А многие важные проекты уже закончены и обеспечили полуострову возможность не только динамично развиваться, но и оценить свои перспективы на фоне лихолетья 1990-х — начала 2010-х годов.

Крымский полуостров, одна из главных жемчужин сначала Российской империи, а затем Советского Союза, изрядно потускнела в составе независимой Украины. Приходили в запустение объекты рекреации, заводы и фабрики закрывались за ненадобностью, дороги разбивались и ветшали, города хаотично застраивались, но при этом не обеспечивались необходимой инфраструктурой, явно отставала от потребностей времени социальная инфраструктура — больницы, школы, стадионы. «Коштiв нема», — как правило, отвечали из Киева на просьбы профинансировать тот или иной проект.

В 2019 году, спустя пять лет после воссоединения с Россией, крымчане даже решили подсчитать ущерб от «украинской оккупации» и выставить майданной власти счет. Как заключила созданная при Госсовете Крыма рабочая группа, в украинский период наблюдалось хроническое недофинансирование полуострова, не выполнялись социальные обязательства, снизилось качество дорог, водоснабжения и т.д. В итоге была названа конкретная сумма — упущенная выгода Крыма от действий Украины до воссоединения с Россией оценивалась в 2,5 трлн рублей.

«Для анализа экономических потерь за основу был взят показатель внутреннего валового продукта по состоянию на 1991 и 2013 годы», — пояснили в крымском правительстве. Кроме того, по данным региональных властей, Украина направляла недостаточно средств для содержания ЖКХ — 5% от установленной нормы. «Это привело к тому, что в 2014 году износ оборудования по водосточным станциям составил 87%, по водопроводным и насосным — 76%, по канализационным — 54%, по сетям водоснабжения — 55%. То есть наглядно видно — Крым был недофинансирован», — резюмировали местные чиновники.

Очень многое для республики изменилось в марте 2014 года, когда в результате референдума полуостров вошел в состав России на правах полноценного субъекта.

Ледовая арена в Севастополе.jpg

Навели мосты. Чтобы понять, в каких условиях Россия приняла Крым, стоит ненадолго перенестись в 2014 год. Тогда украинские националисты устроили не только транспортную блокаду, перекрыв наспех сооруженное подобие пограничных переходов, но и взорвали опоры ЛЭП в Херсонской области, перекрыли поступление днепровской воды по Северо-Крымскому каналу. Также были обнулены поставки сырья на крымские перерабатывающие предприятия, запрещено перемещение в прямом и обратном направлении продуктов питания и других, в том числе критически важных, товаров народного потребления. Таким образом, в полный рост встала организация надежного транспортного сообщения с «большой землей», то есть с Россией.

История Крымского моста началась далеко не в 2016 году, когда его начали строить, и даже не в 2014-м, когда стало понятно, что без него — никак. Первые попытки спроектировать и построить мост, изначально железнодорожный, предпринимались еще при императоре Николае II, однако дорогостоящий проект отложили в долгий ящик сначала из-за Русско-японской войны (нужно было срочно достраивать Транссиб), а затем — из-за Первой мировой и Гражданской войн. В ходе Великой Отечественной войны наступавшие на южном направлении войска вермахта для облегчения логистики попробовали построить свой мост через Керченский пролив, но их, как затем и советскую армию, постигла неудача.

«Стройка века», как окрестили возведение Крымского моста, продолжалась чуть более двух лет и завершилась на семь месяцев раньше предусмотренного госконтрактом срока. Мост строился за счет федерального бюджета, стоимость проекта составила почти 228 млрд рублей. В возведении грандиозного 19-километрового сооружения участвовали более 200 отечественных предприятий, 10 тыс. рабочих и 1,5 тыс. ИТР.

Мост включает 595 автодорожных и железнодорожных опор, на некоторых участках глубина их погружения превысила 100 метров. В 2017 году мостостроители выполнили самые сложные технологические операции — установили на фарватерном участке два арочных пролета по 6 тыс. тонн каждая. Движение по автомобильной дороге, ставшей частью трассы А-290 (Керчь — Новороссийск), открыли 16 мая 2018 года. Первым во главе колонны строительной техники и за рулем КамАЗа проехал президент России Владимир Путин. Железнодорожную ветку сдали в декабре 2019 года, она стала частью линии Багерово — Вышестеблиевская. Перед церемонией открытия Путин осмотрел мост из кабины машиниста, а затем через переправу прошел легендарный поезд «Санкт-Петербург — Севастополь». Крымский мост стал самым грандиозным мостовым сооружением не только в России, но и в Европе, а также самым главным инвестиционным проектом полуострова в современную эпоху.

