Тем не менее, для мирных частей этих территорий обеспечивается возможность нормальной жизни, многие заявленные здесь проекты являются беспрецедентными.
На части новых российских субъектов — Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей — продолжаются кровопролитные бои, и пока нет достоверных прогнозов об их завершении. Как правило, восстановление того или иного населенного пункта начинается уже тогда, когда линия боевого соприкосновения отодвинута на более или менее безопасное расстояние. Однако даже в этом случае строители не могут чувствовать себя в безопасности, поскольку обстрелы мирных городов продолжаются даже там, где нет активных боестолкновений. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что каждый, кто задействован в возвращении присоединенных регионов к мирной жизни, — настоящий герой.
«Железные» дорожники. Настоящий героизм, помимо профессионализма и работоспособности, продемонстрировали, в частности, строители железных дорог. Одной из стратегических задач СВО стало получение Россией сухопутного выхода к Крымскому полуострову, и вот теперь в кратчайшие сроки была построена железная дорога, которая, пройдя непосредственно у побережья Азовского моря, связала между собой Севастополь и Ростов-на-Дону. Так, согласно сообщению Росжелдора, уже с марта по этой ветке началось движение грузовых составов, о начале пассажирского сообщения агентство пообещало сообщить дополнительно, однако отмечается, что оно возможно только в случае абсолютной безопасности данного маршрута. А это пока далеко не так. «Происходили постоянные обстрелы, «прилеты». Враг не давал нам работать, но дорога восстановлена, и мы будем перевозить по ней грузы, а потом и пассажиров», — рассказывал заместитель руководителя компании «Железные дороги Новороссии» Олег Калеватых. Полностью железная дорога в Крым с сопутствующей инфраструктурой будет готова до конца года.
Руководитель Федерального агентства железнодорожного транспорта Алексей Дружинин отметил, что открытие движения на этом маршруте создаст благоприятные условия для развития экономики присоединенных субъектов. «Запуск дороги создаст хороший экономический эффект: наладит логистику между новыми регионами, Крымом и остальной частью России. В этом направлении пойдут грузы в первую очередь с товарами, которые необходимы для мирных жителей Новороссии: стройматериалами для восстановления зданий, предметами быта, продуктами и многим другим. Плюс это дополнительные рабочие места для местных жителей», — подчеркнул Дружинин.
Еще один инфраструктурный мегапроект — строительство магистрального водовода из реки Дон в канал Северский Донецк — Донбасс. Новое гидротехническое сооружение проходит по территории Ростовской области и Донецкой Народной Республики до канала Северский Донец — Донбасс, его мощность составляет до 300 тыс. куб. м воды в сутки. Как сообщили в Военно-строительном комплексе Министерства обороны РФ, в масштабном проекте участвовали предприятия со всей России. Трубы поставили Челябинский, Волжский и Загорский заводы, насосное оборудование пришло из Орловской области. Электроподстанции спроектировала и установила компания «Россети», а понтонные переправы для работы техники в сложных условиях создали инженерные войска Минобороны РФ. Военные строители подчеркивают, что новый объект решает проблему снабжения чистой питьевой водой не только донецкой агломерации, но и десятков других населенных пунктов ДНР и Ростовской области.
Будет дом. Одним из инвестиционных приоритетов сильно пострадавших от боевых действий регионов является строительство жилья и социальной инфраструктуры. Заместитель руководителя аппарата Правительства ДНР Елена Купавых рассказала, что в нынешнем году на территории республики запланировано ввести в эксплуатацию более 130 тыс. кв. м жилья, в том числе 15 многоквартирных домов. Крупнейший проект — новый микрорайон по ул. Куприна в Мариуполе. Город оказался практически полностью разрушенным в результате боев весной 2022 года, однако уже к осени благодаря выдающемуся героизму строителей первые дома с отделкой были готовы принять своих жильцов — учителей, медиков, военных и простых граждан, чьи дома уничтожили украинские боевики.
Якорный проект социальной инфраструктуры — запланированный к строительству в 2025 году детский межрегиональный медицинский центр в Мелитополе. Сейчас его проектируют, на данном этапе работ выделено около 100 млн рублей. Ранее о том, что этот объект станет одним из крупнейших детских медучреждений своего профиля в России, говорил губернатор Запорожской области Евгений Балицкий. Идею создания такого центра, охватывающего детское население Запорожья и Херсонщины, поддержал президент РФ Владимир Путин.
Частная инициатива. Активен и бизнес. Полным ходом идет восстановление добывающей и металлургической отраслей Донбасса. Символ этого процесса — возрождение Донецкого металлургического завода, одного из старейших на территории всего постсоветского пространства (основан в 1872 году). Завод, некогда исправно снабжавший промышленность страны чугуном и сталью, столкнулся с экономической блокадой Киева и практически не работал с 2014 года. Сейчас на предприятие пришел инвестор, который плотно занимается его модернизацией, за короткое время — с апреля по август 2024-го — объем производства увеличился более чем в три раза. Завод сосредоточился на выпуске непрерывной заготовки, крайне востребованной на рынке продукции.
Много проектов на хлебосольных южнорусских землях реализуется в сферах АПК и пищепрома. Крупнейшая птицефабрика ДНР «Экопродторг» модернизировала в нынешнем году убойный цех: на предприятии смонтирована новая линия воздушно-капельного охлаждения птицы, капитально отремонтировано оборудование. За счет этого сокращены расходы на электроэнергию и на 24 часа увеличилась длительность хранения охлажденных тушек.
Расширяет деятельность Мелитопольский молокозавод, ранее запустивший производство кефира, сметаны, творога, йогуртов, масла. Предприятие уже работает с более чем 300 контрагентами в Запорожье, ЛНР, ДНР, Крыму, готовится расширять географию. В планах — начать выпуск детского питания. Проект стоимостью порядка 500 млн рублей одобрил первый заместитель председателя Правительства РФ Денис Мантуров, пообещавший финансовую поддержку Фонда развития промышленности.