«В условиях санкций судостроительная промышленность России столкнулась с самыми серьезными вызовами. С нашего рынка транспортных услуг ушли все иностранные суда, которые были задействованы в перевозке российских грузов, что потребовало скорейшего обновления и наращивания отечественного флота», — заявил Михаил Мишустин.
Он добавил, что были разорваны и устоявшиеся кооперационные связи между предприятиями. «Западные партнеры в нарушение всех договоренностей отказались от продолжения сотрудничества с нашими компаниями, — констатировал премьер-министр. — И сейчас очень важно продолжить освоение и создание целого ряда современных наукоемких комплектующих и изделий».
Михаил Мишустин считает, что необходимо более активно развивать собственные компетенции в области судостроения, добиваться технологического суверенитета по критическим позициям судового оборудования, самым значимым производственным процессам.
«Важно, что, несмотря на все сложности, отрасль продолжает динамичную работу. Предприятия пользуются всеми мерами государственной поддержки — как специализированными, так и общесистемными, включая льготные программы по линии Фонда развития промышленности», — отметил глава правительства.
По его данным, в 2023 году было построено более 100 единиц техники самого разного назначения. В том числе два танкера типа «Афрамакс» на комплексе «Звезда» в Приморском крае, автомобильно-железнодорожный паром «Александр Деев» для маршрута между Сахалином и материком на верфи в Комсомольске-на-Амуре, морская платформа с хранилищем сжиженного природного газа для первой очереди проекта «Арктик СПГ 2» на площадке в Мурманской области, а также рыбопромысловые и краболовные суда на заводах в разных регионах России.
«Портфель заказов у производителей растет. Сегодня он превышает 300 морских и речных судов. В перспективном плане до 2037 года предусмотрено строительство свыше 1,7 тыс. единиц в гражданском сегменте», — сообщил Михаил Мишустин.
В зоне особого внимания правительства — развитие Северного морского пути. «Для обеспечения круглогодичной навигации планомерно расширяется ледокольный флот. В ближайшие годы он пополнится еще пятью атомоходами. Один из них — «Россия», который станет головным в рамках уникального проекта «Лидер», — рассказал премьер-министр.
Крупнейшей отраслевой интегрированной структурой выступает ОСК — Объединенная судостроительная корпорация. В ее состав входит до 80% всех производственных мощностей.
В 2023 году ответственность за управление ОСК принял на себя ВТБ. «Теперь необходимо сформировать весь перечень мероприятий, которые обеспечат эффективную организацию производств — как с точки зрения применяемых технологий, так и с точки зрения операционных процессов. В том числе провести цифровую трансформацию, что просто обязано повысить производительность труда и качество управления всей системой производства», — подчеркнул Михаил Мишустин.