Интеграция без барьеров. «Научно-технический прогресс ускоряет скорость изменений, а наши системы управления запаздывают — с принятием решений, с адаптацией, со стимулированием новых правил и так далее, — заявил Тигран Саркисян на открытии форума. — Однако ЕАЭС дает нам шанс решить эту задачу. Наднациональные органы станут более современными и будут заниматься управлением трендами, а не формированием каких-то искусственных недостижимых систем. Тогда все эти процессы начнут двигаться быстрее, и мы сможем создать благоприятные условия и для граждан, и для бизнеса». 

астана.jpg

В ближайшие пять лет предстоит углублять интеграцию, снимая барьеры. Первой задачей ЕЭК в рамках работы по сокращению препятствий на общем рынке Союза является достижение договоренностей между странами-участницами о том, что препятствия существуют. После этого будет разработана «дорожная карта», посвященная тому, как снимать совместно барьеры, изъятия, ограничения для того, чтобы общие рынки функционировали полноценно.

По замечанию Саркисяна, 60 препятствий, по которым уже есть согласие, — лишь часть работы. Существуют еще порядка 60 вопросов, по которым дискуссия продолжается.

Бакытжан Сагинтаев подчеркнул, что «Евразийская неделя» стала важным инструментом, позволяющим развивать кооперационные взаимосвязи бизнеса, инвестиционный и экспортный потенциал ЕАЭС, интеграционные процессы в рамках Союза. Он обратил внимание на позитивную динамику в экономиках стран-участниц по итогам первого квартала 2017 года. Благодаря созданию внутренних условий для развития торговли появились новые возможности для расширения торгово-экономического сотрудничества с зарубежными государствами. 

FEDM8221.jpg

«В качестве примера можно привести взаимодействие с Вьетнамом, — отметил Сагинтаев. — Открыв взаимный беспошлинный доступ для товаров из Вьетнама, мы активизировали торговлю с этой страной. Итоги первого полугодия показывают увеличение товарооборота государств-членов ЕАЭС с Вьетнамом на 26,9%, в денежном эквиваленте это почти полмиллиарда долларов, из которых 271 миллион приходится на Казахстан». 

О том, что устойчивый рост можно обеспечить, лишь устраняя барьеры и двигаясь к большим идеям — цифровизации экономики, развитию транспортной отрасли, созданию условий для снижения транзакционных издержек, говорил и Ваче Габриелян. По его мнению, важнейшим преимуществом внедрения цифровых технологий является то, что это сквозные направления для всех отраслей, позволяющие развивать промышленную кооперацию и интеграцию во всех сферах деятельности. 

«Такие мероприятия, как «Евразийская неделя», способствуют формированию условий для реальной интеграции, — выразил уверенность Габриелян. — Здесь восстанавливаются связи, которые мы утратили. Если до сих пор было мало информации и отсутствовали возможности для объединения, то сейчас эти преграды идут на убыль. Мы стремимся к тому, чтобы наши экономики развивались вместе».

FEDM8101.jpg

К концу года ЕЭК представит Основные направления реализации цифровой повестки Союза до 2025 года. Они включают четыре направления: оцифровку общих рынков, оцифровку инфраструктуры и цифровую безопасность, трансформацию системы управления и оцифровку отраслей.

Как подчеркнул Игорь Шувалов, все экономики стран ЕАЭС, включая российскую, вышли на фазу роста после периода спада. «Нам удалось добиться улучшения уровня товарооборота и осознания проблемы барьеров. Все это дает возможность говорить, что ожидания впереди даже более благоприятные, чем за прошедшие годы существования Союза», — заметил Шувалов. По его наблюдению, сегодня все в мире быстро меняется, и необходимо принять решение, которое окажется большим благом: поддерживать консервативную среду для определенных отраслей, предприятий или как можно быстрее создавать единый рынок, который обеспечит благосостояние гражданам всех пяти государств ЕАЭС. 


Цифровая перезагрузка. Одна из ключевых дискуссий на форуме называлась «Цифровая перезагрузка ЕАЭС. Новый взгляд на экономику». «Для роста конкурентоспособности экономик стран Союза цифровизация — необходимое условие. Очевидно, что все те процессы, которые продолжат реализовываться в старой логике, будут устаревшими, а те активы, которые не оцифрованы, теряют свою ценность. Основой экономики становится не производство товаров, а производство знаний, — констатировал Тигран Саркисян. — Оцифровка общих рынков имеет принципиальное значение и для развития интеграции. Ключевое условие в связи с этим — единство или совместимость цифровых стандартов, принципов и правил. За общими правилами и культурой цифровых консорциумов — будущее торговли и кооперации стран ЕАЭС».

В декабре прошлого года президенты государств Союза выступили с заявлением о необходимости формирования единой цифровой повестки, рассчитанной на период до 2025 года. Основные направления ее реализации сейчас активно готовятся. Ведутся дискуссии фундаментального характера о том, где заканчиваются полномочия национальных правительств и начинаются полномочия наднационального органа. Необходимо понять, на какой технологической платформе будет осуществляться маркировка товаров, важно, чтобы эти системы в государствах ЕАЭС были совместимы и интероперабельны. 

