Михаил Владимирович, по вашему мнению, насколько экономика ЕАЭС оказалась стрессоустойчивой к пандемии? Какие решения, принятые при участии ЕЭК, помогли минимизировать потери, вызванные ограничительными мерами из-за распространения коронавируса?

Предпринятый Евразийской экономической комиссией в пандемию и постпандемийный период комплекс мер позволил с уверенностью преодолеть кризис, а также заложить прочную основу для дальнейшего развития интеграции, что свидетельствует об эффективной деятельности ЕЭК. Нам пришлось решать задачи, с которыми ранее не приходилось сталкиваться. Оперативно вырабатывались и принимались решения об эффективном управлении ресурсами, лекарственными средствами и медицинскими изделиями, объединялись усилия специалистов государств-членов в области санитарно-эпидемиологической безопасности, обеспечивался импорт критически важных товаров. Был установлен зеленый коридор для импорта критически важных товаров, в отношении отдельных готовых лекарств, товаров медицинского назначения, сельхозтоваров и продовольствия, оперативно обнулены таможенные пошлины.

Несмотря на неблагоприятную конъюнктуру, Комиссии удалось сохранить темп и даже задать динамику для последующего развития интеграционных процессов за счет сосредоточения внимания на стратегических задачах. В результате этой работы осуществлен запуск первой Межгоспрограммы ЕАЭС (сотрудничество в космической сфере), вступило в силу Соглашение о пенсионном обеспечении, утверждена Фармакопея Союза, приняты основные направления промышленного сотрудничества до 2025 года, запущена карта индустриализации, содержащая более 180 проектов суммарной стоимостью 300 млрд долларов, а также карта агроиндустрии с порядка 70 проектами на сумму около 7 млрд долларов. В целом можно с уверенностью сказать, что ЕАЭС, преодолев кризис пандемии, продемонстрировал свою состоятельность, подтверждением чему служат позитивные показатели восстановления экономик стран Союза.

Как вы оцениваете темпы роста экономики ЕАЭС? В каких отраслях видна положительная динамика, а в каких — результаты скромнее, чем хотелось бы?

В первом полугодии 2021 года ВВП ЕАЭС увеличился на 4,5% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года и достиг 891,2 млрд долларов. Прирост ВВП в Армении составил 5,8%, в России — 4,8%, в Беларуси — 3,5%, в Казахстане — 2,4%. В Кыргызстане восстановление экономической активности займет больше времени и завершится в течение 2022 года с ожидаемым ростом ВВП на 3,8%. Высокими темпами идет восстановление внешних рынков Союза и взаимной торговли. В январе — августе 2021 года взаимная торговля выросла на 31,3% (45 млрд долларов, доля от общей торговли — 14,6%), внешняя торговля со странами вне ЕАЭС увеличилась на 38,5% и составила 522 млрд долларов.

Однако мы считаем, что этого недостаточно. Объем внешней торговли ЕАЭС составляет пока еще около 2% от мировой. В связи с этим Комиссия видит необходимость в создании условий для более активного совместного выхода евразийского бизнеса на зарубежные рынки. Большую роль в развитии экономики Союза должны сыграть масштабные проекты, в основе которых лежит коммерческий интерес. ЕЭК предлагает проработать новые инструменты мотивации для создания совместных предприятий — евразийских транснациональных компаний. Это участие Комиссии в финансировании кооперационных проектов Евразийским банком развития, использование ресурсов Евразийского фонда стабилизации и развития, механизма межгосударственных программ и проектов.

В целом положительная динамика отмечается по ряду направлений интеграционной деятельности. В качестве примера следует привести динамичный рост индустриального ядра ЕАЭС, где показатели промышленного производства за 8 месяцев 2021 года увеличились на 4,5% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года, что составляет 853,9 млрд долларов: в Беларуси — на 8,6%, в России — на 4,5%, в Казахстане — на 2,4%, в Армении — на 1%.

И по данному интеграционному треку ЕЭК имеет четкую программу на ближайшее время. Нами разработан и принят очередной стратегический документ на период до 2025 года — Основные направления промышленного сотрудничества. В нем предусмотрен ряд новых механизмов и инструментов, в реализации которых назрела потребность. Это формирование евразийских центров компетенций по актуальным направлениям технологического развития, мероприятия по снижению доли незаконного оборота промышленных товаров на рынке ЕАЭС, формирование системы технологического прогнозирования. Большинство положений документа синхронизировано с содержанием Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года.

Одной из ключевых задач Основных направлений является развитие промышленной кооперации в ЕАЭС. Действенным механизмом выступает создание сети кооперации, субконтрактации и трансфера технологий, где мы обеспечиваем условия для скорейшей цифровой трансформации промышленности Союза, что позволит наладить более тесное кооперационное сотрудничество между предприятиями.


