Советский задел не утрачен. «Сейчас у нас четвертое-пятое место в мире по экспортным услугам. Лидируют США, потом идут Британия, Франция, Германия, Австралия — у них одинаковый процент, затем — Канада и Россия (приблизительно одинаково). Так что в этом смысле возможности у нас имеются, но их нужно наращивать», — отметил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в мае 2017 года на заседании президиума Совета при президенте РФ, посвященном приоритетным проектам. 

В наиболее привычном понимании экспорт образовательных услуг предполагает привлечение иностранных граждан, желающих учиться в России. У нашей страны есть богатая традиция: достаточно вспомнить, что в общемировом рейтинге по экспорту образования к 1990 году Советский Союз занимал третье место с более чем 10-процентной долей от всего мирового контингента иностранных студентов. 
«Еще 30 лет назад СССР являлся лидером в сфере международного образования. Правда, это было связано с идеологией — к нам часто приезжали учиться представители государств, которые были крепко-накрепко связаны с Советским Союзом. Тем не менее факт остается фактом: мы находились на серьезных позициях», — признал Дмитрий Медведев на том же заседании. 

К середине 90-х годов экспорт образовательных услуг сильно упал, Россия оказалась лишь на девятой позиции в мире по его объему. Однако постепенно престиж вузов РФ на международной арене был восстановлен: в 2018 году, по информации Росстата, численность зарубежных студентов, обучающихся в нашей стране, составила 240 тыс. человек. При этом нам, конечно же, есть к чему стремиться, учитывая усиление глобальной конкуренции в области образования. 

По данным ВТО, в последние годы емкость мирового рынка образовательных услуг составляет более 100 млрд долларов в год, из них на высшую школу приходится от 50 до 70 млрд долларов. К 2025 году, по подсчетам ЮНЕСКО, численность студентов-иностранцев может превысить 7 млн человек. В связи с этим ряд стран продолжают настойчиво наращивать доходы от экспорта образования и ассортимент предлагаемых услуг. Россия планирует занять одно из ведущих мест в этом процессе. 

За восемь лет действия программы развития экспорта образования Правительство РФ предполагает увеличить количество иностранцев, обучающихся в российских вузах по очной форме, с 240 до 710 тыс. человек, а количество иностранных слушателей онлайн-курсов российских образовательных организаций — с 1,1 до 3,5 млн. Количество зарубежных школьников, прошедших обучение по программам дополнительного образования, должно вырасти вдвое. При этом объемы средств, полученных от экспорта российского образования, намечается нарастить более чем в пять раз — до 373 млрд рублей.

Для достижения таких амбициозных целей планируется решить несколько задач: внедрить в вузах новые формы образовательных программ, усовершенствовать нормативную базу, регулирующую обучение и проживание иностранцев на территории РФ, создать единый интернет-навигатор по российской системе образования и усилить продвижение бренда российского образования за рубежом через каналы российских загранпредставительств и ведущих СМИ, в том числе посредством участия российских вузов на международных выставках.
Кроме того, наращивание экспорта образования — это не только и даже не столько возможность заработать для университетов. «Прежде всего это один из сильнейших факторов межличностных коммуникаций, расширение культурных контактов, привлечение в национальную экономику наиболее талантливых людей, которые, кстати, в ней могут и остаться, а в известной степени и просто выстраивание долгосрочной политики нашей страны», — подчеркивал Дмитрий Медведев в выступлении в мае 2017 года. 

Ректор Российского университета дружбы народов Владимир Филиппов считает, что в целом российское высшее образование привлекает иностранных студентов соотношением цены и качества, поскольку стоимость учебы в наших вузах ниже по сравнению и с американскими, и с английскими университетами. «В случае с РУДН можно объяснить на слогане «Открой мир в одном университете». Иностранцы приезжают и понимают, что здесь они могут получить друзей на всю последующую жизнь. Сейчас, когда открылись границы, ребята выезжают работать в разные страны мира, и студенческие международные контакты помогут им в личной карьере», — рассказал Филиппов РИА «Новости» в начале 2019 года.

Повышенное внимание к экспорту образовательных услуг дает хорошие результаты не только в столицах. Например, второе место среди вузов России по количеству зарубежных учащихся в нынешнем году занял Казанский федеральный университет. «Впервые мы приняли достаточно большой контингент иностранных студентов. Сегодня по разным программам у нас обучаются свыше 7 тыс. человек из 98 стран. Этот показатель мы тоже рассматриваем как востребованность нашего университета на рынке образовательных программ», — сообщил на пресс-конференции ректор КФУ Ильшат Гафуров.

