Широкий спектр уникальных функций

— Территория была и остается одним из важнейших геополитических факторов социально-экономического развития любого государства. При этом огромное значение имеет степень освоенности территории, которая во многом характеризуется плотностью ее заселения. На актуальность данного аспекта указывает анализ положения России в так называемой демографической низине относительно сопредельных государств Европы и Азии, в которой наша страна с плотностью населения в среднем немногом более 8, а в азиатской части — 3 человека на кв. км, находится в сравнении с граничащими с нами странами. В Германии плотность населения составляет 230, в Польше — 123, в Китае — 139, в Японии — 336 человек на кв. км.

По периферии России складывается угрожающая разность демографических потенциалов, чреватая не только демографическим, но и экономическим, политическим и даже военным давлением на нашу территорию. В этих условиях первейшая задача управления пространственным развитием страны — не допустить потерь в сети населенных мест, подавляющую часть которой составляет огромная и весьма многообразная категория поселений: малые (до 50 тыс. жителей), средние (50-100 тыс. жителей) города и поселки городского типа. Всего сегодня в России более 2 тыс. населенных мест, в которых проживают 33 млн человек.

На сохранение и развитие этой обширной сети в сложный период полной смены ориентиров общественного развития была направлена деятельность Союза малых городов России с момента его создания в 1991 году. С этой целью впервые в истории страны объединились сотни небольших городов. Союз представил власти и обществу картину широкого спектра уникальных и многообразных функций этой категории населенных мест, акцентировал внимание на их роли и значении в социально-культурной, экономической и пространственной структурах РФ, показав, что небольшие города — это:

  • Реальные опорные пункты России на ее огромной территории. 

  • Важный геополитический фактор пространственной стабильности РФ.

  • Конкретная территориальная форма существования народов и народностей РФ в ее социально-культурном выражении.

  • Наиболее благоприятный, оптимальный для современного и особенно перспективного уровня развития производительных сил тип среды жизнедеятельности.

  • Незаменимые районные и межрайонные центры заготовки, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, комплексные социально-культурные центры окружающей сельской территории.

  • Локальные отраслевые монофункциональные производственно-селитебные комплексы различных отраслей промышленности.

  • Опорные пункты добычи и переработки природных полезных ископаемых, лесных и водных ресурсов.

  • Многообразные бальнеологические комплексы в различных природно-климатических зонах страны регионального, всероссийского и даже мирового значения.

  • Отраслевые высокоспециализированные центры оборонно-промышленного комплекса РФ.

  • Многочисленные узловые и линейные пункты транспортных систем страны: железнодорожных, автомобильных, водных, авиационных.

  • Одна из форм локализации Вооруженных Сил РФ.

  • Передовые опорные базы освоения зон страны со сложными природно-климатическими условиями.

  • Специализированные научные и научно-производственные центры национального и международного ранга.

Однако, несмотря на столь широкий комплекс выполняемых небольшими городами народно-хозяйственных функций, вызванный «реформами» 90-х процесс разрушения их экономической градообразующей базы породил не только сокращение численности населения, но и постепенную ликвидацию самых малых населенных мест — сел и поселков городского типа. Почти повсеместно наблюдаются процессы массового оттока трудовых ресурсов — как безвозвратной, так и маятниковой миграции из периферийных территорий краев, областей, республик в крупнейшие города. Только в Москве за 2010-2020 годы численность населения увеличилась на 1,2 млн человек, что соответствует сокращению численности жителей малых городских населенных пунктов России за тот же период.


Пакет конструктивных решений

— В 2018 году президент РФ Владимир Путин поставил задачу «развернуть масштабную программу пространственного развития России, включая развитие городов и других населенных пунктов»: «Активная, динамичная жизнь России с ее огромной территорией не может сосредоточиться в нескольких мегаполисах… Крупные города должны распространять свою энергию, служить опорой для сбалансированного, гармоничного пространственного развития всей страны». А на пресс-конференции в декабре 2021 года глава государства заявил: «Прежде всего мы должны уделить внимание развитию малых городов». 

Очевидно, что федеральные законодательные и исполнительные органы обязаны воспринять эти указания как руководство к действию. Наш Союз как общероссийское объединение местных властей, полностью разделяя подходы президента, выходит на федеральную арену с подготовленным общими силами пакетом практических конструктивных решений, обеспечивающих возрождение всех без исключения малых городов и прежде всего их экономической базы в рамках масштабной задачи обеспечения сбалансированного развития всех трех основных категорий населенных мест. Мы утверждаем, что отставание малых городов становится все более серьезным сдерживающим фактором на пути динамичного развития всего общества. Необходимость ускоренного преодоления этого отставания требует устранения диспропорций в уровнях развития больших и малых звеньев российской пространственной структуры расселения как в социально-экономическом, так и в социально-культурном отношении.

