Одновременно он демонстрирует требования даже к самым успешным компаниям развиваться на основе современных технологий, иначе утратить актуальность можно очень быстро.

Российские компании высокотехнологичного сектора, как, впрочем, и другие направления экономики, получили шанс ускоренного развития, когда западные санкции ограничили доступ к собственным технологиям, а затем и сам европейский, американский, японский и т. д. бизнес ушел из нашей страны. По подсчетам экспертов, в первый год после начала СВО на Украине Россию покинули более 200 западных компаний, многие из которых долгие годы задавали тон в развитии и внедрении инноваций соответствующих сфер. Уход Siemens, WinCC, SCADA, Dell, Intel, Cisco, Deutsche Telekom и др., с одной стороны, создал отечественной экономике определенные проблемы, с другой — зас-та-вил оставшиеся компании обеспечить как собственные потребности в ПО и высокотехнологичной продукции, так и тех, кто активно сотрудничал с иностранцами и локализованными ими производствами.

Программы развития. Показательна, например, ситуация с ПО, импортозамещение которого активно проходит как в частных компаниях, так и в госсекторе. Еще в 2023 году, выступая на заседании президиума Государственного Совета, президент РФ Владимир Путин заявил, что российские власти должны обеспечить условия для создания и внедрения отечественных технологий, в том числе через комплексную систему господдержки и привлечение внебюджетных средств. «Нужно интенсивно развивать и внедрять новые технологии, разрабатывать новую продукцию, создавать то, что будет определять нашу жизнь на ближайшую перспективу», — обозначил задачи Путин. Он также отметил, что государство уже многое сделало для формирования комплексной системы поддержки промышленных объектов. «Такая же комплексная и масштабная система должна быть у нас и в части поддержки перспективных НИОКР и разработок. Особенно критически важной продукции и технологий», — подчеркнул президент.

Результаты смены государственных приоритетов видны невооруженным глазом. Согласно подсчетам аналитического центра Right line, с начала 2024 года объем госзакупок отечественного программного обеспечения и оборудования в российском госсекторе по ФЗ № 44 увеличился на 8,7% и достиг 200 млрд рублей. Аналогичные процессы полным ходом идут и в других отраслях. Еще один триггер подъема высокотехнологичных предприятий — пандемия, позволившая обеспечить взрывной рост компаниям и сервисам, предоставляющим возможность получать услуги и товары, не выходя из дома.

ОККО.jpg

Будет, что посмотреть. Российские технологические гиганты в полной мере смогли воспользоваться складывающейся общеэкономической ситуацией — большинство лидеров показывают приличный рост, не только наращивая обороты по привычным направлениям, но и осваивая новые. Лидер нашего рейтинга Сбербанк уже давно и прочно не ассоциируется только с банковскими услугами, успешно развивая целый комплекс цифровых услуг — в экосистеме Сбера объединены B2B-сервисы, фудтех, здоровье, электронная коммерция, логистические услуги и многое другое. В Сбере признаются, что продвигать большое количество сервисов под одним брендом, как правило, намного эффективнее и интереснее, чем работать с разрозненными продуктами. В компании отмечают, что отдельное направление растет намного быстрее и эффективнее под крылом сильной и известной компании, к тому же к их услугам — крупнейшая региональная сеть дистрибуции, сильная команда управленцев и разработчиков, инвестиции, которые вряд ли возможны в рамках пусть даже динамично развивающегося, но все же локального стартапа. Например, онлайн-кинотеатр Okko за первые шесть лет работы имел 600 тыс. платных подписчиков, а в первые четыре месяца после приобретения Сбербанком этот показатель превысил 1 млн. Ставший «Сбермаркетом» «Инстамарт» был очень качественным и интересным продуктом, но не мог развиваться быстро. А под мощным федеральным брендом быстро превратился в федерального игрока и обогнал «Утконос», который много лет лидировал в продажах продуктов через онлайн-каналы.

Помимо компаний, успешно развивающих наследие прошлых десятилетий и даже веков, в топе высокотехнологичного бизнеса — огромное количество новых брендов, чьи имена и даже сферы деятельности просто не существовали (или существовали в зачаточном состоянии) еще какие-то два десятилетия назад. Это, например, те же онлайн-кинотеатры, финтех-компании, маркетплейсы, социальные сети. Так, совокупная выручка онлайн-кинотеатров в 2023 году выросла на 45%, подсчитало информационно-аналитическое агентство TelecomDaily. Это оборот от подписок и рекламы, а также продажа прав на сериалы собственного производства, которое стриминги нарастили после ухода американских игроков и отзыва библиотек западными право­обладателями. Компании отмечают, что российские зрители стали более патриотичными и лучше воспринимают отечественный медийный контент. Кроме того, аудитория за прошедшие годы привыкла, что за хороший фильм или сериал можно заплатить, что благоприятно сказывается на росте платных подписчиков. Получая в свое распоряжение больше средств, онлайн-кинотеатры закупают или создают своими силами больше качественного контента. Таким образом, индустрия развивается, а потребители получают продукт высокого уровня, отмечают игроки рынка.



ТОП-5 крупнейших высокотехнологичных компаний России

Наименование (описание) Выручка, млрд рублей
1 Сбербанк
1 493,0
2 «Яндекс»
800,1
3 Wildberries
538,0
4 «Ростех»
424,8
5 Ozon
424,2
Итого: 3 679

30 крупнейших высокотехнологичных компаний России

Название компании

Выручка,
млрд рублей

1

Сбербанк

1 493,0

2

«Яндекс»

800,1

3

Wildberries

538,0

4

«Ростех»

424,8

5

Ozon

424,2

6

«Мегамаркет»

312,0

7

«Холдинг Т1»

222,8

8

Fplus

195,4

9

«МТС»

174,6

10

«ИКС Холдинг»

165,2

11

«Ростелеком»

163,9

12

VK Group

133,0

13

Lamoda

132,5

14

3 Logic Group

110,6

15

Avito

101,0

16

ГК Softline

91,5

17

Платежная система «Мир»

72,0

18

Isource

48,2

19

«Лаборатория
Касперского»

47,7

20

«Айтеко»

39,4

21

Sitronics Group

37,9

22

«Газинформ сервис»

37,2

23

Инфосистемы «Джет»

36,3

24

Rubytech

36,0

25

«Элемент»

35,8

26

«Монт»

35,5

27

«Лига цифровой
экономики»

34,8

28

Национальная
компьютерная
корпорация

33,0

29

СКБ «Контур»

32,6

30

Cloud.ru

31,7

 |