Российское по форме, глобальное по содержанию. Сегодня российские вузы стали существенно доступнее для иностранцев, чем это было несколько лет назад. Уже более 40 вузов страны внедрили у себя новые формы совместных образовательных программ и программ на английском языке, начали активно развивать онлайн-образование и летние программы обучения для иностранцев. В число этих вузов входят МГУ, СПбГУ, МиСиС, НИУ ВШЭ, СМХА, КФУ, ГИТИс и другие ведущие университеты России, а к 2021 году такие программы должны действовать во всех вузах страны. 

«В мире примерно 20 тыс. университетов, в публичных рейтингах сегодня — примерно 1,5 тыс. вузов. Это очень конкурентная сфера, интересная для многих государств и университетов. Нам тоже есть чем гордиться: 48 университетов России уже в первой тысяче так или иначе представлены. Несколько лет назад их там было существенно меньше», — отметил министр науки и высшего образования РФ Михаил Котюков в своем выступлении на Петербургском международном экономическом форуме-2019.

Тогда же министр подписал соглашение о создании современного многофункционального студенческого городка в Томске. По мнению Минобрнауки, такие городки смогут обеспечить комфортные условия проживания иностранных учащихся, возможность проведения учебных занятий и организации самостоятельной работы. 
«В контексте экспорта образование, особенно высшее профессиональное, должно все больше приобретать в России сферу экономической деятельности. Экспортные доходы — это доходы всей страны, доходы региона, доходы города. В города дополнительно приедут 200 тыс. иностранных студентов — достаточно активных и требовательных, лучшие из которых должны остаться жить и работать у нас и после окончания обучения. Это вызов для всех нас, это новая экономика», — заявил Михаил Котюков. 

В рамках федерального проекта «Экспорт образования» с 2019-го по 2024 год на проектирование, строительство и реконструкцию студенческих городков для иностранных и иногородних обучающихся и научно-педагогических работников общей проектной мощностью не менее 77,6 тыс. мест запланировано выделить 102,2 млрд рублей.
По словам заместителя министра науки и высшего образования РФ Марины Боровской, предусмотрено не только строительство студенческих городов, но и предоставление рабочих мест для зарубежных студентов. «Сегодня каждый профессор хочет получить мировое признание для своего вуза и готов продвигать его бренд. А делать это можно только за счет качества образования. В Россию едут учиться молодые люди более чем из 200 государств. В рамках федерального проекта для иностранных граждан, которые успешно проходят обучение, мы предусматриваем возможность работы в нашей стране для реализации накопленного потенциала», — рассказала Боровская в недавнем интервью «Российской газете».
В ведущих вузах РФ в последние годы расширяются учебные программы именно в расчете на обучающихся из-за рубежа. «В Санкт-Петербургском университете преподается почти 200 языков! У нас количество иностранных студентов растет каждый год, и, например, число китайских студентов за пять лет увеличилось втрое», — делился в конце прошлого года ректор СПбГУ Николай Кропачев. 

Слагаемые экспортной прибыли. Еще одним важным направлением развития экспорта российского образования является его цифровизация. «В Высшей школе экономики сегодня используется 443 онлайн-курса, из них только 111 — собственные курсы, 300 — англоязычные курсы Coursera, EdX и ведущих мировых университетов. Также вуз заключил сетевые договоры на использование курсов российских университетов, среди которых МГУ, СПбПУ, Университет ИТМО, ТГУ, УрФУ», — сообщил на ПМЭФ-2019 ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов.
В связи с внедрением в образование цифровизации на повестке дня стоит вопрос об изменении законодательной базы. В сентябре на конференции по новым образовательным технологиям #EdCrunch-2019 Ярослав Кузьминов выступил с предложением к Минобрнауки о внесении изменения в статью 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» федерального закона «Об образовании в РФ». 

«Один из самых популярных в мире форматов образования — годичная магистерская программа — не может быть реализован в России в связи с требованиями текущего законодательства о нормативном сроке освоения магистерской программы — два года, — пояснил ректор ВШЭ. — Сейчас ведущие университеты имеют возможность запускать такие программы, но только без выдачи документа об образовании государственного образца. Одним из решений может быть присвоение таким документам об образовании ведущих университетов статуса государственных по аналогии с МГУ и СПБГУ». В 2019 году во ВШЭ поступило 8,5 тыс. заявок от иностранцев на обучение в бакалавриате и магистратуре — на 42% больше, чем в 2018-м.

Одним из результатов повышенного внимания к экспорту образовательных услуг стало усиление взаимодействия российских вузов с зарубежными коллегами. «У нас расширяется сотрудничество со многими иностранными вузами, в том числе с американскими. Прошел масштабный семинар Университетского консорциума, куда входят Оксфордский, Гарвардский и Колумбийский университеты. Обсуждались отношения России и США. В октябре состоялся семинар МГИМО и Принстонского университета, посвященный проблематике «Россия — Запад». Более того, число всемирно известных зарубежных профессоров, формирующих науку международных отношений, в последние годы только выросло: у нас были и теоретик конструктивизма Марта Финнемор, и автор наступательного реализма Джон Миршаймер», — рассказывал в интервью «Известиям» ректор МГИМО Анатолий Торкунов.
Особое внимание уделяется продвижению российского образования в СМИ и на интернет-ресурсах.  Уже объявлен конкурс на создание ресурсных центров за рубежом — они станут для всех образовательных организаций РФ многофункциональной площадкой для качественной подготовки иностранных школьников к обучению в нашей стране. 

