Создание карты индустриализации — важный и логичный шаг на пути экономической интеграции в рамках Евразийского союза. Впервые идея проекта, который должен координировать инвестиционную и производственную работу, была озвучена в начале 2019 года. Евразийская экономическая комиссия предложила составить перечень промышленных предприятий как действующих, так и только планируемых к открытию, чтобы исключить дублирование производств, а также создать основу для дальнейшей промышленной кооперации в рамках ЕАЭС. В частности, предполагалось усилить взаимодействие и координацию совместной промышленной политики в авиа- и судостроении, автомобильной, легкой, строительной и фармацевтической промышленности, производстве строительно-дорожной, специальной и коммунальной техники, а также в сельскохозяйственном и лесном машиностроении.
На всю работу в данном направлении в ЕЭК отводили 1-1,5 года. В середине 2020 года была представлена первая версия карты индустриализации Союза, которая, по задумке ЕЭК, «должна стать важным инструментом для координации действий стран ЕАЭС по импортозамещению и отражать импортозависимые технологические направления, потенциал производителей государств-членов, сложившиеся промышленные проекты и кооперационные связи в Союзе».
Стратегический документ. Сегодня в структуру карты входит три раздела. В первом собрана информация о крупных реализуемых и планируемых промышленных проектах. Изначально сообщалось, что для включения в него предлагалось 178 крупных проектов в 18 отраслях промышленности с объемом инвестиций порядка $200 млрд. Однако число проектов быстро росло, в середине 2021 года ЕЭК сообщала уже о 185 проектах в 21 отрасли общей стоимостью более $300 млрд.
Во второй раздел к весне 2021 года было включено более 550 технологических направлений в 30 отраслях промышленности (изначально предполагалось лишь 20 подотраслей), по которым в ЕАЭС необходимо провести импортозамещение, при этом в указанных отраслях есть предприятия, готовые участвовать в реализации соответствующих проектов. Речь идет о спортивной индустрии, производстве детских товаров, мебели, резиновых и пластмассовых изделий, оборудования и товаров сельскохозяйственного назначения, а также военной и медицинской промышленности. По мнению создателей карты, эта информация позволит сформировать производственные цепочки для импортозамещения в рамках всего ЕАЭС.
Третий раздел включает список товарных позиций, наиболее значимых по объему импорта в Союзе. По этим позициям должна быть развернута наиболее активная импортозамещающая работа. Предполагается, что на основе содержащейся в карте информации ЕЭК будет готовить предложения по развитию в странах объединения соответствующих производственных мощностей. Кроме того, документ будет способствовать организации работы по импортозамещению, разработке и реализации совместных программ и проектов, а также созданию межотраслевых связей производителей.
В целом же карта индустриализации должна стать одним из основных инструментов реализации «Стратегии-2025», в рамках которой предполагается создание совместных евразийских компаний как производственного интеграционного ядра ЕАЭС.
Работа над картой индустриализации идет постоянно, в нее включают новые направления и проекты. В феврале 2022 года на заседании рабочей группы высокого уровня по вопросам интеграционного взаимодействия в кооперации и импортозамещении в приоритетных отраслях промышленности представители Беларуси предложили дополнить документ проектами этой страны в химпроме и в сфере производства мебели, а Кыргызстан обозначил свой потенциал в легкой промышленности.
«Еще одна значимая новость — начало работы по включению в информационную базу Союза крупных и значимых инвестпроектов Узбекистана, который пока является страной-наблюдателем, — сообщил министр по промышленности и агропромышленному комплексу ЕЭК Артак Камалян. — Конкретные подходы и механизмы участия государств-наблюдателей в работе Евразийского экономического союза по отдельным направлениям и проектам станут предметом обсуждения на площадке ЕЭК в ближайшее время».
Директор департамента промышленной политики ЕЭК Николай Кушнарев обозначил направления дальнейшей работы Комиссии и стран ЕАЭС по импортозамещению. «Речь идет об использовании таких механизмов, как промышленные кластеры, межгосударственные программы и проекты, евразийские технологические платформы», — уточнил он.
Газовые амбиции. Вполне ожидаемо, что основу индустриальной карты ЕАЭС составляют проекты России, и, что также вполне угадывалось, ключевые из них связаны с энергетикой и углеводородами. Самый масштабный и дорогой инвестпроект на индустриальной карте — освоение месторождений проекта «Сахалин 2», который реализует международный консорциум инвесторов, в числе которых структуры «Газпрома», Shell, Mitsui. В рамках проекта предусмотрена разработка нефти и газа на северо-восточном шельфе острова Сахалин, объем извлекаемых запасов оценивается в 2,3 млрд баррелей нефти (307 млн тонн) и 485 млрд куб. метров природного газа (общие запасы углеводородов проектов «Сахалин 1» и «Сахалин 2»). Добытые нефть и газ поступают по транссахалинской трубопроводной системе через объединенный береговой технологический комплекс на производственный комплекс «Пригородное», который включает в себя завод по производству сжиженного природного газа (СПГ) и терминал отгрузки нефти.
Проект Восточной нефтехимической компании предусматривает создание крупнейшего нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса в Дальневосточном федеральном округе. Как отметили в НК «Роснефть», реализация проекта позволит решить проблему локального дефицита и высоких цен на моторные топлива в ДФО и заложить основу для создания нефтехимического кластера в регионе. Комплекс ВНХК также позволит максимально эффективно использовать конъюнктуру рынка Азиатско-Тихоокеанского региона и экспортировать конечную продукцию с высоким уровнем добавленной стоимости.
