Выбрать профессию с помощью игр

Компания «Софтвей ++» разработала платформу профориентации на основе цифрового портфолио с элементами геймификации – мобильное приложение Skillometr.

«Отвечая на простые вопросы тестирования на определение интересов и ставя цель в профиль, пользователи формируют индивидуальный набор тегов (ключевых слов), распределенных по семи направлениям (спорт, инженерное и ИТ, бизнес, естественно-научное, творчество, soft skills, языковое). Во время обучения пользователи могут добавляться в сообщества по интересам, сравнивать свои результаты с однокурсниками. Через цифровое портфолио отображаются баллы и звания за прохождение основного курса и дополнительных конкурсов. Все это, являясь элементами геймификации, способствует популяризации образования», – рассказывают авторы проекта.

Как это работает?

Выбор профессии: вы проходите тест на определение интересов и склонностей.

Траектория развития: skill-портфолио рассчитывает процент знаний для точечного подбора модулей курсов.

Прохождение курсов: вы слушаете курсы, образовательные организации подтверждают их прохождение.

На платформе формируется цифровое портфолио, в котором указываются все пройденные программы и курсы. Его может посмотреть потенциальный работодатель, поэтому вероятность трудоустройства повышается с каждым новым достижением.

Из университета сразу на работу

Сегодня одна из главных претензий ко многим университетам со стороны работодателей состоит в том, что выпускники после 4–6 лет учебы не знают, что делать на рабочем месте. Теоретические знания есть, практических навыков нет. Особенно остро проблема стоит в регионах, поскольку лучшие студенты, как правило, уезжают учиться и работать в столичные вузы и компании. Автор проекта «Модель регионального партнерства университетов и работодателей» Валерий Платонов предлагает решение, которое снизит отток учащихся и повысит долю студентов, трудоустроенных по профильной специальности.

Чтобы помочь университетам трудоустраивать выпускников, региональные бизнес-лидеры разрабатывают список компетенций, прежде всего цифровых, которыми должен обладать успешный кандидат. В учебную программу включаются майноры – профильные дисциплины, которые позволяют овладеть нужными компетенциями, и стажировки. Их ведут специалисты компаний-заказчиков.

Идея модели возникла из анализа новейших зарубежных тенденций в развитии взаимодействия между работодателями и организациями высшего образования. Такие инновации мало известны не только у нас, но и в странах, где они начинают развиваться. Между тем они служат самым важным целям как работодателей, так и студентов и в перспективе помогают самим образовательным организациям противодействовать тенденции снижения ценности диплома высшего образования для работодателей. Те регионы, которые внедрят такую модель, наверняка смогут помочь сохранению и привлечению талантов, и в то же время прославить себя как самый инновационный регион в интеграции высшего образования и рабочих мест.

Валерий Платонов, председатель оргкомитета конкурса EdCrunch Award: «Студенты, которые присоединятся к программам партнерства, получат возможности для прохождения стажировки и наставничества, приоритет для выбора стажировок и “гарантированный просмотр резюме для открытых вакансий” с участвующими в партнерстве предприятиями».

Выстраиваем профессиональную траекторию с помощью нейротехнологий

Окей, вы устроились на работу, усердно трудитесь в компании несколько лет, но постепенно понимаете (и вы, и ваш работодатель), что пора бы вам прокачать свои профкомпетенции и подучиться. Как правило, крупные компании, если они реально заботятся о профессионализме своих сотрудников, используют три инструмента:

  • обучение сотрудника в ведущих международных бизнес-школах;

  • организация корпоративного обучения;

  • открытие собственных корпоративных университетов.

Все это требует больших вложений. Конечно, иметь свой корпоративный университет статусно, но далеко не все компании могут как «Сбербанк» и «Росатом» себе это позволить. К тому же во всех трех случаях нет надежных инструментов, чтобы измерить эффективность обучения, не говоря уже о том, чтобы учить каждого сотрудника в соответствии с его индивидуальными потребностями, возможностями и задачами.

Проблема:

Индивидуальные профессиональные траектории развития сотрудников в большинстве компаний строятся стихийно и бессистемно.

Лаборатория знаний совместно с цифровой образовательной платформой «Универсариум» разработали систему, которая позволяет выстраивать индивидуальные образовательные траектории для сотрудников компаний, причем с помощью нейротехнологий. Система называется «НейроТраектории» и состоит из нейроинтерфейса, считывающего мозговую активность сотрудника для определения его психоэмоциональных реакций. Для фиксации электрической активности мозга используется портативный энцефалограф; ПО, проводящее диагностику компетенций и оценку качества корпоративного образовательного контента, а также строящее индивидуальную образовательную траекторию и проводящее анализ эффективности обучения.

Система «НейроТраектории» позволяет объективно оценить эффективность обучения сотрудников, замерить уровень приобретенных компетенций, а также построить эффективную модель развития сотрудников на основе учета индивидуальных психоэмоциональных реакций, поведенческих особенностей и когнитивных характеристик.

Автономная некоммерческая организация «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (asi.ru) создана распоряжением Правительства России от 11 августа 2011 года. Наблюдательный совет АСИ возглавляет Президент России Владимир Путин. Агентство поддерживает проекты, направленные на системные изменения в сфере улучшения делового климата и поддержки инноваций, образования и подготовки кадров, здравоохранения и социального обслуживания, регионального и городского развития. Среди ключевых инициатив АСИ – Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в регионах, платформа для обмена лучшими практиками «Смартека», программа «100 городских лидеров», модель повышения инновационной открытости крупных компаний и платформа Национальной технологической инициативы.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, спортивных мероприятий и событий в области культуры. Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов. Мероприятия Фонда собирают участников из 208 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом. Установлено взаимодействие с 129 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 69 странах мира.

roscongress.org