Андрей Юрьевич, для чего вообще нужна аттестация экскурсоводов? Ведь, условно говоря, даже некачественно выполненная работа экскурсовода не несет угрозы обществу или конкретному человеку?

— На самом деле не все так просто. Экскурсия в силу своих особенностей (воздействие на все органы чувств, высокая эмоциональность) является мощным механизмом влияния на человека. Не случайно, что в свое время пристальное внимание экскурсиям уделяли большевики, понимавшие, как легко перековать человека, давая ему необходимую информацию и подбирая под соответствующие установки объекты показа.

Поэтому важной задачей поправок в законодательство стал запрет на ведение экскурсий негражданами России — экскурсоводы должны своей деятельностью создавать положительный имидж страны. А согласно самым последним поправкам, экскурсовод должен доносить достоверную информацию о «традиционных российских духовно-нравственных ценностях, историческом и культурном наследии Российской Федерации, ее культуре и исторической памяти».

Кстати, во многих развитых в туристском плане государствах действует абсолютно такая же норма и такие же требования донесения позитивного контента до зарубежных гостей экскурсоводом. То же самое я бы распространил и на отдельные регионы страны — важно, чтобы гиды красиво и интересно рассказывали о каждом отдельном субъекте РФ, подчеркивая самобытность отдельных территорий России и не допуская пренебрежительных оценок.

Вторая задача, которую решает аттестация, —формирование прозрачного контролируемого рынка экскурсионных услуг. Представьте себе — в России экскурсоводы 30 лет работали вне правового поля! В результате выросло целое поколение гидов, которые считают, что экскурсовод — абсолютно свободная «птица», которая может творить, что хочет, используя объекты природного и культурного наследия, дороги, элементы благоустройства, но при этом не платя налоги и ни за что не отчитываясь… Мы даже не знали, сколько реально в стране или в отдельных регионах гидов, не говоря уж о каких-то их обязательствах перед государством и обществом.

Ну и, наконец, повышение качества экскурсионных услуг. Для этого начавшие с осени 2022 года свою деятельность аттестационные комиссии разработали, как говорят в педагогике, фонды оценочных средств (вопросы, маршруты и т.д.), которые позволяют им как экспертам требовать определенные знания, умения и навыки от аттестующихся и оценивать качество их работы.

А как вообще проходит аттестация?

— Сначала соискатель (человек, желающий аттестоваться) подает документы в региональный орган исполнительной власти в сфере туризма. Документы должны показать, что соискатель имеет высшее или среднее профессиональное образование и окончил курсы ДПО (дополнительного профессионального образования) по экскурсионной деятельности. В случае наличия таковых документов он допускается до квалификационного экзамена.

Экзамен состоит из двух этапов. На первом этапе проверяются теоретические знания соискателей — они пишут тест (как раз вопросы к нему и разрабатывают в основном члены комиссии) по истории, культуре, географии, достопримечательностям региона, экскурсионной методике, правовым и психологическим аспектам работы гида.

В случае успешного прохождения первого этапа соискатель допускается ко второй — практической — части экзамена. Здесь он должен продемонстрировать комиссии фрагмент экскурсии по определенному маршруту и рассказ о выбранном объекте на нем. И вот тут возникает определенная проблема. В полной мере смоделировать экскурсию в кабинетных условиях крайне сложно, да и с определением маршрута не все так просто, ведь каждый экскурсовод имеет свои наработанные траектории ведения экскурсионной группы.

DSC06569.jpeg

Кто же эти «вершители судеб» — члены аттестационной комиссии?

— Комиссия создается и комплектуется постановлением регионального органа исполнительной власти и должна включать минимум 2/3 представителей экспертного сообщества — от ведущих музеев, туроператоров, экскурсоводов, вузов. Конечно, желательно, чтобы члены комиссии также имели опыт работы гидами. Например, в ярославской комиссии по аттестации из 11 членов 9 имеют опыт работы экскурсоводами, а 6 уже являются аттестованными экскурсоводами. В случае, если аттестацию проходит гид-переводчик, в состав комиссии приглашается эксперт со знанием языка. И, опять же, мы стараемся, чтобы он был из экскурсоводов.

Вы упомянули о региональном характере аттестации. Как это воплощается на практике?

— России с ее размерами и географическим, историческим, конфессиональным разнообразием территорий просто необходим региональный подход к аттестации. Именно поэтому аттестация экскурсоводов проводится в каждом субъекте страны отдельно — реализуют ее региональные органы исполнительной власти в сфере туризме, формируя свои требования к соискателям. И соискатель, прошедший аттестацию, получает право работать экскурсоводом в конкретном субъекте.

