В декабре 2020 года Узбекистан получил статус государства-наблюдателя при Евразийском экономическом союзе. Комментируя это событие, президент республики Шавкат Мирзиеев заявил, что сотрудничество с ЕАЭС отвечает стратегическим национальным интересам: оно позволит активнее задействовать транспортно-коммуникационные коридоры стран-участниц Союза, повысить эффективность использования трудовых ресурсов, увеличить занятость населения.
В феврале 2021 года Узбекистан определился с кандидатурой своего полномочного представителя в Евразийской экономической комиссии. Им стал Шухрат Шукуров, имеющий почти 30-летний стаж работы в экономическом комплексе республики. Он — выпускник Московского экономико-статистического института и Высшей школы бизнеса при Академии государственного и общественного строительства при президенте РУ. Ранее занимал должность первого заместителя директора Института прогнозирования и макроэкономических исследований при Министерстве экономического развития и сокращения бедности РУ.
«Наша совместная работа движется. Надеемся в ближайшее время подписать меморандум o взаимодействии между Евразийской экономической комиссией и правительством Узбекистана, а в перспективе — план по его реализации. Это обеспечит более эффективные контакты, а также предметный охват направлений торгово-экономического сотрудничества», — прокомментировал председатель Коллегии ЕЭК Михаил Мясникович.
В свою очередь Шухрат Шукуров отметил, что в Узбекистане с большим интересом следят за процессами, происходящими в Евразийском союзе. «Наш президент определил основные направления сотрудничества с ЕАЭС: взаимное снятие ограничений, освоение новых рынков, использование общих транспортных коридоров и, конечно же, мобильность трудовых ресурсов», — перечислил полпред.
Министр по интеграции и макроэкономике ЕЭК Сергей Глазьев предложил Узбекистану подключиться к реализации совместных инвестиционных проектов и межгосударственных программ. А министр по торговле ЕЭК Андрей Слепнев назвал перспективной двустороннюю проработку вопросов электронной торговли, маркировки товаров, цифровых транспортных коридоров, безбумажного транзита. «Серьезная тема связана также с торговой инфраструктурой. У нас есть проекты, которые могут представлять интерес для Узбекистана. В частности, «Агроэкспресс», позволяющий минимизировать затраты и ускорить доставку охлажденной и замороженной продукции», — отметил Слепнев.
В середине марта парламент Узбекистана утвердил дорожную карту по развитию взаимодействия с ЕАЭС. «Поставлен целый ряд вопросов с точки зрения гармонизации законодательства, включая таможенно-тарифное и нетарифное регулирование», — сообщил первый заместитель министра инвестиций и внешней торговли РУ Лазиз Кудратов.
По данным ЕЭК, с 2016-го по 2019 год товарооборот Узбекистана с государствами Евразийского экономического союза удвоился — с $4,5 до $9,1 млрд. По итогам 2020 года внешнеторговый оборот республики составил $22,9 млрд, в том числе экспорт — $11,5 млрд (доля ЕАЭС — около 20%), импорт — $11,4 млрд (доля ЕАЭС — 55%).