Тем не менее, для мирных частей этих территорий обеспечивается возможность нормальной жизни, многие заявленные здесь проекты являются беспрецедентными.

На части новых российских субъектов — Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей — продолжаются кровопролитные бои, и пока нет достоверных прогнозов об их завершении. Как правило, восстановление того или иного населенного пункта начинается уже тогда, когда линия боевого соприкосновения отодвинута на более или менее безопасное расстояние. Однако даже в этом случае строители не могут чувствовать себя в безопасности, поскольку обстрелы мирных городов продолжаются даже там, где нет активных боестолкновений. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что каждый, кто задействован в возвращении присоединенных регионов к мирной жизни, — настоящий герой.

«Железные» дорожники. Настоящий героизм, помимо профессионализма и работоспособности, продемонстрировали, в частности, строители железных дорог. Одной из стратегических задач СВО стало получение Россией сухопутного выхода к Крымскому полуострову, и вот теперь в кратчайшие сроки была построена железная дорога, которая, пройдя непосредственно у побережья Азовского моря, связала между собой Севастополь и Ростов-на-Дону. Так, согласно сообщению Росжелдора, уже с марта по этой ветке началось движение грузовых составов, о начале пассажирского сообщения агентство пообещало сообщить дополнительно, однако отмечается, что оно возможно только в случае абсолютной безопасности данного маршрута. А это пока далеко не так. «Происходили постоянные обстрелы, «прилеты». Враг не давал нам работать, но дорога восстановлена, и мы будем перевозить по ней грузы, а потом и пассажиров», — рассказывал заместитель руководителя компании «Железные дороги Новороссии» Олег Калеватых. Полностью железная дорога в Крым с сопутствующей инфраструктурой будет готова до конца года.

Руководитель Федерального агентства железнодорожного транспорта Алексей Дружинин отметил, что открытие движения на этом маршруте создаст благоприятные условия для развития экономики присоединенных субъектов. «Запуск дороги создаст хороший экономический эффект: наладит логистику между новыми регионами, Крымом и остальной частью России. В этом направлении пойдут грузы в первую очередь с товарами, которые необходимы для мирных жителей Новороссии: стройматериалами для восстановления зданий, предметами быта, продуктами и многим другим. Плюс это дополнительные рабочие места для местных жителей», — подчеркнул Дружинин.

Еще один инфраструктурный мегапроект — строительство магистрального водовода из реки Дон в канал Северский Донецк — Донбасс. Новое гидротехническое сооружение проходит по территории Ростовской области и Донецкой Народной Республики до канала Северский Донец — Донбасс, его мощность составляет до 300 тыс. куб. м воды в сутки. Как сообщили в Военно-строительном комплексе Министерства обороны РФ, в масштабном проекте участвовали предприятия со всей России. Трубы поставили Челябинский, Волжский и Загорский заводы, насосное оборудование пришло из Орловской области. Электроподстанции спроектировала и установила компания «Россети», а понтонные переправы для работы техники в сложных условиях создали инженерные войска Минобороны РФ. Военные строители подчеркивают, что новый объект решает проблему снабжения чистой питьевой водой не только донецкой агломерации, но и десятков других населенных пунктов ДНР и Ростовской области.

новый водовод.jpg

Будет дом. Одним из инвестиционных приоритетов сильно пострадавших от боевых действий регионов является строительство жилья и социальной инфраструктуры. Заместитель руководителя аппарата Правительства ДНР Елена Купавых рассказала, что в нынешнем году на территории республики запланировано ввести в эксплуатацию более 130 тыс. кв. м жилья, в том числе 15 многоквартирных домов. Крупнейший проект — новый микрорайон по ул. Куприна в Мариуполе. Город оказался практически полностью разрушенным в результате боев весной 2022 года, однако уже к осени благодаря выдающемуся героизму строителей первые дома с отделкой были готовы принять своих жильцов — учителей, медиков, военных и простых граждан, чьи дома уничтожили украинские боевики.

Якорный проект социальной инфраструктуры — запланированный к строительству в 2025 году детский межрегиональный медицинский центр в Мелитополе. Сейчас его проектируют, на данном этапе работ выделено около 100 млн рублей. Ранее о том, что этот объект станет одним из крупнейших детских медучреждений своего профиля в России, говорил губернатор Запорожской области Евгений Балицкий. Идею создания такого центра, охватывающего детское население Запорожья и Херсонщины, поддержал президент РФ Владимир Путин.

Частная инициатива. Активен и бизнес. Полным ходом идет восстановление добывающей и металлургической отраслей Донбасса. Символ этого процесса — возрождение Донецкого металлургического завода, одного из старейших на территории всего постсоветского пространства (основан в 1872 году). Завод, некогда исправно снабжавший промышленность страны чугуном и сталью, столкнулся с экономической блокадой Киева и практически не работал с 2014 года. Сейчас на предприятие пришел инвестор, который плотно занимается его модернизацией, за короткое время — с апреля по август 2024-го — объем производства увеличился более чем в три раза. Завод сосредоточился на выпуске непрерывной заготовки, крайне востребованной на рынке продукции.