Один из важнейших приоритетов ЕАЭС — формирование общих рынков Союза: энергетического, агропромышленного, фармацевтического, трудового… На какой стадии они находятся?

В рамках ЕАЭС функционирует общий рынок товаров с единой таможенной территорией и общим Таможенным кодексом. Благодаря кодексу время выпуска товаров в свободное обращение сократилось в 6 раз, а регистрации таможенной декларации — в 2 раза. Почти 10 лет существует общий рынок труда — граждане наших пяти государств могут беспрепятственно работать на территориях друг друга и пользуются всеми теми правами, что и граждане страны, где они пребывают. Более того, в целях дальнейшего развития общего рынка труда ЕЭК провела работу по подготовке и утверждению Соглашения о пенсионном обеспечении, которое вступило в силу 1 января 2021 года. Соглашением предоставляются равные права в части формирования пенсионных прав, реализации права на назначение и выплату пенсии.

Комиссией принято более 70 документов, благодаря которым созданы необходимые основы системы регулирования общего рынка лекарственных средств ЕАЭС по всем стадиям их жизненного цикла: производство, регистрация, государственный контроль (фармаконадзор), мониторинг безопасности и эффективности применения.

Работа по запуску других общих рынков (финансового, транспортных услуг, энергоресурсов) активно проводится ЕЭК по плану в рамках Стратегии-2025. Уже утверждены Концепция и Программа формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС. Такой же пакет документов принят по общему рынку газа. Следующим важным этапом станет принятие международных договоров о формировании в Союзе общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов.

Еще один важный приоритет — цифровая повестка ЕАЭС. Как она реализуется? Каковы первые успехи?

Цифровая повестка — один из глобальных драйверов развития, и каждая из стран-членов ЕАЭС имеет собственные стратегические планы в этой сфере, учитывающие особенности и потребности национальных экономик. Но одновременно цифровизация обладает огромным потенциалом для получения синергетического эффекта, построенного на реализации трансграничных процессов, объединении усилий государственных органов, науки, бизнеса, инициатив граждан наших пяти стран. В итоге от наших общих успехов в этой сфере во многом будет зависеть конкурентоспособность общего рынка ЕАЭС на мировой арене.

Сегодня наша деятельность строится на стратегии, охватывающей период до 2025 года. За это время должны быть окончательно определены цифровые приоритеты Союза, полностью отлажены механизмы и инструменты реализации цифровой повестки ЕАЭС, сформированы центры компетенций и система проектного управления. Наша задача — мобилизовать передовые организации каждой страны-члена, учесть лучший национальный опыт для решения общих задач.

Стратегия предусматривает реализацию целого ряда практических проектов, касающихся важнейших сфер сотрудничества государств ЕАЭС. Один из них — унифицированная система поиска «Работа без границ», стартовавшая 1 июля 2021 года. Это международная поисковая система, которая предоставляет доступ к информации о свободных рабочих местах и соискателях вакансий, содержащихся в информационных системах стран Союза в сфере трудоустройства и занятости. Ее использование идет достаточно активно.

Еще один проект — «Цифровое техническое регулирование», решение о реализации которого принято в июле 2021 года. Он нацелен на цифровую трансформацию системы технического регулирования, в том числе реинжиниринг и цифровизацию процессов в области технического регулирования для обеспечения взаимодействия всех участников рынка: изготовителей, экспортеров, импортеров, поставщиков, потребителей, органов, осуществляющих оценку соответствия, органов государственной власти стран Союза по техническому регулированию, стандартизации, аккредитации и других. Это масштабный проект, по итогам которого будет оцифровано более 10 тыс. документов.

Совместно с государствами ЕАЭС ведется работа по формированию экосистемы цифровых транспортных коридоров Союза. Благодаря им представляется возможным удовлетворить потребности всей национальной экономики в перевозках и сопутствующих сервисах, интегрировать национальных производителей товаров и услуг в мировое экономическое пространство. Это позволит нарастить экспорт услуг национальных транспортно-логистических комплексов.

Проект «Евразийская сеть промышленной кооперации, субконтрактации и трансфера технологий» реализуется в целях вовлечения малых и средних предприятий в производственные цепочки крупных производителей, стимулирования инновационных процессов путем трансфера технологий, создания возможности продвижения продукции хозяйствующих субъектов ЕАЭС с использованием международных цифровых экосистем государств Союза и третьих стран.

ЕАЭС — это не только пять государств-членов, но и три государства-наблюдателя. Выигрыш от сотрудничества с Союзом первых очевиден, а в чем выигрыш вторых? Насколько велика вероятность того, что в обозримой перспективе количество стран-наблюдателей увеличится?

