Одновременно он демонстрирует требования даже к самым успешным компаниям развиваться на основе современных технологий, иначе утратить актуальность можно очень быстро.
Российские компании высокотехнологичного сектора, как, впрочем, и другие направления экономики, получили шанс ускоренного развития, когда западные санкции ограничили доступ к собственным технологиям, а затем и сам европейский, американский, японский и т. д. бизнес ушел из нашей страны. По подсчетам экспертов, в первый год после начала СВО на Украине Россию покинули более 200 западных компаний, многие из которых долгие годы задавали тон в развитии и внедрении инноваций соответствующих сфер. Уход Siemens, WinCC, SCADA, Dell, Intel, Cisco, Deutsche Telekom и др., с одной стороны, создал отечественной экономике определенные проблемы, с другой — зас-та-вил оставшиеся компании обеспечить как собственные потребности в ПО и высокотехнологичной продукции, так и тех, кто активно сотрудничал с иностранцами и локализованными ими производствами.
Программы развития. Показательна, например, ситуация с ПО, импортозамещение которого активно проходит как в частных компаниях, так и в госсекторе. Еще в 2023 году, выступая на заседании президиума Государственного Совета, президент РФ Владимир Путин заявил, что российские власти должны обеспечить условия для создания и внедрения отечественных технологий, в том числе через комплексную систему господдержки и привлечение внебюджетных средств. «Нужно интенсивно развивать и внедрять новые технологии, разрабатывать новую продукцию, создавать то, что будет определять нашу жизнь на ближайшую перспективу», — обозначил задачи Путин. Он также отметил, что государство уже многое сделало для формирования комплексной системы поддержки промышленных объектов. «Такая же комплексная и масштабная система должна быть у нас и в части поддержки перспективных НИОКР и разработок. Особенно критически важной продукции и технологий», — подчеркнул президент.
Результаты смены государственных приоритетов видны невооруженным глазом. Согласно подсчетам аналитического центра Right line, с начала 2024 года объем госзакупок отечественного программного обеспечения и оборудования в российском госсекторе по ФЗ № 44 увеличился на 8,7% и достиг 200 млрд рублей. Аналогичные процессы полным ходом идут и в других отраслях. Еще один триггер подъема высокотехнологичных предприятий — пандемия, позволившая обеспечить взрывной рост компаниям и сервисам, предоставляющим возможность получать услуги и товары, не выходя из дома.
Будет, что посмотреть. Российские технологические гиганты в полной мере смогли воспользоваться складывающейся общеэкономической ситуацией — большинство лидеров показывают приличный рост, не только наращивая обороты по привычным направлениям, но и осваивая новые. Лидер нашего рейтинга Сбербанк уже давно и прочно не ассоциируется только с банковскими услугами, успешно развивая целый комплекс цифровых услуг — в экосистеме Сбера объединены B2B-сервисы, фудтех, здоровье, электронная коммерция, логистические услуги и многое другое. В Сбере признаются, что продвигать большое количество сервисов под одним брендом, как правило, намного эффективнее и интереснее, чем работать с разрозненными продуктами. В компании отмечают, что отдельное направление растет намного быстрее и эффективнее под крылом сильной и известной компании, к тому же к их услугам — крупнейшая региональная сеть дистрибуции, сильная команда управленцев и разработчиков, инвестиции, которые вряд ли возможны в рамках пусть даже динамично развивающегося, но все же локального стартапа. Например, онлайн-кинотеатр Okko за первые шесть лет работы имел 600 тыс. платных подписчиков, а в первые четыре месяца после приобретения Сбербанком этот показатель превысил 1 млн. Ставший «Сбермаркетом» «Инстамарт» был очень качественным и интересным продуктом, но не мог развиваться быстро. А под мощным федеральным брендом быстро превратился в федерального игрока и обогнал «Утконос», который много лет лидировал в продажах продуктов через онлайн-каналы.
Помимо компаний, успешно развивающих наследие прошлых десятилетий и даже веков, в топе высокотехнологичного бизнеса — огромное количество новых брендов, чьи имена и даже сферы деятельности просто не существовали (или существовали в зачаточном состоянии) еще какие-то два десятилетия назад. Это, например, те же онлайн-кинотеатры, финтех-компании, маркетплейсы, социальные сети. Так, совокупная выручка онлайн-кинотеатров в 2023 году выросла на 45%, подсчитало информационно-аналитическое агентство TelecomDaily. Это оборот от подписок и рекламы, а также продажа прав на сериалы собственного производства, которое стриминги нарастили после ухода американских игроков и отзыва библиотек западными правообладателями. Компании отмечают, что российские зрители стали более патриотичными и лучше воспринимают отечественный медийный контент. Кроме того, аудитория за прошедшие годы привыкла, что за хороший фильм или сериал можно заплатить, что благоприятно сказывается на росте платных подписчиков. Получая в свое распоряжение больше средств, онлайн-кинотеатры закупают или создают своими силами больше качественного контента. Таким образом, индустрия развивается, а потребители получают продукт высокого уровня, отмечают игроки рынка.