Идем в онлайн. Несмотря на то, что в последние годы российская киноиндустрия значительно шагнула вперед и стала динамично развиваться, в 2020-м она, как и прочие отрасли, столкнулась с рядом сложностей, связанных с пандемией. По данным Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии, в минувшем году совокупные кассовые сборы кинопроката РФ составили 22,8 млрд рублей, а в кинотеатрах страны было продано 88,7 млн билетов. По обоим показателям отмечается снижение по сравнению с 2019 годом: на 58,8% по кассовым сборам и на 59,6% по количеству проданных билетов.

В фонде уточнили, что сокращение рынка обусловлено приостановкой деятельности кинотеатров и связано с переносом ряда крупных зарубежных премьер на 2021 год и ограничениями заполняемости залов. При этом темп снижения кассовых сборов удалось сдержать благодаря российскому кино, которое позволило компенсировать отсутствие больших зарубежных премьер в период возобновления кинопоказа.

Пандемийный год оказал свое влияние на тенденции развития глобального рынка киноиндустрии в целом и отечественного в частности. Изменилась система такой значимой составляющей рынка, как кинопрокат. В условиях, когда кинотеатры по всей стране оказались закрыты для посещения, а после смягчения самоизоляционных мер ограничены по числу посетителей, нужно было срочно искать новые решения. И таким решением стала ставка на работу онлайн-кинотеатров.

Стриминговые видеосервисы вышли на первый план развлекательной индустрии и явились точкой притяжения для крупных инвесторов и студий. Одной из тенденций, которая, по мнению экспертов, послужила на благо этого, стало то, что в период локдауна платформы были максимально ориентированы на потребителя и перешагнули за рамки проката фильмов и сериалов. Они предлагали зрителям записи спектаклей, образовательные передачи, онлайн-концерты и виртуальные экскурсии.

С другой стороны, онлайн-платформы стали площадкой для премьеры вышедших в прокат кинокартин, которые их режиссеры в условиях пандемии и роста интереса к онлайну решили не переносить. Один из примеров — фильм «Спутник», премьера которого состоялась сразу на нескольких онлайн-платформах.

Однако, несмотря на такой резкий скачок в развитии онлайн-сферы российской киноиндустрии, большинство экспертов сходятся во мнении, что после пандемии онлайн-кинотеатры не смогут полностью заменить зрителям походы в обычные кинотеатры.

«Эта практика сейчас существует — на онлайн-платформах очень много премьер. Но при всем при этом намертво убить кинотеатры не удается. Кинотеатры всегда были одним из тех мест, где коллективное восприятие в российской традиции, еще и соборность, свойственная нашей культуре, находили свое выражение, поэтому ликвидировать кинотеатры не удалось телевидению, ликвидировать кинотеатры вряд ли удастся платформам, хотя жить им придется в других условиях с большими сложностями», — приводит ТАСС слова программного директора Московского международного кинофестиваля Кирилла Разлогова.


Площадка для диалога. Если говорить о тенденциях развития отечественной киноиндустрии за пределами онлайн, то за последние годы Россия все чаще становится площадкой для отраслевых мероприятий международного уровня: Международного кинофестиваля короткометражного кино и анимации, который с 2017 года проводится в Санкт-Петербурге, Международного кинофестиваля «Катарсис», который проходит в восьми городах РФ, и многих других.

Пандемийный год не стал препятствием для организации подобных мероприятий, заставив лишь изменить их формат. Например, одним из ярких отраслевых мероприятий 2020 года стал прошедший в декабре в Архангельске Международный фестиваль стран Арктики-2020 Arctic Open, зрители которого увидели 25 кинокартин режиссеров из России, Дании, Швеции и Канады. Ограничения в коронавирусную эпоху внесли коррективы в формат фестиваля: часть его мероприятий была перенесена в онлайн.


Фильмы для русской души. По данным Единой федеральной автоматизированной информационной системы сведений о показах фильмов в кинотеатрах, самой кассовой российской лентой в 2020 году стал «Холоп» (почти 2,7 млрд рублей), на втором месте — «Лед 2» (1,47 млрд), на третьем — «Вторжение» (960,4 млн).