Взаимодействие ЕАЭС с государствами-наблюдателями — стратегическая задача и важное направление международной деятельности Союза. В настоящее время при ЕАЭС состоят три такие страны: Молдова, Узбекистан и Куба, от которых при Комиссии работают полномочные представители. Благодаря такому формату работы бизнес наших партнеров получил возможность прямого диалога по вопросам взаимного доступа товаров. Подобный диалог дает конкретные результаты. С января по июль 2021 года товарооборот между ЕАЭС и Узбекистаном достиг 5 780,1 млн долларов (на 15,7% больше, чем за тот же период 2020 года), с Молдовой — 1 057,9 млн долларов (на 12,6% больше), с Кубой — 52,5 млн долларов (на 41,6% больше).

Предоставление же статуса наблюдателя новым кандидатам и присоединение к Союзу других государств регулируются специальными процедурами. Соответственно, если поступят такие предложения, то они, конечно же, будут рассмотрены в установленном порядке.


У ЕАЭС — десятки экономических партнеров из других интеграционных объединений. С какими из них налажены наиболее тесные и плодотворные связи?

Осуществляется сотрудничество с АСЕАН, ШОС, СНГ и другими партнерами в регионе Большой Евразии. Подписаны соглашения о зоне свободной торговли с Вьетнамом, Сингапуром, Сербией, заключено временное соглашение с Ираном. Существенная переговорная работа проделана с Израилем, неплохие перспективы по Индонезии и Монголии. Для расширения возможностей Союза в Африке необходимо активизировать переговоры по ЗСТ с Египтом. Есть наработки по Индии, с которой мы надеемся скоро начать субстантивные переговоры о разнонаправленном экономическом сотрудничестве. Одним из наиболее перспективных векторов взаимодействия между ЕАЭС и Индией может стать потенциал транспортного коридора «Север — Юг», задействование которого позволит повысить транспортную связанность региона, значительно сократить логистические издержки, увеличить объемы грузоперевозок и обеспечить расширенный доступ к рынкам сбыта.

Между ЕАЭС и КНР действует Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве. Китай для нас является важным партнером, на долю которого приходится более 20% во внешней торговле Союза. Товарооборот между ЕАЭС и КНР за первое полугодие 2021 года составил 73,5 млрд долларов, показав рост за год на 24,8%. В числе приоритетов Комиссии значится и проект по сопряжению ЕАЭС с китайской инициативой «Один пояс — один путь».

Наряду с этим в рамках идеи Большого Евразийского партнерства 17 сентября 2021 года между ЕЭК и ШОС, на долю которой приходится более 30% мирового ВВП и более 16% мировой торговли, подписан меморандум о взаимопонимании. Документ предусматривает экономическое взаимодействие в таких сферах, как финансы, торговая и таможенная политика, упрощение торговых процедур, транспорт, цифровизация и информационно-коммуникационные технологии, санитарные, карантинные и фитосанитарные меры, энергетика, промышленное и агропромышленное сотрудничество. ЕАЭС имеет реальные перспективы стать ядром формирования Большого Евразийского партнерства, акцент на которое сделан в Стратегии-2025.

С каждым годом мир сталкивается со все большим количеством экономических и политических вызовов. По вашему мнению, как в таких условиях должен развиваться ЕАЭС? Какие приоритеты для Союза вы обозначили бы на ближайшие три, пять, десять лет?

В будущем мы видим ЕАЭС как конкурентоспособное, проактивное, устойчивое к воздействию негативной внутренней и внешней конъюнктуры, динамичное интеграционное объединение. Для обеспечения дальнейшего развития интеграционного потенциала и создания условий для формирования такого Союза в среднесрочной перспективе в рамках Стратегии-2025 определены конкретные инструменты достижения целевых ориентиров экономического сотрудничества. Среди новых направлений — экономические аспекты в сферах здравоохранения, спорта, туризма, образования и науки.

В современных экономических реалиях перспективным направлением представляется зеленая энергетика с развитием зеленых технологий и возобновляемых источников энергии. В связи с этим ЕЭК совместно со странами ЕАЭС приступила к выработке единых подходов климатической повестки. В частности, Евразийский межправительственный совет принял решение сформировать рабочую группу высокого уровня, которая займется сближением позиций государств Союза по данному вопросу. Также Комиссия проработает вопрос создания в ЕАЭС банка климатических данных и цифровых инициатив, в том числе касающихся учета углеродного следа. Это необходимо для стимулирования природоохранной деятельности в Союзе и повышения конкурентоспособности предприятий. Уверен, что зеленая энергетика откроет перед нашими странами новые перспективы развития во многих отраслях экономики и социальной сферы.

