекты в сфере строительно-дорожной и коммунальной техники, в Беларуси — в сфере высокоэффективных компрессоров для бытовых холодильников и морозильников, в Киргизии — в сфере «умных счетчиков» учета электроэнергии.

ЕАЭС обладает сравнительным преимуществом в производстве многих товаров, в том числе турбореактивных двигателей, сельскохозяйственных машин, бытовой техники, товаров текстильной промышленности. Одной из сфер, где имеется большой потенциал для кооперации, является производство электрических транспортных средств.

Сейчас мы работаем над запуском механизма поддержки промышленной кооперации в ЕАЭС. Речь идет об оказании финансовой поддержки при реализации государствами-членами Союза совместных кооперационных проектов в отраслях промышленности. Совместные кооперационные проекты смогут быть реализованы за счет льготного кредитования из бюджета ЕАЭС. На эти цели будет ежегодно выделяться 10% взимаемых Союзом антидемпинговых, штрафных и компенсационных пошлин. Войти в программу смогут проекты, в которых задействованы представители не менее трех стран ЕАЭС. Партнеры по Союзу уже поддержали предложенный нами приоритет — применять инструмент исключительно для развития высокотехнологичных отраслей, поддерживать ежегодно до 10 проектов стоимостью 16-17 млрд рублей, благодаря которым будет расти взаимная торговля и развиваться инвестиции.

Предполагаем, что на субсидирование процентных ставок промышленных кооперационных проектов в следующем году будет направлено 1,7 млрд рублей. Уже сейчас бизнес прорабатывает список таких проектов с ЕЭК. В их числе — совместное производство лекарств в Армении, шин в Беларуси, удобрений в Казахстане, лесозаготовительной техники в России, строительство текстильно-швейного кластера в Киргизии.

легкая промышленность Киргизия.jpg

В 2023 году в органах Евразийского экономического союза председательствует Россия. С какими инициативами уже выступила и еще выступит наша страна в течение этого года? Какие из них вы считаете самыми важными и почему?

Приоритеты председательства России в ЕАЭС в 2023 году обозначил президент Владимир Путин на расширенном заседании Высшего Евразийского экономического совета, которое состоялось 9 декабря 2022-го. В первую очередь нам поставлена задача актуализировать стратегические ориентиры развития ЕАЭС на средне- и долгосрочную перспективу. Мы активно работаем по этому направлению.

По инициативе России подготовлен проект Декларации о дальнейших направлениях развития интеграции в горизонте 2030-2045 годов, в которой отражено наше видение перспективного облика Союза с учетом текущих и потенциальных вызовов. Документ активно обсуждается на площадке ЕЭК — в августе состоялось первое рассмотрение на уровне премьеров стран ЕАЭС в Ереване, после чего на заседании Совета ЕЭК вице-премьеры утвердили его структуру, сейчас осуществляется экспертная доработка. В целом у нас складывается конструктивный диалог, все участники поддерживают наши подходы. Рассчитываем, что в декабре выйдем на подписание документа.

В июне на заседании Евразийского межправительственного совета в Сочи по инициативе российской стороны определены подходы к созданию Евразийского рейтингового агентства, прорабатывается его концепция. Ратифицировано соглашение об учреждении Евразийской перестраховочной компании. В результате ее создания на рынке пяти стран ЕАЭС появится дополнительная страховая емкость в размере 120,4 млрд рублей. Это позволит поддержать объем взаимной и внешней торговли Союза на сумму более 361,3 млрд рублей и обеспечить единые условия страхования для совместно произведенной продукции государств-членов.

На том же заседании Межправсовета с подачи России создан Консорциум институтов развития государств ЕАЭС. Его работа будет направлена на обмен лучшими практиками в части формирования благоприятной инвестиционной среды. Продолжаем работу по согласованному внедрению в государствах-членах цифровых решений, а также запуску инструментов трансграничного пространства доверия в целях обеспечения юридически значимого документооборота между государственными органами и хозяйствующими субъектами стран ЕАЭС. Работаем над закреплением в новых стратегических документах необходимости установления в рамках Союза общих стандартов в отношении цифровой инфраструктуры и внедряемых технологических решений и создания в перспективе Евразийской цифровой платформы.

