— Туристический поток в 140 млн человек к 2030 году — замечательно, но где такая огромная армия людей будет есть: завтракать, обедать, ужинать? Турагентам, туроператорам кажется, что это само собой будет делаться. Вовсе нет.

Сколько требуется поваров, барменов, официантов, сомелье, управляющих ресторанами? Минпромторг, курирующий нашу отрасль, на всех совещаниях, где идет об этом разговор, не присутствует. Странно.

Сегодня много специальностей, которые востребованы, а готовить узконаправленных специалистов невозможно: на это нет денег, времени, возможности и людей. Демографическая яма, образовавшаяся после 1990-х и начала СВО, к 2030-му, окажется еще глубже.

Если в некоторых регионах гостиницы заполнены не полностью, значит, их владельцы должны заниматься исправлением ситуации за счет продления сезона, за счет предложения дополнительных опций. Строить отель для того, чтобы получать прибыль, а вместо этого наблюдать, как он стоит полупустой и генерирует убытки, — ненормально.

Еще одна проблема. Говорить о гастрономическом туризме в отсутствие гастрономии — значит подменять понятия. Да, могут присутствовать гастрономическая, кулинарная составляющие, проводиться различные фестивали. Однако рассуждать о гастротуризме бессмысленно. Это словоблудие.

Перераспределение денег из одного региона в другой в процессе перемещения туристов по России — вещь нормальная. Но наша задача — чтобы люди не вывозили деньги из страны. А для этого надо обеспечить такой уровень сервиса и качества, чтобы они не ехали в Турцию и Таиланд.

Второй момент — активная экспортная деятельность для привлечения туристов из-за рубежа. За три года СВО мы должны были приобрести компетенции, поднять сервис до такого уровня, чтобы иностранцы поняли: в России цены ниже, а качество выше, поэтому деньги стоит везти сюда. Но пока этого не произошло. Если в результате успешных переговоров на политическом уровне границы будут открыты, подавляющее число граждан, которые сегодня путешествуют по России, отправятся за границу — туда, где они получат качество намного выше, чем у нас.

Нужно поливать там, где растет. Не строить прожекты и не открывать курорты, на которые никто не поедет (на это нет ни денег, ни времени), а действовать вдумчиво. К инвестициям надо подходить с большим расчетом, внимательно, чтобы не прогореть. Те, кто отвечает за ресторанную отрасль, любят рассказывать, сколько открывается ресторанов, но не любят —сколько закрывается. Если тенденция не изменится, то, боюсь, все закончится бутербродами. При высоких ценах люди перестанут ходить в кафе и рестораны, а пойдут массово в «Макдональдс».

В последние годы серьезно встал вопрос о техническом перевооружении торговли и общественного питания. Отрасли требуются роботизация, индустриализация, автоматизация, механизация, цифровизация. Только так мы сможем двигаться дальше, особенно в условиях острого дефицита кадров.