Эксперты отмечают, что за последние годы интересом со стороны российских кинорежиссеров пользуются исторические фильмы и сериалы. Ежегодно на экраны выходит все больше картин, которые повествуют о целых эпохах и важнейших вехах отечественной истории: дворцовых переворотах, правлении Романовых, восстании декабристов... В 2013 году в прокат вышли «Романовы», в 2014-м — «Григорий Р.», в 2015-м — «Великая», в 2017-м — «Матильда», в 2018-м — «Годунов», в 2020-м — «Грозный».

В этом ряду особняком стоит «Союз спасения», который вошел в топ-10 российских фильмов в кинотеатральном прокате 2020 года и собрал 571,3 млн рублей. «Это актуальная история. Она про молодых людей, даже про общественный слой, восторгающийся Западом. Они видят в своей стране экономическую отсталость и нежелание царя проводить реформы и понимают, что единственный способ что-то изменить — взять власть в свои руки. Это вечная история про отношения власти России с народом России, власти России с элитами. Это то, что мы проживаем постоянно», — прокомментировал сценарист Олег Маловичко.

Фильм создан с применением самых новых технологий, благодаря которым удалось восстановить облик Петербурга, каким он был в 1825 году. Спецэффекты и компьютерная графика позволили придать действию на экране дополнительный колорит и масштаб. Во время съемок, например, солдат фотографировали устройством, состоящим из множества фотоаппаратов, благодаря чему удалось создать 3D-модели реальных актеров. Таким образом, во время съемок массовых сцен на экране было значительно больше актеров, чем 300-500 человек, которые находились на площадке.

Другой интересный факт — для съемки самой массовой сцены восстания 14 декабря 1825 года был оборудован павильон площадью свыше 40 тыс. кв. метров, а специально для него сшит хромакей, который практически обтянул все здание изнутри.

Для организации съемок привлекались реконструкторы и военные, которые консультировали актеров — не только главных героев, но и участников массовых сцен. В результате специальную подготовку во время съемок прошли около 1800 человек.

В конце января 2021 года состоялась премьера фильма «Зоя» о подвиге Зои Космодемьянской, выхода которого зрители ждали около пяти лет. А в начале марта стало известно о старте съемок нового многосерийного фильма «Елизавета», который поведает о судьбе дочери Петра I и о том следе, который она оставила в истории великой державы.


Кино на периферии. Наиболее активные участники российского кинематографического рынка сосредоточены в Москве и Санкт-Петербурге. Именно здесь базируются киностудии, которые снимают картины с крупными бюджетами. Однако кинематограф продолжает жить и в отдельных субъектах РФ. Одни регионы становятся местом дислокации киностудий, другие — местами, которые из года в год пользуются любовью режиссеров и служат территориями, на которых создаются отечественные кинематографические шедевры.

Некоторые из региональных киностудий продолжили свое существование еще с советских времен. Удачный пример — Свердловская киностудия, основанная в самый разгар Великой Отечественной войны, 9 февраля 1943 года, в Свердловске (ныне — Екатеринбург). Она стала третьей после Москвы и Санкт-Петербурга площадкой кино. Многие снятые здесь фильмы любимы телезрителями и входят в «золотую коллекцию». Среди них — «Сильные духом», «Зеркало для героя», «Я объявляю вам войну».

Сегодня Свердловская киностудия работает во всех форматах: производит экспериментальные web-фильмы и ТВ-сериалы, игровое и документальное кино, развивает анимацию. Она являет собой также пример творческого пространства, которое стало площадкой для кинофестивалей, форумов, хакатонов, бизнес-презентаций. Здесь постоянно проводят мультимедиа-выставки в формате «живые полотна», организуют экскурсии Школы кино для подростков в «творческие цеха».

В некоторых субъектах РФ открываются и новые киностудии, которые в ближайшей перспективе начнут свою работу на благо отечественного кинематографа. Один из проектов, находящихся на стадии реализации, — создание киностудии на базе арт-резиденции «Таврида».