В финансовой сфере активно развиваем расчеты в национальных валютах. В прошлом году по инициативе России Евразийский Межправсовет утвердил рекомендации о расширении использования национальных валют во взаимных расчетах. Так, в 2022 году доля национальных расчетов составила 81,5%. В июне 2023-го Межправсовет рассмотрел вопрос о создании и развитии транспортной инфраструктуры на территории государств-членов ЕАЭС в направлениях «Восток — Запад» и «Север — Юг», в том числе в рамках сопряжения с китайской инициативой «Один пояс — один путь».

Перспективным вектором сотрудничества является цифровизация экономик стран Союза. Проводим работу по совместному внедрению информационных технологий, в том числе в области электронного документооборота, автоматического обмена транспортной и таможенной информацией между ведомствами и перевозчиками ЕАЭС, а также в сфере маркировки и прослеживаемости товаров (например, товары легкой промышленности, молочная продукция, обувь, шины и покрышки и другие), где цифровые решения уже работают и пресекают обращение на рынке Союза небезопасной и некачественной продукции.

В рамках наращивания взаимодействия с государствами-членами ЕАЭС в гуманитарной сфере на регулярной основе реализуется ряд культурно-гуманитарных проектов, направленных на ознакомление иностранных граждан с достижениями российской культуры, включая кинопоказы, гастрольные выступления, выставки, мастер-классы, в том числе приуроченные к памятным датам отечественной истории и юбилейным датам.

автопром ЕАЭС-2.jpg

Сегодня в состав Евразийского союза входят пять государств, и еще три страны имеют статус наблюдателя при ЕАЭС. Ваш прогноз: если не в средне-, то в долгосрочной перспективе количество членов интеграционного объединения увеличится? И если да, то за счет кого? Например, в качестве кандидата номер один называют Узбекистан…

Евразийский экономический союз — региональное интеграционное объединение, которое активно развивает взаимодействие с большим количеством стран и международных организаций. Безусловно, отдельное место в этой работе занимает сотрудничество с соседями и партнерами по СНГ — Азербайджаном, Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном.

25 мая 2023 года по видеосвязи к расширенному формату заседания Высшего Евразийского экономического совета присоединился президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев в качестве главы государства-наблюдателя при ЕАЭС. На переговорах выступили президенты Азербайджана Ильхам Алиев и Таджикистана Эмомали Рахмон. Видеообращение к участникам встречи направил руководитель другого государства-наблюдателя — президент Кубы Мигель Диас-Канель Бермудес.

Наиболее комплексно сотрудничество ЕАЭС ведется с Узбекистаном, который в декабре 2020 года стал государством-наблюдателем при Союзе. Реализуется план совместных мероприятий ЕЭК и правительства центральноазиатской республики на 2021-2023 годы, предусматривающий обмен опытом и информацией, проведение консультаций и бизнес-мероприятий. Узбекистан принимает участие в работе по отдельным направлениям ЕАЭС, таким как вопросы климатической повестки, цифровизации грузовых железнодорожных перевозок, электронной торговли, реализации проекта «Евразийский агроэкспресс».

О результатах такого взаимодействия говорят цифры. В 2020-2022 годах объем внешней торговли товарами и услугами Узбекистана с ЕАЭС увеличился в 1,6 раза — до 1,059 трлн рублей, или 15,7 млрд долларов. Республика нарастила экспорт в страны Союза в 1,7 раза (до 378 млрд рублей, или 5,6 млрд долларов), импорт из Союза — в 1,5 раза (до 681 млрд рублей, или 10,1 млрд долларов). Повысилось для нее и значение торговли с ЕАЭС: доля в товарообороте выросла на 4,3% (31,4%), в экспорте — на 7,7% (28,9%), в импорте — на 1,7% (до 33,1%).

Евразийский союз является привлекательным интеграционным объединением для многих государств, выступая за равноправный и конструктивный диалог. Вместе с тем забегать вперед и прогнозировать, какая из стран станет новым членом ЕАЭС, неверно, так как позицию вырабатывают сами возможные кандидаты. Союз открыт для вступления любого государства, разделяющего его цели и принципы, на условиях, согласованных государствами-членами.

Каким вы видите дальнейшее развитие Евразийского союза с учетом того, что число внутренних и внешних вызовов, судя по всему, будет только возрастать? Каковы, по вашему мнению, слабые (объективно) стороны ЕАЭС и как сделать так, чтобы они превратились в сильные?