трасса «Таврида».jpg

По дороге — к морю. Дорожная инфраструктура — одно из самых слабых мест Крыма к 2014 году. Лишь 15% автодорог к моменту возвращения полуострова в родную гавань находилось в нормативном состоянии. Согласно данным Минтранспорта республики, за 10 лет построено почти 300 км новых магистралей, отремонтировано около 4 тыс. км. На развитие транспортно-дорожной отрасли с 2015-го по 2023 год выделено порядка 430 млрд рублей.

Крупнейшим проектом стала федеральная трасса «Таврида», обеспечивающая доступ к черноморским курортам полуострова. Проезд по «Тавриде» от Керчи до Симферополя, по расчетам Минтранса Крыма, занимает около двух часов, а от Керчи до Севастополя — менее трех. Ранее путь от Керчи до Симферополя можно было преодолеть в среднем за 3,5 часа. Общая протяженность трассы составляет 250,7 км. Строительство было разбито на восемь участков, шесть из которых находятся на территории Крыма (237,2 км), еще два — севастопольские (13,5 км). Часть участков включают в себя ранее существовавшие дороги, которые были расширены с двух до четырех полос.

Важнейшим этапом работ по модернизации дорожной сети полуострова стало строительство обходов городов, что должно существенно облегчить логистику грузов и отдыхающих. Самый дорогой проект здесь — строительство юго-восточного обхода Симферополя. Новая четырехполосная дорога протяженностью 25,2 км будет соответствовать категории 1В с расчетной скоростью движения до 100 км/ч. Реализация проекта позволит разгрузить улицы крымской столицы от транзитного транспорта и перераспределить транспортные потоки от «Тавриды» в направлении Алушты. Объект будет включать две транспортные развязки в разных уровнях, шесть путепроводов, мост и две площадки для отдыха. Объект планируется сдать с опережением графика — до конца 2024 года.

Получил Крым и обновленную воздушную гавань. Новый аэровокзальный комплекс симферопольского аэропорта, запущенный в 2016 году, стал на тот момент крупнейшим на юге России. Здание площадью 78 тыс. кв. м строили около двух лет, оно рассчитано на обслуживание 3,65 тыс. пассажиров в час и 6,5 млн в год. В комплексе действуют 55 стоек регистрации, 8 подвижных телетрапов, 8 выходов к перронным автобусам. Также предусмотрены 16 эскалаторов и 28 лифтов.

_gallerys_file_377_l.jpg

Тепловой удар. Важнейшим инвестиционным вызовом стало построение в Крыму автономной энергетической системы, которая смогла бы обеспечить нормальную жизнь населению и стабильную работу предприятиям в условиях устроенной киевским режимом блокады. Эта задача была решена еще в первую пятилетку путем строительства двух крупнейших в истории полуострова энергообъектов — Таврической и Балаклавской ТЭС, а также модернизации чуть менее значимых объектов, среди которых реконструкция Сакской ТЭЦ. Суммарная мощность двух электростанций достигла 940 МВт — это примерно столько же, сколько Крым получал до 2014 года из Украины, и составляет 90% необходимой ему электроэнергии. Всего же обновленная генерация обеспечила 2070 МВт мощности, полностью перекрыв потребности региона и даже создав возможности балансировки путем энергообмена с материком. «Новые энергообъекты создают условия для устойчивого энергоснабжения промышленных, социальных объектов и населения Крыма, а также формируют резерв мощности, необходимый для реализации промышленного и туристического потенциала полуострова», — подчеркнули в госкорпорации «Ростех», которая и построила новые электростанции.

_скворцова 4.jpg

Социальный взнос. «До возвращения в Россию у нас все находилось в зачаточном состоянии, так же, как сейчас в исторических регионах России, которые в прошлом году вернулись на родину. Было всего 3% школ, соответствовавших требованиям, сейчас их — более 80%. Приведено в соответствие более 60% учреждений здравоохранения, снижена смертность, в том числе и младенческая, в 2,5 раза. Такие показатели не могут не показывать глубину трансформации, которая произошла в Крыму за 10 лет», — рассказал глава республики Сергей Аксенов на Международной выставке-форуме «Россия».