В 2020 году в Капсельской бухте стартовал подготовительный этап строительства круглогодичного образовательного центра для молодых деятелей культуры и искусства «Арт-резиденция «Таврида», одним из элементов инфраструктуры которого станет киностудия с видовым бассейном и бассейном для подводных съемок. Киностудию оснастят передовыми цифровыми производственными системами, что позволит организовать эффективное обучение специалистов в сфере инновационных технологий телевидения, кино, вещания и социальных медиа. Арт-резиденция заработает в круглогодичном режиме в 2022 году, когда завершится первая очередь строительства.

На российском рынке киноиндустрии тенденция такова, что внимание инвесторов привлекает идея создания детских киностудий и киностудий для молодежи. Подобные площадки появляются в разных регионах страны.

Что касается регионов, которые пользуются популярностью в качестве площадок для съемок отечественных кинокартин, то за последний год одним из мест создания нескольких отечественных кинокартин стал Краснодарский край. В 2020 году на Кубани велась реализация сразу нескольких кинопроектов. Среди них — комедийный сериал «Отпуск», полнометражный фильм «Рашн Юг» и другие.

Местом притяжения создателей кино в прошлом году стала и Мурманская область. «Опираясь на мировой опыт, год назад мы запустили программу комплексной поддержки кинематографа. Сегодня подводим итоги: на Кольском полуострове, несмотря на пандемию, снято 20 фильмов и сериалов! С помощью кино все больше людей узнают о Мурманской области и мечтают побывать в Арктике. Это стимулирует развитие экономики, а северяне получают возможность ощутить себя частью большого творческого процесса. У нас серьезная конкуренция. Проще снимать фильмы на многочисленных студиях в Подмосковье. Но красоты Севера покоряют режиссеров и сценаристов, и они все чаще останавливают выбор на Заполярье», — поделился губернатор региона Андрей Чибис на своей странице «ВКонтакте».

Традиционно так сложилось, что звание самой излюбленной российскими кинорежиссерами локации закрепилось за Ярославской областью. Не говоря о том, что этот регион они приметили еще в прошлом веке. Только за последние пять лет здесь проходили съемки известных кинокартин «Чистый футбол» (2016), «Аритмия» (2017), «Турецкое седло» (2017), «Жизнь впереди» (2017), «Пурга» (2017), «Керосин» (2019), «Давай разведемся» (2019) и других.

В 2020 году в Ярославской области снимали ленту «Только Локо!», посвященную легендарной хоккейной команде, трагически погибшей в 2011 году.

Поддержать кинематограф. Рост интереса к тем или иным площадкам как местам съемок эксперты объясняют несколькими причинами. Одна из них — стимулирование этого процесса с помощью совершенствования мер поддержки отечественного кинематографа в регионах.

Среди примеров — программа компенсаций за съемку фильмов на Кубани, в соответствии с которой кинокомпании смогут возместить часть затрат на производство кинопродуктов. Такой шаг направлен на повышение инвестиционной и туристической привлекательности края. «Мы будем возмещать не более 20%, и в региональном бюджете 2021 года на такие субсидии предусмотрено 20 млн рублей», — сообщил руководитель департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края Василий Воробьев.

Одним из мощных инструментов поддержки кинематографа в регионах эксперты считают проект «Кино России», который реализует уже более пяти лет Ассоциация продюсеров кино и телевидения совместно с Агентством стратегических инициатив при поддержке Министерства культуры РФ и Фонда кино. Проект направлен на создание благоприятных условий для кино- и телепроизводства. В его рамках предполагается создание на территории региона кинокомиссии, которая безвозмездно оказывает кинокомпаниям помощь в получении разрешений на съемки, обеспечении безопасности их проведения, в подборе локаций и привлечении местных кадров. Одним из основных конкурентных преимуществ региона является система компенсаций кинокомпании части ее затрат на съемки из местного бюджета. К проекту присоединились уже 17 субъектов РФ. 

 |