«Объявлен конкурс на разработку Концепции экспорта российского образования в 2020-2024 годах, которая позволит консолидировать все действующие механизмы государственной поддержки продвижения нашего образования за рубежом и определить новые инструменты достижения цели, связанной с двукратным увеличением численности иностранных обучающихся», — рассказал директор Департамента проектной деятельности Министерства науки и высшего образования РФ Андрей Зарубин на заседании коллегии в сентябре. 
По оценке ВШЭ, важнейшим результатом федерального проекта «Экспорт образования» станет то, что после 2025 года доходы от его реализации превысят бюджетные инвестиции. Использование онлайн-курсов и других глобальных нововведений позволит вузам РФ повысить свою привлекательность для иностранных студентов и получить к 2024 году дополнительную прибыль в размере от 2 до 15 млрд рублей. Рассчитанный объем финансирования также даст возможность обеспечить еще 10 тыс. бюджетных мест для приема зарубежных граждан. Вследствие этого увеличится поток и платных студентов, что позволит нарастить доходы системы до 35 млрд рублей. 
Всего, по прогнозу ВШЭ, повышение привлекательности российских образовательных услуг для иностранных учащихся обеспечит к 2024 году привлечение в сферу образования нашей страны до 300 млрд рублей. 

Высшие учебные заведения России в топ-100 ежегодного рейтинга вузов стран Европы и Центральной Азии с переходной экономикой

Наименование (описание) Сводный индекс
1 Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
репутация среди работодателей - 100,0
100,0
2 Санкт-Петербургский государственный университет
репутация среди работодателей - 95,0
99,8
3 Новосибирский государственный университет
репутация среди работодателей - 92,0
98,4
4 Томский государственный университет
репутация среди работодателей - 77,7
87,1
5 Московский физико-технический институт
репутация среди работодателей - 89,0
71,8
Итого: 455

Ранг-2020

Ранг-2019

Название вуза

Сводный индекс

Научная репутация

Репутация среди работодателей

17

23

Научно-исследовательский университет «Высшая школа экономики»

81,5

84,3

90,9

24

26

Научно-исследовательский ядерный университет «МИФИ»

76,2

57,2

70,7

30

35

Томский политехнический университет

73,1

52,7

70,2

31

36

Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана

72,4

91,6

99,8

35

43

Уральский федеральный университет им. первого президента России Б. Н. Ельцина

70,7

75,8

61,3

36

42

Казанский Приволжский федеральный университет

70,3

83,8

42,6

45

52

Научно-исследовательский технологический университет «МИСиС»

65,7

41,7

69,4

46

56

Университет ИТМО

65,6

36,6

45,1

47

41

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет им. Петра Великого

65,1

58,0

54,9

56

54

Московский государственный институт международных отношений

59,4

58,1

91,4

58

71

Российский университет дружбы народов

57,9

52,7

64,9

64

65

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского

54,1

53,1

30,2

84

84

Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова

44,1

34,0

71,8

88

84

Южный федеральный университет

42,6

37,6

14,0

90

87

Дальневосточный федеральный университет

42,4

29,3

12,6

92

82

Новосибирский государственный технический университет

42,0

37,3

54,4

98

94

Российская экономическая школа

39,7

8,9

20,7

98

98

Самарский национальный исследовательский университет им. академика С. П. Королева

39,7

15,2

32,8

Как мы считали | Британское рейтинговое агентство Quacquarelli Symonds (QS) составило ежегодный рейтинг высших учебных заведений стран Европы и Центральной Азии с переходной экономикой. Они оценивались по следующим критериям: сводный индекс, научная репутация, репутация среди работодателей, соотношение профессорско-преподавательского состава (ППС) и студентов, публикационная активность ППС, научное цитирование публикаций, доля иностранного ППС, доля сотрудников с ученой степенью, доля иностранных студентов, эффективность интернет-ресурсов, присутствие в Интернете. Нынешний рейтинг оказался самым объемным за всю историю, охватив 568 вузов. Из них 105 находятся в России. Первое место занял Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова. В десятку лучших также вошли Санкт-Петербургский, Новосибирский и Томский госуниверситеты. Журнал «Вестник экономики Евразийского союза» изучил и выделил вузы РФ, попавшие в топ-100 рейтинга.

 |