Действительно, первая десятилетка прошла на полуострове под флагом не только новой инфраструктуры, но и значительного, можно сказать, кратного улучшения качества жизни населения. Целая россыпь построенных социальных объектов уникальна для региона. Чего стоит один только Многофункциональный медицинский центр им. Семашко, возведенный под Симферополем. Он по праву считается самым современным и высокотехнологичным медучреждением республики. 13-этажное здание включает лечебно-диагностический корпус, стационар на 734 койки, поликлинику на 250 посещений в смену, пищеблок, вертолетную площадку.

Среди крупнейших проектов — еще два объекта из сферы здравоохранения. Ялтинский многопрофильный медцентр, сдача которого ожидается в 2025 году, обещает стать одним из самых современных не только в Крыму, а во всей России. «Эту клинику очень ждут на полуострове. Проектов подобного масштаба немного в стране. При его реализации будут использованы самые передовые технологии, самое передовое оборудование», — заверил генеральный директор госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов.

Центр будет состоять из 14 этажей общей площадью 73,2 тыс. кв. м и включать в себя стационар на 419 коек, отделения анестезиологии, кардиологии, неврологии, общей хирургии, кардиохирургии, травматологии, оториноларингологии, урологии, гинекологии, онкологии, реабилитации, педиатрическое и приемное отделения, диагностический и реанимационный блоки, взрослую и детскую поликлиники. «Новая клиника значительно повысит уровень и качество медпомощи жителям Крыма», — подтвердила руководитель Федерального медико-биологического агентства Вероника Скворцова.

_scale_1200.jpg

Культурное путешествие. Сегодня, как и все последние десять лет, в Крыму обустраиваются города и поселки, строятся очистные сооружения и водозаборы, благоустроены 286 общественных пространств, открыты более 60 отелей и санаториев, возведены и реконструированы 149 детских садов, сданы 7 и строятся еще 14 школ, созданы более 500 спортивных площадок и два крупных физкультурно-оздоровительных центра, открыты Дворец водных видов спорта в Симферополе и Ледовая арена в Севастополе.

Огромным событием стало для крымчан создание образовательно-культурного кластера, в который войдут театр оперы и балета, музейный комплекс и академия хореографии. Проект финансирует фонд «Национальное культурное наследие», учредителями которого стали Третьяковская галерея, Государственный Эрмитаж, Мариинский и Большой театры.

По оценке председателя Госсовета РК Владимира Константинова, таких изменений на полуострове не было со времен восстановления после Великой Отечественной войны. «Многие поколения крымчан мечтали о воссоединении с Россией, отдавали свои жизни в борьбе за осуществление этой цели. За 10 лет в республике произошли невероятные изменения — это фантастический рывок, которым мы гордимся, и это успех всей страны. Сегодня Крым — высокоразвитый регион не только по российским, но и по мировым меркам»,  — подчеркнул Константинов.

1-3_1498225520-e1499248014664-1600x800.jpg

Главные результаты развития Крыма в составе России в цифрах:

19 км — общая длина Крымского моста.

250,7 км — общая протяженность федеральной трассы «Таврида».

300 км новых и 4 тыс. км отремонтированных автодорог.

6,5 млн человек в год — пропускная способность аэропорта Симферополь.

940 МВт — суммарная мощность Таврической и Балаклавской ТЭС.

73,2 тыс. кв. м — общая площадь многопрофильного медцентра в Симферополе.

7 построенных и 14 строящихся школ.

149 построенных и реконструированных детских садов.

60 новых отелей и санаториев.

286 благоустроенных общественных пространств.


20 крупнейших проектов, реализованных в Крыму с 2014 года

asc.jpg

Как мы считали. В рейтинг вошли построенные с 2014 года (или находящиеся в высокой стадии готовности) объекты, важные для развития экономики Крыма. Основанием для ранжирования послужила заявленная стоимость проектов в рублях. Информация для составления топ-листа предоставлена региональными и муниципальными органами исполнительной власти, а также получена из открытых источников — публичных выступлений чиновников, проектной документации, размещенной на официальных сайтах органов власти, а также взята с сайта «Госзакупки».

Редакция будет признательна за дополнения и уточнения. Рейтинг носит ознакомительный характер и может использоваться только в частном порядке.

 |