Одной из основных причин сложившегося положения является чрезмерная концентрация финансовых, трудовых и материальных ресурсов в больших городах — региональных столицах и особенно в столице страны Москве. Уровень жизни населения в них, как правило, выше, чем в остальных частях регионов, особенно в малых городах и сельской местности. Однако реально выполняемый малыми городами спектр функций даже в их нынешнем состоянии показывает, что малые города нужны не только 33 млн их жителей, которые не желают менять свое место жительства. Малые города совершенно необходимы Российскому государству, российской экономике, российской культуре, российским большим городам, особенно мегаполисам, и российской деревне. Утрата сети малых городов грозит большими потерями для всей России. В том числе и потому, например, что без малых городских и сельских населенных мест, всегда отличавшихся самыми благоприятными условиями для многодетных семей и высоким уровнем рождаемости, стране не удастся решить выдвинутую президентом генеральную стратегическую задачу — «вновь выйти на устойчивый рост численности населения». Владимир Путин уверен: «Для каждого человека, для каждой семьи важно иметь свой дом». А создать этот дом, хотя бы с крошечным участком, возможно лишь в малых формах расселения.

Необходимо безотлагательно приступить к разработке обозначенной президентом Программы пространственного развития России до 2030 года взамен действующей Стратегии пространственного развития РФ и в ее рамках — Федеральной программы развития небольших городов до 2030 года. В рамках этой программы нужно предусмотреть меры по обеспечению сбалансированного и взаимосвязанного развития применительно к трем основным укрупненным категориям населенных мест: большим городам, небольшим городским населенным пунктам, сельским населенным местам — как по целевой перспективной численности их совокупного населения, так и по составу взаимодополняющих функций. При этом было бы полезно критически рассмотреть и использовать опыт СССР по разработке Территориальной схемы размещения производительных сил РСФСР и Генеральной схемы расселения на территории РСФСР в привязке к трем указанным категориям населенных мест, а также опыт реализации новых форм стимулирования экономического роста в РФ — ТОСЭР и др.

Дифференцированный подход к каждой из трех категорий поселений позволит обеспечить целевое управление ее развитием с учетом имеющейся специфики, адресное распределение ресурсов развития по категориям населенных мест и исключить их необоснованное скрытое перераспределение в пользу больших городов. С той же целью важно во всех национальных проектах, связанных с пространственным развитием и развитием населенных мест, предусмотреть специальный раздел, направленный на поддержку соответствующих сфер малых городов.


Необходим комплекс мер по повышению роли государства, федеральных органов в решении задач развития малых городских населенных мест, утверждение специальным решением ответственности федерального центра и региональных органов управления за развитие малых и средних городов страны. Вместе с тем должен быть решен вопрос о выделении малого (небольшого) города в качестве специального отдельного объекта государственной политики и управления на всех уровнях системы управления и во всех ее документах (нет объекта внимания — нет решения его проблем).

Для устранения дисбаланса в сети населенных мест необходимо реализовать широкий комплекс мер, в том числе предлагаемых Союзом, по активизации большого созидательного потенциала российской провинции. Прежде всего федеральным законом предоставить право и предусмотреть реальную возможность активного участия органов местного самоуправления небольших городов совместно с федеральными законодательными и исполнительными органами в разработке и реализации федеральных документов управления их развитием. Важно снять все препятствия в доступе местных сообществ к местным природным ресурсам, законодательно предоставить органам местного самоуправления возможность выполнять функции координатора всех социально-экономических процессов на своей территории, создавать, поддерживать и развивать муниципальные предприятия, хозяйствующие субъекты всех других форм собственности и тем самым сделать органы местного самоуправления в малых городах реальным инструментом одного из уровней системы управления пространственным развитием страны.

По-прежнему актуальна задача разработки Правительством РФ минимальных социальных стандартов как инструмента устранения серьезного неравенства в условиях и возможностях развития населения наших столиц и нашей провинции, дисбаланса в их развитии. В числе первоочередных мер необходимо существенно сократить разрыв в удельных показателях бюджетных расходов больших и малых городов. Актуальна задача разработки типовых (образцовых) специализированных подпрограмм развития небольших городов основных функциональных типов: городов рекреационно-бальнеологического профиля, туристических городов, городов — агропромышленных центров, городов — опорных центров освоения ресурсов территории и др.