По итогам очередной заявочной кампании 8 новых субъектов, ранее не участвовавших в программе «Открытая промышленность», выразили желание развивать у себя промышленный туризм. Среди них — Ленинградская и Тверская области, республики Алтай, Ингушетия и Хакасия, Чукотский автономный округ, Донецкая Народная Республика и Запорожская область.
«Расширение географии участников программы свидетельствует о том, что все больше регионов видят в промышленном туризме эффективный инструмент решения своих социально-экономических задач. Ежегодный тренд на прирост количества субъектов, вовлеченных в программу, подтверждает ее актуальность и демонстрирует стабильный интерес со стороны региональных властей, промышленных предприятий, туроператоров и туристов. За четыре года реализации программы охвачен 81 регион», — прокомментировали в Агентстве стратегических инициатив.
Ключевыми задачами участия в программе, отмеченными представителями региональных органов исполнительной власти, стали развитие туризма (25% всех заявок) и профориентация молодежи (22%), далее идут продвижение промышленного потенциала региона (19%), инвестиционного потенциала (14%), реализация бизнес-миссий, обмен опытом (12%) и экологическое просвещение (7%).
Организаторы получили 930 заявок на участие от сотрудников предприятий, представителей туристических организаций и региональных администраций. Лидерами по числу зарегистрированных участников стали Москва (42 человека), Пермский край (37), Омская (36), Свердловская (36) и Челябинская (31) области. Эти регионы уже активно участвуют в развитии промышленного туризма. Как результат — в Пермском крае за три года интерес к промышленному туризму вырос в 17 раз: с 5000 промышленных туристов в 2021 году до 86 000 за неполный 2024 год. В Челябинской области за первое полугодие 2024 года промышленные предприятия посетило 33 500 туристов — на 30% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
В нынешнем году установленная квота для прохождения обучения и получение компетенций — 300 человек. Конкурс на участие в программе составил 3,1 человека на место, в очередной раз подчеркнув востребованность и высокий интерес к программе.
Более 50% всех заявок принято от представителей промышленных предприятий, из них подавляющее большинство — малый и средний бизнес с числом сотрудников от 100 до 500 человек. Небольшие компании видят потенциал в промышленном туризме как эффективном способе привлечения внимания к своей продукции и укрепления своего бренда.
«Особого внимания заслуживает разнообразие отраслей промышленности, подавших заявки на участие в программе. Лидерами по вовлеченности стали предприятия машиностроения, пищевой, химической, топливно-энергетической и легкой промышленности. Мы видим, что практически любая отрасль может привлечь интерес туристов с учетом грамотно организованной экскурсионной программы и демонстрации деталей технологии производства», — рассказали в АСИ.
25% заявок поступило от представителей органов исполнительной власти. 10% участников — представители туристической индустрии (туроператоры, объекты показа), а оставшиеся 15% — учебные заведения и общественные организации.
«В рамках подачи заявок потенциальные участники обозначили ключевые проблемы, которые они стремятся решить с помощью развития промышленного туризма. Среди них — дефицит кадров в отраслях промышленности, необходимость развития инфраструктуры и повышения качества предоставляемых услуг, привлечение инвестиций в промышленность, улучшение международного сотрудничества и усиление коммуникации для продвижения брендов предприятий. Промышленный туризм позволяет не только повысить интерес к самим предприятиям, но и решить стратегические задачи», — отметили в АСИ.
Напомним, «Открытая промышленность» — масштабная всероссийская программа, направленная на продвижение технологического и кадрового потенциала российских производителей. Реализуемая уже четвертый год, она формирует новую политику открытости и способствует привлечению кадров на предприятия. В 2023 году более 1,4 млн человек посетили промышленные экскурсии, в 2024 году планируется превысить отметку в 2 млн. Программа охватывает свыше 1000 предприятий по всей России.