У нацпроекта очень амбициозные цели, достижение которых возможно при условии решения большого количества финансовых, управленческих, инфраструктурных, кадровых, имиджевых вопросов. Однако, судя по боевому настрою курирующих чиновников, это вполне реально.

Новый документ представил в конце апреля вице-премьер Правительства РФ Дмитрий Чернышенко. Национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства» состоит из трех федеральных проектов: «Развитие туристской инфраструктуры», «Повышение доступности туристских услуг», «Совершенствование управления в сфере туризма».

Как рассказала руководитель Федерального агентства по туризму Зарина Догузова, первый федеральный проект призван выстроить саму отрасль. Предстоит актуализировать и заново разработать стандарты для обустройства пляжей, кемпингов, речных круизов, экологических маршрутов и др. Серьезное внимание будет уделено подготовке кадров, что непосредственно влияет на уровень сервиса: запланированы программы обучения по методикам ЮНВТО, которые охватят 1000 специалистов турсферы по базовым направлениям.


Во втором федеральном проекте акцент сделан на работе со спросом и повышением доступности. Некоторые меры уже реализуются. Например, программа туристического кешбэка, которую оценили свыше 0,5 млн человек. Ее удобный механизм пользуется популярностью — прямая компенсация части оплаченной стоимости путевки осуществляется в электронном формате. Стартовала программа субсидирования туристических чартеров в 12 направлений. Со следующего года запускается программа доступных детских культурно-познавательных поездок с охватом не менее 300 тыс. ребят ежегодно. А благодаря цифровым решениям желающие путешествовать по России смогут в одном месте находить полезные и актуальные данные об объектах показа, музеях, точках притяжения, гостиницах и иных сервисах. Уже в текущем году появится доступ к информации о 40 тыс. туробъектов на едином портале.

Цель третьего федерального проекта — стимулирование развития туристической инфраструктуры: от строительства и реконструкции отелей до обустройства турмаршрутов, городской среды, пляжей, кемпингов и многого другого. Основная ставка делается на активность инвесторов. Уже с нынешнего года для представителей крупного бизнеса вводятся льготные кредиты, которые помогут им строить или реконструировать отели, санатории, привлекая заемные средства по ставке 3-5% годовых на конкурсной основе. Благодаря этому Ростуризм планирует до 2024 года ввести в эксплуатацию 4 тыс. новых гостиничных номеров под отечественными и международными брендами на популярных курортах. Для субъектов МСП предусмотрена грантовая поддержка. Сейчас акцент сделан на экотуризме, а в дальнейшем список пополнит обустройство пляжей, кемпинговых зон и др. Большой блок связан с перезапуском сети туристических маршрутов. До 2024 года Ростуризм намечает аккредитовать и помочь оборудовать за счет субсидий (грантов) более 1000 турмаршрутов во всех регионах страны.


Зарина Догузова обратила внимание на то, что в национальном проекте заложена ключевая мера, которая никогда ранее в отрасли не применялась: создание туристических мастер-планов целых территорий, а не отдельных кластеров. «Туристу не важно, где начинаются и где заканчиваются границы субъектов, поэтому наш подход предусматривает экстерриториальность и межрегиональность, — пояснила руководитель Ростуризма. — Мы подготовим туристический мастер-план всей России, впервые в современной истории спланируем ее туристическое пространственное развитие, а на основании этого начнем заниматься пространственным планированием туристических макротерриторий. На данный момент выделено 12 таких макротерриторий, которые должны стать туристическим каркасом страны. Это те направления, куда хотят ездить наши граждане и иностранные гости. В нынешнем году мы уже начинаем делать три мастер-плана макротерриторий: Крыма, включая Севастополь, Дальнего Востока и Золотого кольца».

До 2030 года на реализацию нацпроекта из федерального бюджета планируется направить 529 млрд рублей, из региональных бюджетов — еще 72 млрд, не считая частных инвестиций. Ожидается, что через девять лет количество поездок по России вырастет с 65 до 140 млн в год, число рабочих мест в отрасли — до 4,7 млн, экспорт туруслуг — до 22,5 млрд долларов.

«Главная наша цель — обеспечить возможность качественного и доступного отдыха в России для всех граждан, и прежде всего для семей с детьми, — заявил Дмитрий Чернышенко. — Наши дети должны регулярно путешествовать по стране, укреплять здоровье на отечественных курортах, расширять кругозор. Уже в этом году на отдых в РФ на льготных условиях — с компенсацией 50% стоимости путевки — отправятся 357 тыс. ребят. В горизонте 10 лет каждый ребенок будет иметь возможность два раза в год путешествовать по родной стране».


Представители отрасли настроены тоже оптимистично. Исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе напомнила, что национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства» появился в пандемийный год, и именно в этот год начался пересмотр отношения к инфраструктуре. «Проблемы и с инфраструктурой, и с сервисом были всегда. Фактически они стали рефреном любой дискуссии, посвященной туризму, — заметила Ломидзе. — И вот теперь появилось понимание того, что же нужно: в одном регионе не хватает качественных дорог, а в другом — пятизвездочных гостиниц. Решено именно через туризм развивать инфраструктуру в регионе, поскольку работает она не только для гостей, но и для местных жителей».

По мнению почетного президента Российского союза туриндустрии Сергея Шпилько, утверждение нацпроекта — результат изменившегося отношения государства к развитию отрасли. В частности, благодаря предусмотренным мерам поддержки наблюдается интерес к проектам в сфере туризма со стороны крупного бизнеса, являющегося свидетелем успешной подготовки России к Олимпиаде и чемпионату мира по футболу. «Не все проекты плохо окупаются. Яркий пример — построенные в разных регионах страны санатории, в которых средний чек начинается с 28-29 тыс. рублей за сутки и в которых все номера забронированы до конца сезона. Это другая эффективность капиталовложений, результат более эффективного менеджмента, — полагает Шпилько. — Еще один плюс — предусмотренное в нацпроекте комплексное освоение туристических ресурсов. В разных регионах определяются зоны под создание туркластеров. Очень важно зарезервировать эти зоны, чтобы их не заняли под коттеджную или многоэтажную застройку».

 |