Директор экскурсионного бюро «Ваш персональный гид» Алексей Павловский заметил, что туризм часто рассматривают с точки зрения отрасли и инфраструктуры, брендинга — тех вещей, которые мало завязаны на впечатлениях, тогда как человек отправляется в путешествие именно за ними. «Сейчас такое время, когда у жителей регионов возникла уникальная возможность поближе узнать свою малую родину. Правда, у местных экскурсоводов возникает конкуренция с другими видами проведения досуга — кино, театрами», — сказал Алексей Павловский. Он отметил, что сезон был коротким, потому что на законодательном уровне деятельность экскурсионных бюро легально началась только в августе, и совсем недавно сезон завершился. При этом совершенно ничтожным стало количество коллективных туров — то, что всегда было основой для отрасли, сегодня заказы переместились в сегмент индивидуальных. «Такие туристы заказывают экскурсии-поездки в близлежащие города: в Ростовской области близко к региональному центру расположены крупные туристические центры: Таганрог, Новочеркасск, Азов, Старочеркасская. В этом году трафик увеличился, потому что потребность людей получить впечатления от путешествия никуда не делась, приезжали люди из Москвы, Петербурга, северных регионов», — отметил Алексей Павловский.

По оценке спикера, чемпионат мира-2018 тоже принес большую узнаваемость региону, правда, эффект получился отложенным: футбольные болельщики в меньшей степени ориентированы на просмотр достопримечательностей и посещение музеев. Но они делают фото, выкладывают их в социальных сетях, и уже потом их знакомые и коллеги, ориентируясь по этим наводкам, делают выбор для путешествия. Так и произошло в 2019 году: появился спрос на посещение Ростовской области. «У нас строились гостиницы, появился лучший в России аэропорт — Платов, что тоже способствует путешествию в наш регион. Что касается помощи от государства — от него стоит ждать повышения комфортности нахождения в регионе, потому что пока здесь работа не ведется, комфортность путешествия оставляет желать лучшего. Это влияет на те отзывы, которые получает наш регион. Инфраструктура находится в ожидании, что ей уделят внимание», — заключил Алексей Павловский.

Директор по развитию экскурсионного бюро «Нескучный Нижний», председатель правления Нижегородской гильдии экскурсоводов Александра Шарова сказала, что грамотно нацпроект «Туризм и индустрия гостеприимства» возможно будет реализовать лишь при условии четкого понимания, на что тратить выделенные средства. Согласно ее оценке, то, что имеется сейчас в продвижении внутреннего туризма, — это середина 20-го века. Александра Шарова обозначила, что сегодня необходимо ориентироваться на ценность туристов, так как жизнь стремительно меняется, поэтому необходимо смотреть на индустрию глазами туристов и понимать, чего они сами ждут и хотят. «В августе-сентябре мы наблюдали фантастический бум индивидуальных туристов. Это связано с тем, что во время действия ограничительных мер люди засиделись дома и готовы были ехать куда угодно», — сказала спикер.

Также Александра Шарова заметила, что туризм — хороший инструмент для самовыражения и восполнения собственной креативности, метод образования и воспитания, а с точки зрения экономики — это доход, создание рабочих мест в смежных отраслях. «Но в 21-м веке туризм — это политика, и я уверена, что как только откроют границы, к нам поедут иностранные гости, поскольку мы не одни засиделись дома, вся Европа засиделась. По опыту чемпионата мира мы понимаем, что нет более действенного позиционирования на рынке туристических услуг, чем туризм в нашу страну», — сказала Александра Шарова.

Также председатель правления Нижегородской гильдии экскурсоводов предложила посмотреть на самое современное применение туризма в жизни, а именно в борьбе за квалифицированные трудовые ресурсы, которая сейчас идет не на уровне стран, а на уровне городов. Самые продвинутые, яркие, многообещающие и самые образованные кадры торопятся перебраться в Москву. Чем территория может удержать кадры? Александра Шарова уверена, что в этом случае очень эффективен туризм в качестве удержания, поскольку востребованные кадры хотят жить на яркой территории, наполненной смыслами, которая будет нравиться туристам из других городов. «Нужно постоянно вбрасывать новые темы, новые смыслы, новые картинки и новые туристические активности. В прошлом году мы написали новые экскурсии для восьми районов Нижнего Новгорода, по пяти из которых ранее нога туриста не ходила. Если мы сами будем быстро меняться, настолько, насколько быстро меняется наш турист, наша страна и мир вокруг, настолько мы и сможем в жизни сохраниться и сделать туризм отраслью, привлекательной для инвестиций, интересной для людей и прекрасным местом работы для нас», — обобщила она.

Алексей Семернинов, директор этнокафе «Джайляу», расположенном в г. Бор Нижегородской области, озвучил тезис о необходимости продвижения региональной специфики, которая может обеспечить прирост турпотока. Его заведение возникло по просьбе администрации Борского района. Этнокафе выполнено в восточном духе, внутреннее убранство включает в себя казахские мотивы, люди имеют возможность одеться в национальные одежды и почувствовать себя настоящими кочевниками. «Мы не мониторим национальную принадлежность туристов, посещающих наше кафе, но мы точно можем сказать, что в соответствии с восточными традициями каждый гость, посещающий наше заведение, будет напоен чаем и накормлен лепешкой, даже если у него нет денег», — рассказал Алексей Семернинов.

Запись конференции доступна по ссылке: https://youtu.be/1ED8ySV-QmQ