Сейчас завершены работы по подготовке проектной документации для I и II очередей проекта, в том числе по объектам инфраструктуры. Это железнодорожные пути, внеплощадочная автомобильная дорога, объекты водоснабжения, нефтепровод-отвод, газопровод, объекты электросетевого хозяйства и т.д. Первая очередь будет включать в себя нефтехимический комплекс по производству полиэтиленов, полипропиленов, бутадиена, бензола, МЭГ мощностью переработки сырья 3,4 млн тонн в год. Вторая очередь предполагает нефтепереработку мощностью 12 млн тонн в год нефти с получением моторных топлив (автобензинов — 1,57 млн тонн/год, дизельного топлива — 6 млн тонн/год, керосина — 790 тыс. тонн/год, судового маловязкого топлива — 140 тыс. тонн/год).
Также входящий в топ-3 проект комплекса по производству минеральных удобрений в Находке (Приморский край) предполагает строительство одного из крупнейших газоперерабатывающих предприятий в мире, суммарная переработка составит 3 млрд куб. метров газа в год. В две очереди строительства инвестор (ЗАО «Находкинский завод минеральных удобрений», входящее в Национальную химическую компанию) планирует вложить порядка 445 млрд рублей. Новый завод создаст 1,5 тыс. рабочих мест непосредственно у себя и 10 тыс. — вместе со смежниками.
С прицелом на экспорт. Вторая страна по общему объему инвестиций на карте индустриализации ЕАЭС — Казахстан. Среднеазиатское государство проводит активную промышленную политику, как и Россия, делая ставку на добычу и переработку своих природных богатств. Так, крупнейший в Казахстане и один из самых масштабных на постсоветском пространстве проект — завод по производству полиэтилена из этана Kazakhstan Petrochemical Industries (KPI), который финансируется инвестиционным фондом KLPE (находится под управлением крупнейшей компании страны «КазМунайГаз»). Предприятие мощностью 1,25 млн тонн/год готовой продукции будет расположено в Атырауской области и получит в свое распоряжение все ведущие технологии переработки углеводородов, соглашения о кооперации ранее подписаны с «Тенгизшевройлом» (ТШО, Tengizchevroil, совместное предприятие в равных долях Казахстана и Chevron (США). Инвестор сообщил, что газосепарационная установка нового завода будет перерабатывать до 9,1 млрд куб. м/год сухого газа ТШО, извлекая 1,5-1,6 млн тонн/год этана. Около 7,3 млрд куб. м/год метана будет поступать в систему газопроводов ТШО, а этан — прокачиваться по трубопроводу протяженностью около 200 км на площадку газохимического комплекса на территории специальной экономической зоны «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк» (НИНТ).
Производство калийных удобрений — один из столпов белорусской экономики, неудивительно поэтому, что именно в этой сфере реализуется крупнейший проект страны. Строительство Нежинского ГОК компания российского бизнесмена Михаила Гуцериева «Славкалий» реализует с 2016 года, проектный объем инвестиций составляет более $2 млрд и предусматривает строительство горнодобывающего комплекса, обогатительной фабрики, газотурбинной электростанции для собственных нужд, железнодорожной, автодорожной, жилищной и другой инфраструктуры. ГОК станет вторым предприятием в Беларуси по добыче калийной руды и производству калийных удобрений (до 2 млн тонн хлорида калия/год). Его ресурсная база — Нежинский участок (восточная часть) Старобинского месторождения калийных солей (Минская область). После завершения проекта, как говорили ранее его инициаторы, предприятие займет 4% мирового рынка калийных удобрений.
Перспективные ниши. У Кыргызстана и Армении представительство на карте индустриализации пока скромное, однако флагманские проекты у них также есть, причем довольно интересные. Уже несколько десятков лет существует проект строительства Шнохской ГЭС, которому правительство Армении с разной степенью успеха подыскивает инвесторов. Государственный проект, разработанный еще в 1970 году, предусматривал строительство гидроэлектростанции в северной части реки Дебед (в Лорийском районе Армении). В 2017 году группа компаний «Ташир» пересмотрела план проекта, в результате чего был разработан новый усовершенствованный вариант с учетом современных технологических решений. Так, в ближайшее время станет возможным строительство новой передовой ГЭС мощностью 124 МВт вместо предусмотренных прежде 76 МВт с производительностью до 460 млн кВт-ч электроэнергии. Инвестиции в проект в течение четырех лет составят порядка $200 млн.
По словам вице-президента компании «Ташир» Карена Дарбиняна, строительство станции мощностью 120 МВт позволит обеспечить 6% от всего потребления электроэнергии в Армении. В программу будут вовлечены также американская компания «Роббинс» и Международная финансовая корпорация Всемирного банка.
Крупнейший инвестиционный проект Кыргызстана — строительство компанией «Кыргыз Унаа Курулуш» (входит в холдинг «Каганат Инвест») машиностроительного завода, на котором выпускаются коммерческий транспорт и спецтехника. «Машиностроительный завод «Кыргыз Унаа Курулуш» первым в стране начал производство малотоннажных грузовиков марки DongFeng. Предприятие оснащено современным оборудованием, весь процесс производства ведется по новейшим немецким технологиям, что обеспечивает высокое качество продукции», — рассказывал в ходе открытия завода в прошлом году мэр Оша Таалайбек Сарыбашов. Машиностроительный завод «Кыргыз Унаа Курулуш» также проектирует и производит энергетическое и машиностроительное оборудование, отмечается на сайте производителя. На нем трудятся более 300 человек, в том числе привлечены высококлассные специалисты из Кыргызстана, Турции и России.