Число вызовов скорее будет возрастать извне. При этом, как показывает практика, такого рода вызовы — это еще и возможности. Так, внутри ЕАЭС, несмотря на наличие разных позиций относительно тех или иных вопросов, сложившаяся ситуация, наоборот, выступила драйвером для некоторых важных изменений, включая создание механизма стимулирования промышленной кооперации, перехода на взаиморасчеты в национальных валютах, наращивание внутрирегиональной торговли и перенаправление соответствующих транспортных потоков.

Что касается слабых сторон ЕАЭС… В рамках Союза есть треки, по которым мы двигаемся, возможно, чуть медленнее, чем хотелось бы, ввиду их чувствительности для государств-членов. Это связано в большей степени с относительно небольшим возрастом ЕАЭС: в нынешнем году ему исполнилось 9 лет (с момента подписания Договора о Союзе). Еще не до конца сформированы единые рынки услуг и капитала, в связи с чем товары периодически сталкиваются с препятствиями.

Мы активно работаем над тем, чтобы по указанным направлениям достичь высоких результатов и сделать ЕАЭС еще более привлекательным интеграционным объединением как для действующих государств, так и для потенциальных кандидатов как в наблюдатели, так и в полноправные члены. Например, единый рынок услуг уже охватывает 142 сектора услуг, или около 60% от всех производимых в Союзе видов услуг. Переведены в режим единого рынка услуг услуги по торговле, рекламе, строительным работам, монтажу и ремонту оборудования, услуги туроператоров и другие, что формирует преференциальные условия доступа для поставщиков услуг из стран ЕАЭС по сравнению с поставщиками из третьих стран. Так, экспорт услуг из России в государства Союза вырос за 2015-2022 годы в 1,5 раза — с 4,2 до 6,2 млрд долларов. Удельный вес партнеров по ЕАЭС в совокупном экспорте услуг РФ увеличился за это же время в 2 раза — с 8% до 16%.

В части обеспечения свободы движения капитала ведется активная работа в рамках Концепции формирования общего рынка финансовых услуг. До 2025 года предполагается гармонизировать законодательства стран ЕАЭС в данной сфере, обеспечить допуск брокеров и дилеров одного государства-члена к участию в организованных торгах бирж, допуск к размещению и обращению ценных бумаг на торгах в государствах-членах. Происходит переход на национальные валюты в торговле между странами ЕАЭС, что минимизирует риски по осуществлению платежей для компаний в сфере ВЭД, действующих на территории Союза. Удельный вес банков стран ЕАЭС (за исключением России), подключенных к системе передачи финансовых сообщений, составил 80%.

С 2016 года устранено 79 препятствий на пути движения товаров. Сейчас действует 41 препятствие, включая, например, установление механизма минимального уровня контрольных цен на товары, ввозимые на территорию Киргизии.

Отдельная тема — изъятия (исключения о неприменении государством-членом общих правил функционирования внутреннего рынка ЕАЭС, всего их насчитывается более 290). Есть понимание, как их устранять: необходимо перевести процесс на системную основу, как это происходит с барьерами и ограничениями.

Развитие Евразийского экономического союза в цифрах

На 14,1% выросла за 2022 год взаимная торговля государств-членов ЕАЭС, составив около 6 трлн .

На 9% увеличился за 2022 год суммарный объем торговли товарами стран ЕАЭС с внешними партнерами, превысив 60 трлн .

На 4% сократилась в этом объеме доля государств Европейского союза.

На 6% выросла доля Китая, на 3,4% — Турции, на 4,3% — Индии.

На 1,8% увеличился за первое полугодие 2023 года совокупный ВВП ЕАЭС.

На 1% может вырасти в 2023 году относительно 2022-го реальный ВВП ЕАЭС.

21,9 трлн ₽ — общая стоимость проектов стран ЕАЭС в сферах промышленной кооперации и импортозамещения.

64 проекта находятся на этапе строительства, 94 — полностью запущены.

80% составляет удельный вес банков государств ЕАЭС (за исключением России), подключенных к системе передачи финансовых сообщений.

120,4 млрд — дополнительная страховая емкость, которая появится на рынке ЕАЭС в результате создания Евразийской перестраховочной компании.

361,3 млрд — объем взаимной и внешней торговли ЕАЭС, который будет поддержан благодаря созданию этой компании.

79 препятствий на пути движения товаров устранено в ЕАЭС с 2016 года.

142 сектора охватывает уже единый рынок услуг ЕАЭС.

Более 20 вузов входят в Евразийский сетевой университет.

89% молодых людей из стран ЕАЭС едут учиться в Россию. 

 |