Лариса Карташова обозначила проблемы, с которыми российский бизнес столкнулся в феврале с началом специальной военной операции.

«Северный Кавказ — это преимущественно агрорегион, — подчеркнула спикер. — Прекращение поставок в Европу стало для нас большим ударом, потому что те контракты, которые существуют, существуют десятилетиями. Другой весомой проблемой стал импорт запчастей, которые поставлялись из-за рубежа на наши заводы. Например, Пятигорский молзавод, входящий в пятерку лучших российских предприятий по качеству производимого и количеству поставок, стоял на грани закрытия из-за прекращения поставки запчастей.

Еще одна проблема — логистика. Логистика, которая из Южного региона шла через Украину, была полностью прекращена. К тому же в начале СВО существовала проблема с аэропортами. Сейчас аэропорт Минеральные Воды стал практически базисным для работы и трансферов небольших объемов экспорта и импорта.

Следующая проблема — резкое снижение конкурентности нашей продукции за счет того, что запчасти для оборудования мы вынуждены покупать через третьи страны. Это ведет и к удорожанию самого оборудования, и, соответственно, отражается и на себестоимости продукции. Еще одним неудобством стала та система расчета, связанная с валютным курсом, которой многие предприятия сейчас вынуждены пользоваться».

Однако, как полагает президент Союза «Палата бизнеса Северного Кавказа», для решения существующих проблем существуют и эффективные инструменты.

«Деловые миссии у нас как были, так и существуют, — прокомментировала Лариса Карташова. — Мы просто убрали из них европейские страны, иногда встречаемся в третьих странах и договариваемся о сотрудничестве, которое не хотелось бы потерять. Кроме того, реальную поддержку нашему бизнесу оказывает Российский экспортный центр, в том числе в области субсидирования транспортных расходов.

Не менее действенным инструментом поддержки со стороны РЭЦ является кредитование и страхование грузов. Например, сейчас, когда все начали плотно работать со странами Африки, возникает вопрос, что не у всех африканских предпринимателей есть возможность страховать грузы. Поэтому до 90% страхования возвращаются через систему РЭЦ.

Что касается решения логистических проблем, то мы стали плотно работать с рядом стран, прежде всего с Турцией, как со страной — центром логистического узла. Кроме того, активно включились в настраивание логистических каналов Армения и Грузия. Фактически мы смогли неудобства по банковским расчетам перенести на эти страны, они помогали открывать нашим предприятиям счета, также помогали открывать представительства.

Еще одним важным партнером стал Китай. Кроме того, мы проводим необходимую сейчас работу с банками по государственным гарантиям. Мы взяли на себя функцию по поиску наиболее интересных условий по гарантиям, потому что когда поднялись ставки по кредитованию в банках, так же резко поднялись и ставки по госгарантиям. Поэтому нашим предприятиям достаточно к нам обратиться, и мы найдем тот вариант, который наиболее удобен для бизнеса по государственным гарантиям. Важно отметить, что вся эта работа во многом базируется на сотрудничестве Фонда поддержки малого и среднего бизнеса при правительстве Ставропольского края. Такие же фонды есть в других республиках Северного Кавказа. Это очень удобно, когда есть государственная составляющая финансирования».