Данный вопрос актуален и для системы госзакупок, которая имеет принципиальное значение для бизнеса Союза. Если системы оцифровки госзакупок в странах-участницах окажутся выстроены в разных логиках, издержки бизнеса значительно возрастут. 

FullSizeRender-20-09-17-06-35-4.jpg

Член Коллегии (министр) по внутренним рынкам, информатизации, информационно-коммуникационным технологиям ЕЭК Карине Минасян полагает, что странам ЕАЭС нужно перейти к моделированию цифровых преобразований и формированию цифровых активов, в том числе цифровых платформ, к наращиванию эталонных цифровых объектов, моделей и т.д. 

«Цифровая экономика строится на сквозных процессах, для погружения в нее потребуется согласованная политика, иначе бесшовную среду не создать. Эффект от бесшовности и безбарьерности мы почувствуем только вместе, — сказала Минасян. — Сейчас — период выхода за рамки традиционных отраслей, пересечения и поиска новых возможностей для построения цифровой сервисной среды для потребителей и бизнеса. Мы и свою интегрированную систему будем развивать в эту сторону». 

Региональный директор по Центральной Азии Всемирного банка Лилия Бурунчук сообщила, что ВБ еще в 2016 году отметил ключевую роль цифровизации для роста благосостояния общества. Тогда были обозначены перспективы увеличения ВВП, создания рабочих мест, преобразования сферы услуг. 

Бурунчук представила итоги совместного исследования ВБ и ЕЭК «Цифровая повестка ЕАЭС-2025: перспективы и рекомендации». Эксперты сопоставили два сценария: цифровая экономика будет внедрена в каждом государстве-члене ЕАЭС в отдельности либо на уровне всего Союза. Сравнение показало значительные преимущества согласованных национальных и региональной цифровых повесток. Экономический эффект от реализации единой цифровой повестки увеличит ВВП ЕАЭС к 2025 году на 10,6% от общего ожидаемого роста совокупного ВВП стран-участниц к этому времени. 

При этом потенциальный эффект почти вдвое превышает возможный размер увеличения ВВП государств Союза в случае цифрового развития без общей цифровой повестки. Ее реализация может привести к созданию от 4 до 8 млн рабочих мест, обеспечит увеличение занятости в отрасли информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на пространстве ЕАЭС на 66,4% к 2025 году (1 млн новых рабочих мест). Это почти на 50% больше, чем в случае цифрового развития стран-участниц без совместной цифровой повестки.

Увеличение количества рабочих мест в сфере ИКТ приведет к росту общей занятости на 2,46% к 2025 году. По оценкам экспертов, устранение существующих нормативно-правовых барьеров в отношениях между государствами-членами позволит сэкономить в Союзе 46,5 млрд долларов США. Эффект от цифровизации государственных закупок на региональном уровне оценивается в 16,3 млрд долларов. 

«Поэтому сегодня перед нами стоит серьезная задача по реализации цифровой повестки на региональном уровне: провести качественные трансформационные процессы, выделить достаточно долгосрочных финансовых средств, сделать серьезные вложения в общую инфраструктуру, привлечь лучшие профессиональные кадры, проявить мудрость и гибкость на уровне руководства и контроля процессов внедрения», — отметила Лилия Бурунчук.

IMG_8013.jpg

«Научно-технический прогресс ускоряет скорость изменений, а наши системы управления запаздывают — с принятием решений, со стимулированием новых правил и т.д. Однако ЕАЭС дает шанс решить эту задачу. Наднациональные органы станут более современными и будут заниматься управлением трендами».

К концу 2017 года ЕЭК представит главам правительств стран ЕАЭС Основные направления развития цифровой повестки Союза до 2025 года, в том числе перечень первоочередных интеграционных инициатив. Разрабатываемый проект включает четыре направления: оцифровку общих рынков, оцифровку инфраструктуры и цифровую безопасность, трансформацию системы управления и оцифровку отраслей.

Знаковые документы. Для ускорения инвестиционного процесса на территории ЕАЭС, особенно в высокотехнологичных секторах, требуется в кратчайшие сроки унифицировать законодательство в сфере интеллектуальной собственности, преодолеть существующие различия в правоприменительной практике по борьбе с нарушениями прав интеллектуальной собственности. Как рассказал министр (член Коллегии) по экономике и финансовой политике ЕЭК Тимур Жаксылыков, уже в ближайшее время планируется подписать целый ряд международных договоров, в том числе регулирующих отношения в связи с регистрацией товарных знаков ЕАЭС и наименований мест происхождения товаров Союза.

Дело в том, что между государствами ЕАЭС сохраняются разночтения по этим вопросам, включая определение ряда важнейших категорий в данной сфере: реэкспорт, демпинг, контрафакт и т.п. В результате в общем объеме торговли внутри Союза, по имеющимся оценкам, около трети приходится на указанные, можно сказать спорные, категории товаров. Отнюдь не в последнюю очередь это обусловлено разными условиями участия государств ЕАЭС в ВТО и, как следствие, нестыковками между таможенными системами стран Союза.

