Растет ли популярность этого сегмента в регионах, и за счет каких направлений? Какие вызовы стоят перед отраслью, и способна ли она с ними справиться? Какую роль призван сыграть специальный федеральный закон? Об этом — в интервью с деканом экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, председателем правления Федерации креативных индустрий Александром Аузаном. 

Как вы оцениваете состояние креативных индустрий в России? Насколько успешно и быстро они развиваются?

Оценка НИУ ВШЭ показывает рост численности занятых в российской креативной экономике на 11% с 2020-го по 2022 год. По данным Росстата, доля креативной экономики в ВВП страны выросла с 2,8% в 2018 году до 3,5% в 2023-м. Согласно исследованиям НИУ ВШЭ, на 2022 год она составляла 2,64%.

С одной стороны, это сопоставимо со среднемировыми значениями (3% в 2021 году, по данным ЮНКТАД) и с некоторыми развитыми государствами, например, Германией (2,9%). С другой — это ниже, чем в странах-лидерах развития креативной экономики: в Великобритании и Австралии ее доля в ВВП составляла 6,2% в 2020 году. Однако делать сравнения нужно с большими оговорками, поскольку в разных государствах креативными считаются разные индустрии.

Какие регионы демонстрируют наиболее динамичные показатели по развитию креативной экономики?

Многие регионы предпринимают активные шаги в сторону развития креативной экономики. Существует рейтинг субъектов РФ по индексу креативных индустрий, предложенному НИУ ВШЭ. Согласно данным 2023 года, в пятерку рейтинга входят Москва, Санкт-Петербург, Новосибирская и Томская области, Республика Татарстан. При этом в верхней части рейтинга встречаются и не самые богатые регионы. Например, шестое место занимает Ивановская область, девятое — Костромская. Некоторые субъекты нашли свои сильные стороны и имеют яркие истории успеха, в том числе на мировом уровне. Например, мультимедиатехнологии в Нижнем Новгороде или видеоигры и кино в Якутии.

1671721763_kalix-club-p-art-dizainer-professiya-vkontakte-47.jpg

Какие креативные секторы развиваются интенсивно, а какие, напротив, отстают?

Разные креативные отрасли изначально обладают разным потенциалом и разным экономическим эффектом. Какие-то из них имеют больший коммерческий потенциал и легко масштабируются, например, видеоигры. Им мало внутреннего рынка, и, если они не будут развиваться высокими темпами, то угаснут. Другие, скажем, ремесла, напротив, локальны: они не догонят первых по скорости развития, но могут стимулировать развитие смежных отраслей, например, через привлечение туристов. Поэтому сравнивать креативные отрасли между собой не лучшая идея.

При этом результаты исследования, проведенного Институтом национальных проектов совместно с Федерацией креативных индустрий, показывают, что в ближайшие 5-10 лет наиболее востребованной как в мире, так и в России будет IT-отрасль. Для других отраслей важно различать перспективы внутри страны и в мире. Так, в мире это еще индустрии видеоигр и симуляторов, рекламная индустрия (отечественный рынок может оказаться для них недостаточно большим). В России эксперты ожидают развития гастрономии.

В августе принят федеральный закон «О развитии креативных (творческих) индустрий». На ваш взгляд, полностью ли он позволяет урегулировать проблемные моменты в отрасли?

Конечно, в принятом законе есть пространство для улучшений. Подход к расчету креативной экономики через индустрии, во-первых, не учитывает обороты интеллектуальной собственности, а именно это является главной характеристикой креативной экономики. Во-вторых, с учетом наблюдаемого в России перетока креативных специалистов в некреативные индустрии показатели, которые будут рассчитываться по утвержденной методологии, вероятнее всего, начнут падать в ближайшие годы. Но креативная экономика при этом может расти, так как она включает не только креативные индустрии, но и креативных специалистов в некреативных индустриях. В-третьих, не утихают споры о том, почему одни отрасли вошли в число креативных, а другие нет.

Тем не менее, закон принят, и хорошо, что всем, кто участвует в развитии креативной экономики, теперь есть от чего отталкиваться и на что опираться. Имеется правовая основа для выстраивания работающих механизмов взаимодействия между креативными отраслями и властью. И если она докажет свою эффективность, распространить эти механизмы на новых игроков или устранить отдельные недостатки будет гораздо проще.

Для креативных индустрий очень актуален вопрос подготовки кадров. Как он решается?

Хотя Россия обладает солидными запасами человеческого капитала, опережая по отдельным его показателям государства-лидеры в области креативной экономики (например, по показателю охвата высшим образованием среди стран ОЭСР более высокое значение только в Канаде), структура человеческого капитала не оптимальна для креативной экономики. Россия уступает странам — лидерам развития креативной экономики по доле выпускников, окончивших программу по искусству и гуманитарным наукам: в 2019 году она заняла по данному показателю 75-е место из 89 стран (4,5% всех выпускников вузов).

Ситуация усугубилась с отъездом части специалистов, а также с оттоком специалистов из креативных отраслей в некреативные в условиях общего дефицита рабочих рук. Все это приводит к нехватке кадров, что подтверждается результатами исследования, проведенного Институтом национальных проектов совместно с Федерацией креативных индустрий. По мнению опрошенных экспертов, среди всех вызовов креативного сектора дефицит квалифицированных специалистов стоит на первом месте, дефицит квалифицированных управленческих кадров — на четвертом.

С какими еще сложностями сталкиваются креативные индустрии в России, и каковы перспективы их развития?

Можно выделить две глобальные проблемы, с которыми креативные индустрии России сталкиваются уже сейчас. Первая — растущая изолированность отечественного креативного сектора и расхождение трендов в креативной экономике России и мира. Если в мире доминируют тренды на универсальность, глобализацию, экологичность, то в России — на локальность, национальную идентичность и традиционность. Этот разрыв вынуждает креаторов делать выбор. Причем, если он осуществляется в пользу мировых трендов, то повышается вероятность отъезда команды из страны. Вторая проблема связана как раз с нехваткой квалифицированных кадров, ее мы уже обсудили.

В то же время у российской креативной экономики есть значительный потенциал. По оценке ряда экспертов, к 2030 году доля креативной экономики в мировом ВВП может достичь 10%, а это значит, отечественному креативному сектору есть куда расти. В отличие от сферы высоких технологий, на которую Россия делала упор в 2000-е годы, развитие креативной экономики не требует серьезных инвестиций со стороны государства. Порог входа на рынок большинства креативных товаров и услуг не настолько высок, а существенную долю занимают организации малого и среднего размера, не требующие значительной господдержки и гибко адаптирующиеся к меняющимся условиям. Распространение цифровых платформ и социальных сетей также снижает издержки распространения перспективного креативного продукта, что открывает путь талантливым людям даже без наличия у них значительных средств.

 |