Особое значение ЕЭК придает продовольственной безопасности. Мы считаем целесообразным создать стабилизационный продовольственный фонд ЕАЭС с формированием необходимых запасов (резервов) различных видов сельхозпродукции для обеспечения внутреннего рынка Союза и товарных интервенций. Также актуальным представляется формирование научного сообщества ЕАЭС. Научно-техническое сотрудничество станет локомотивом экономического развития и повышения качества жизни граждан Союза. Перспективные научные разработки и проекты должны стать драйвером технического перевооружения наших экономик, повышения инновационной активности, базой для качественного перехода от торгового сотрудничества к инвестиционной деятельности.

Потенциал ЕАЭС не исчерпан. Нам необходимо активнее работать над новыми проектами, расширением среды и институтов Союза, формируя его как один из наиболее значимых центров развития современного мира.

«Создание ЕЭК ознаменовало переход на качественно новый институциональный уровень развития евразийской интеграции»

2 февраля 2022 года исполнилось 10 лет Евразийской экономической комиссии. Этому событию председатель Коллегии ЕЭК Михаил Мясникович посвятил специальное обращение:

— Создание Евразийской экономической комиссии ознаменовало переход на качественно новый институциональный уровень развития евразийской интеграции. Ключевым шагом к началу нового этапа интеграционного строительства стало подписание президентами Беларуси, Казахстана и России 18 ноября 2011 года Декларации о Евразийской экономической интеграции, в которой были определены основные направления практического взаимодействия, формирования нормативно-правовой базы Таможенного союза, Единого экономического пространства и  на их основе Договора о Евразийском экономическом союзе.

На протяжении десяти лет Комиссия как постоянно действующий регулирующий орган Евразийского экономического союза выполняет задачи по обеспечению его функционирования, выработке предложений в сфере дальнейшего развития евразийской экономической интеграции на основе принципов обеспечения взаимной выгоды, равноправия и учета национальных интересов, экономической обоснованности принимаемых решений, а также открытости, гласности и объективности.

За этот период благодаря волевым решениям глав государств и правительств наших стран, а также слаженной работе Комиссии, министерств и ведомств государств-членов удалось обеспечить высокие темпы развития интеграционных процессов…

Созданы правовые и экономические основы развития интеграционных процессов. Приняты Договор о Союзе, Таможенный кодекс, Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 года, обеспечено присоединение к Союзу новых членов, государств-наблюдателей, обеспечиваются свобода передвижения и социальные гарантии трудящихся, вступило в силу Соглашение о пенсионном обеспечении, действуют более 50 технических регламентов и более 12 000 международных стандартов, успешно функционирует единый рынок товаров более чем для 180 млн потребителей.

Уверен, что накопленный потенциал, высочайший профессионализм членов Совета, Коллегии, должностных лиц, сотрудников Комиссии позволят и в дальнейшем отвечать на все требования времени и повысить качество и эффективность евразийской интеграции. 

Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 года

1. Экономическое развитие: выработка гибких механизмов целевого содействия.

2. Научно-техническое сотрудничество: объединение и стимулирование усилий.

3. Цифровое пространство: развитие цифровых инфраструктур и экосистем.

4. Техническое регулирование: обеспечение надлежащей защиты и гарантий качества, безопасности обращаемых товаров.

5. Совместные кооперационные проекты: эффективная система управления и финансирования, создание и развитие высокопроизводительных, экспортно ориентированных секторов экономики.

6. Таможенное регулирование: совершенствование.

7. Институциональная система: обеспечение максимально действенного функционирования, выполнение принятыхдоговоренностей.

8. Барьеры: полное устранение. Изъятия и ограничения: максимальное сокращение.

9. Здравоохранение, образование, туризм, спорт: расширение сотрудничества.

10. Рынок товаров: повышение эффективности функционирования.

11. Формирование ЕАЭС как значимого центра развития современного мира.

План действий по реализации Стратегии-2025

13 международных договоров

60 нормативно-правовых актов ЕАЭС

25 поправок в Договор о ЕАЭС

Эффект для экономики ЕАЭС от реализации Стратегии-2025

Промышленное производство — +8%

Производительность труда — +3%

Внутренние инвестиции — +18%

Иностранные инвестиции — +5%

Ежегодные темпы прироста экономики

ЕАЭС — более 4,5%

Мир — 3,8%

ЕС — 2,3%

Китай — 5,8%

Укрепление позиций ЕАЭС в глобальной экономике (доля в мире)

Торговля

2019 год — 2,4%

2030 год — 3,3%

ВВП

2019 год — 3,7%

2030 год — 4,0%

 |