Много проектов на хлебосольных южнорусских землях реализуется в сферах АПК и пищепрома. Крупнейшая птицефабрика ДНР «Экопродторг» модернизировала в нынешнем году убойный цех: на предприятии смонтирована новая линия воздушно-капельного охлаждения птицы, капитально отремонтировано оборудование. За счет этого сокращены расходы на электроэнергию и на 24 часа увеличилась длительность хранения охлажденных тушек.

Расширяет деятельность Мелитопольский молокозавод, ранее запустивший производство кефира, сметаны, творога, йогуртов, масла. Предприятие уже работает с более чем 300 контрагентами в Запорожье, ЛНР, ДНР, Крыму, готовится расширять географию. В планах — начать выпуск детского питания. Проект стоимостью порядка 500 млн рублей одобрил первый заместитель председателя Правительства РФ Денис Мантуров, пообещавший финансовую поддержку Фонда развития промышленности.  

ТОП-5 крупнейших проектов в новых регионах России

Наименование (описание) Стоимость, млн рублей
1 Строительство магистрального водовода из р. Дон в канал Северский Донецк — Донбасс
Донецкая Народная Республика
52 000
2 Строительство участка железной дороги от г. Ростова-на-Дону до г. Севастополя через новые регионы РФ
Донецкая Народная Республика, Запорожская и Херсонская области
25 000
3 Строительство межрегионального детского медицинского центра для Запорожской и Херсонской областей в г. Мелитополе
Запорожская область
7000
4 Создание промышленного парка на территории бывшего завода «Азовсталь» в г. Мариуполе
Донецкая Народная Республика
3700
5 Восстановление Мариупольского металлургического комбината им. Ильича
Донецкая Народная Республика
3200
Итого: 90 900

20 крупнейших проектов в новых регионах России

Название проекта

Регион

Стоимость, млн рублей

1

Строительство магистрального водовода из р. Дон
в канал Северский Донецк — Донбасс

Донецкая Народная Республика

52 000

2

Строительство участка железной дороги от г. Ростова-на-Дону до г. Севастополя через новые регионы РФ

Донецкая Народная Республика,
Запорожская и Херсонская области

25 000

3

Строительство межрегионального детского медицинского центра для Запорожской и Херсонской областей в г. Мелитополе

Запорожская область

7000

4

Создание промышленного парка на территории бывшего
завода «Азовсталь» в г. Мариуполе

Донецкая Народная Республика

3700

5

Восстановление Мариупольского металлургического
комбината им. Ильича

Донецкая Народная Республика

3200

6

Строительство объектов Правительственного квартала
Арбатской стрелки

Херсонская область

2850

7

Модернизация производства предприятия «Филиал № 1
«Донецксталь» (бывший Донецкий металлургический завод)

Донецкая Народная Республика

2600

8

Строительство перинатального центра
на 140 мест в г. Донецке

Донецкая Народная Республика

2150

9

Строительство жилого комплекса из 12 многоквартирных
домов по ул. Куприна в г. Мариуполе

Донецкая Народная Республика

2100

10

Создание технопарка в г. Мелитополе

Запорожская область

1800

11

Строительство медицинского центра в г. Мариуполе

Донецкая Народная Республика

1650

12

Строительство многофункционального медицинского центра
при Луганской республиканской клинической больнице

Луганская Народная Республика

1500

13

Восстановление автотрассы Славянск — Донецк —
Мариуполь

Донецкая Народная Республика

1250

14

Строительство МФЦ в г. Мелитополе

Запорожская область

1200

15

Ремонт автотрассы Мелитополь — Джанкой

Запорожская область, Херсонская область

1100

16

Ремонт автотрассы Мелитополь — Бердянск

Запорожская область

970

17

Строительство объектов Приазовского туристического кластера (города Мелитополь, Бердянск, Приморск, пгт Кирилловка)

Донецкая Народная Республика,
Запорожская область

910

18

Строительство газопровода «Бердянск — Мелитополь»
протяженностью более 100 км

Запорожская область

900

19

Капитальный ремонт школы № 5 в г. Энергодаре

Запорожская область

650

20

Восстановление Луганской теплоэлектростанции

Луганская Народная Республика

630

Как мы считали. В рейтинг вошли крупнейшие частные и государственные инвестиционные проекты, находящиеся в активной стадии реализации в 2023-2024 годах в новых регионах России. Основанием для ранжирования послужила стоимость проектов в рублях. Информация для составления рейтинга взята с сайта «Госзакупки», из публикаций СМИ, предоставлена органами региональной власти. Редакция будет признательна за дополнения и уточнения. Рейтинг носит ознакомительный характер и может использоваться только в частном порядке.

Источник: Аналитический центр МИД «ЕвроМедиа»
 |