«Подписание названных документов позитивно повлияет на развитие правоотношений между бизнесом и государственными органами в сфере интеллектуальной собственности и в целом экономического и научно-технического сотрудничества, — проанонсировал Жаксылыков. — Производители, в том числе иностранные инвесторы, получат надежную защиту прав на объекты своей интеллектуальной собственности на всем пространстве ЕАЭС. Это в свою очередь значительно улучшит качество бизнес-климата на территории Союза».

Прежде всего речь идет о двух знаковых документах. Начальник отдела правовой охраны интеллектуальной собственности департамента развития предпринимательской деятельности ЕЭК Елена Измайлова уточнила, что первый из них — договор «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров ЕАЭС». Впервые вводится товарный знак Союза как новый, основополагающий объект интеллектуальной собственности. Главная цель — обеспечение регистрации товарных знаков ЕАЭС. Они будут обладать единообразной правовой защитной охраной на территории всего Союза. Регистрацию и единый правовой документ можно будет получить путем подачи заявки в одно из национальных патентных ведомств стран-участниц ЕАЭС.

Второй документ — «Регламент ведения единого таможенного реестра государств-членов Союза» — разрабатывается в целях защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, принимаемые таможенными органами в рамках Таможенного кодекса ЕАЭС. Здесь также предусмотрено упрощение соответствующих процедур. 

«В процессе регистрации заявителю необходимо лишь один раз подать документы в ЕЭК — взамен прежних пяти заявительных обращений в национальные таможенные реестры, — прокомментировала Измайлова. — Таким образом, при включении объектов интеллектуальной собственности в единый таможенный реестр будет использоваться принцип «одного окна».

Среди вопросов, наиболее чувствительных для бизнес-сообщества ЕАЭС, — возможность временного введения исключений из регионального принципа исчерпания права на товарный знак в отношении отдельных видов товаров. Запланированное на 2018-2019 годы установление таких исключений, во-первых, частично связано опять же с разночтениями в таможенно-тарифном регулировании стран Союза. А во-вторых, эти исключения, то есть фактически облегчение условий реэкспорта между государствами ЕАЭС, будут возможны по инициативе стран-участниц в случаях, когда имеется недостаток товаров на внутреннем рынке Союза, а также исходя из необходимости обеспечения спроса в странах ЕАЭС на какую-либо продукцию.


FullSizeRender-20-09-17-06-32-1.jpg

Новые возможности и вызовы. Формирование и развитие единого рынка труда также остается в списке стратегических вопросов евразийской интеграции. Тимур Жаксылыков напомнил, что договор о ЕАЭС закрепил условия для свободного движения трудовых ресурсов по всей территории Союза и равные права для осуществления трудовой деятельности. Отсутствует необходимость получения разрешительных документов на работу и прохождения дополнительных процедур, обеспечивается признание степеней и квалификаций по многим профессиям, доступ к медицинскому и социальному обеспечению, к образованию для трудящихся и членов их семей. Действующие нормы существенно улучшили их правовое положение, сняли значительную часть ограничений по допуску на общий рынок труда и повысили уровень социальной защиты трудящихся в процессе их трудовой деятельности.

«Можно с уверенностью сказать, что имеющиеся возможности способствуют свободному передвижению рабочей силы, формируют условия для комфортного труда граждан стран ЕАЭС в рамках нашего интеграционного объединения, оказывают влияние на снижение уровня нелегальной занятости трудящихся мигрантов», — отметил министр.

Вместе с тем остаются и нереализованные возможности. На текущем этапе ЕЭК работает над устранением существующих барьеров, препятствующих получению всех преимуществ и выгод, которыми могут воспользоваться трудящиеся и хозяйствующие субъекты в рамках экономической интеграции. Другим аспектом деятельности ЕЭК является процедурное упрощение взаимных поездок граждан стран Союза в целях повышения мобильности трудящихся.

FullSizeRender-20-09-17-06-32.jpg

Также Комиссия совместно с отраслевыми министерствами государств-участников активно работает над обеспечением пенсионных прав трудящихся на тех же условиях и в том же порядке, что и для граждан страны трудоустройства. Новые нормы будут закреплены в специальном международном договоре о пенсионном обеспечении трудящихся государств ЕАЭС, и формирование унифицированных пенсионных прав станет еще одним важным шагом на пути к созданию единого рынка труда. 

«Механизм взаимодействия заинтересованных органов и организаций по реализации пенсионных прав трудящихся планируется построить на основе использования современных управленческих решений в рамках интегрированной информационной системы Союза», —  уточнил Тимур Жаксылыков. 

В связи с переходом к новому технологическому укладу рынок труда стоит на пороге новых возможностей и вызовов. Хотя не известно, какие профессии появятся через 20-50 лет, уже сейчас понятны востребованные в ближайшей перспективе навыки. «Это предпринимательские способности, способность к адаптации и готовность к постоянному переобучению, развитие творческих способностей, углубление своей уникальности, — перечислила Карине Минасян. — Уникальные навыки будут иметь всегда ценность в современном мире. Должна возникнуть новая ментальность: уход с работы — не неудача, а новая возможность». ||

 |