— Два кита нового национального проекта — кадры, без которых гостеприимство не организовать, и регулирование, без которого оно невозможно. Это ключевые вызовы, которые ждут туристическую отрасль сегодня, завтра, послезавтра. Их можно отнести и к китам, и к вызовам.
Нацпроект стал неким маркером того, что необходимо сделать в отрасли, что изменить, что исправить. Жаль только, что из него пропало слово «индустрия». Ведь туризм — это настоящая индустрия, которая объединяет 53 сферы: дизайнеров, девелоперов, художников, транспортные компании, Ассоциацию лоскутного шитья, креативные команды, IT-кластер, коммунальщиков, озеленителей...
Нельзя говорить, что национальный проект «Туризм и гостеприимство» существует отдельно от других нацпроектов и целей в России. Национальные цели сегодня общие. Мы решаем через туризм вопросы патриотизма, трудовой миграции, повышения престижности профессии. Но есть большое количество нацпроектов, которые тоже решают задачи и для туризма, и для путешествий, и для развития территорий.
Синхронизация проектов — еще один вызов. К сожалению, за последние пять лет мы ее не достигли. Экспорт туристических услуг как таковой не сформировался ни внутри нацпроекта «Международная кооперация и экспорт», ни внутри нацпроекта «Туризм и гостеприимство». Поэтому необходимо приложить больше усилий для продвижения российского турпродукта за рубежом.
Следующий вызов — сроки. Возьмем нулевой НДС. Мы считаем: если мыслить стратегически (несмотря на то, что все может поменяться — улучшиться или ухудшиться), он должен быть рассчитан не до 2030 года, а на 10-15 лет. Чтобы складывалась финансовая модель, чтобы бизнес прогнозировал и планировал свою рентабельность, исходя из сегодняшнего дня и на ближайший срок окупаемости. Если в 2030 году нулевой НДС перестанет действовать, мы получим нулевую или минусовую рентабельность. Значит, все меры поддержки, принимаемые государством, нужно пролонгировать. Рады, что президент продлил нулевой НДС до 2030 года, но хотелось бы, чтобы это были 2035-й и 2040-й годы.
Создаваемые сегодня реестры не всегда успевают за сроками, в которые включается бизнес. Реестр отелей, запущенный Росаккредитацией, необходимо продлевать минимум до 1 сентября, а он — до 1 марта. Небольшое количество средств размещения зарегистрировалось, небольшое — просто подало заявку. Сама идея правильная — всех зарегистрировать, стандартизировать, классифицировать, в том числе нелегальный сектор, но она не в достаточной степени реализована.
Закон о сельском туризме есть, но туризма на сельскохозяйственных землях нет. В переводе земель сельхозназначения нам категорически отказано, и мы со всех сторон призываем, чтобы сельскому туризму разрешили строить рестораны, отели, инфраструктуру, в том числе ту, на которую государство выделяет деньги. Средний сельхозпроизводитель готов не снижать налоговую базу и доходы, предоставлять дополнительный баланс возмещения по земельным участкам, но нам все равно отказывают. Поэтому сельский туризм проявляет себя в небольших проектах, связанных скорее с экскурсиями и гастрономией, но никак не с туризмом.
Отдельная тема — кадры. Создан Национальный экспертный совет при Минэкономразвития, открыты проектные офисы в регионах, федеральные ресурсные центры, большая работа ведется с корпоративными университетами, число которых постоянно увеличивается. Это важно и значимо.
Но мы забываем, что в индустрии гостеприимства кадров гораздо больше. Сколько сотрудников требуется для отелей: официантов, горничных, администраторов? Мне никто не ответил. Баланс потребностей на сегодняшний день отсутствует, а уж на завтрашний — тем более.
А как решать вопрос с кадрами субъектов малого и среднего предпринимательства, которые будут обеспечивать деятельность курортов, построенных по федеральному проекту «Пять морей и озеро Байкал»? Мы посчитали: необходимо по меньшей мере 3 тыс. субъектов МСП и не менее 250-300 тыс. сотрудников. И это только на обслуживающую инфраструктуру, связанную с курортами. Но гостиницами не ограничивается. Вокруг них — большое количество других функциональных зон: аквапарков, парков развлечений, конгресс-площадок, которых не хватает в регионах.
Нужно все моменты превращать в плюс, чтобы нацпроект «Туризм и гостеприимство» реализовывался идеально.
Раньше курорты на территории России были только у моря, а сейчас — и в горах. Спрос на курортную недвижимость в Шерегеше, Красной Поляне колоссальный. Открываются новые отели, отечественные управляющие компании работают ничуть не хуже, а иногда даже лучше иностранных. Наша гастрономия, наше гостеприимство считаются лучшими в мире. Таково мнение арабов, индусов, китайцев, приезжающих в Россию. И в этом есть 100% результат работы самого бизнеса, а также поддержки государства, которая в рамках нацпроекта беспрецедентна. Такой помощи туротрасль никогда не получала, и мы надеемся, что она будет продлена после 2030 года.