Правда, он может заявиться и на несколько субъектов, но тогда на аттестации должны присутствовать представители заявленных им регионов. А согласно последним поправкам в законодательство, внесенным по рекомендации Федерации ассоциаций российских гидов, соискатель может заявиться на аттестацию и по одному муниципальному образованию. Это было сделано потому, что бОльшая часть гидов (до 80%) проводит экскурсии исключительно в одном городе.

Прошло уже два года с начала активной стадии аттестации — первые аттестационные комиссии заработали осенью 2022-го. Можно подвести определенные итоги?

— И можно, и нужно. По всей России комиссиями проведена огромная работа — на данный момент количество аттестованных экскурсоводов (гидов) и гидов-переводчиков почти достигло 10 тысяч человек.   


Рис. 1. Количественные показатели аттестации экскурсоводов (гидов) и гидов-переводчиков в РФ в период с марта 2023 г. по декабрь 2024 г.

Данилов-6.jpg

(На основании Реестра экскурсоводов (гидов) и гидов-переводчиков Министерства экономического развития РФ, график составлен А. Ю. Даниловым. Данные на 13.12.2024 г.)


Если в первые полгода аттестация началась только в 54 субъектах РФ (61%), спустя год после старта — в 78 субъектах (88%), то на конец 2024 года из «старых» субъектов РФ пока не аттестовывали гидов только в Республике Тыва.

Безусловным лидером по количеству аттестованных является Санкт-Петербург — 1609 человек. Такие показатели обусловлены как высоким спросом на экскурсионные услуги в Северной столице и огромным количеством объектов показа, так и тем, что здесь уже с 2008 года проводилась своя региональная аттестация экскурсоводов — стало быть, был накоплен большой опыт ее проведения, да и гиды привыкли к необходимости данной процедуры.

На втором месте с большим отрывом идет Москва — она долго «раскачивалась», ожидая внедрения соответствующих программ автоматизации данного процесса, и лишь с лета нынешнего года по-настоящему включилась в процесс аттестации. Третье место Республики Крым тоже понятно — здесь, как и в Петербурге, играют роль два фактора: большой турпоток и наличие многолетней традиции проведения аттестации. А вот четвертое и пятое места Республики Татарстан и Ярославской области — показатель как развитости культурно-познавательного туризма в регионах, так и качественной работы комиссий, выстроивших доверительные отношения с профессиональным сообществом.     


Рис. 2. Субъекты РФ лидеры по количеству аттестованных экскурсоводов (гидов) и гидов-переводчиков

Данилов-7.jpg

(На основании Реестра экскурсоводов (гидов) и гидов-переводчиков Министерства экономического развития РФ, график составлен А. Ю. Даниловым. Данные на 13.12.2024 г.)


Какие проблемы возникают в процессе аттестации, и какие пути ее совершенствования вы видите?

— Анализ статистики и состава комиссий по регионам России показывает, что чем больше в комиссиях доля практиков (экскурсоводов, туроператоров), тем больше количественные показатели аттестации в связи с бОльшим доверием к таким комиссиям соискателей. Моя рекомендация к региональным властям — не бояться вводить в комиссии опытных гидов и местных туроператоров: именно они знают, какой объем информации и какие навыки в реальности требуются от экскурсовода.

Вторая проблема — отсутствие четкого регламента проведения практической части аттестации. Она на то и практическая, что в ходе нее должны оцениваться навыки ведения экскурсии. Вместе с тем опросы показывают, что многие комиссии (до 60%) проводят эту часть экзамена в виде простого устного ответа на краеведческие вопросы, не оценивая методы показа объектов (а ведь показ в экскурсии имеет главенствующую роль) и коммуникативные навыки. Считаю необходимым более точно прописать формат практической части экзамена, дабы он позволял выявлять всю совокупность знаний, умений и навыков аттестуемого. И проводить его в формате ВКС только в крайних случаях (географические особенности региона, погодные условия, проблемы со здоровьем соискателя) — дистанционный формат не позволяет в полной мере оценить экскурсионное мастерство.

Еще одна проблема — в законодательстве не обозначена позиция: требуется ли аттестация сопровождающих и гидов, ведущих подорожные экскурсии в автобусах при осуществлении экскурсионных поездок в другие регионы? Понятно, что автобусные туры (и даже однодневные поездки) затрагивают часто несколько субъектов РФ. Как быть? Передавать микрофон другому гиду при пересечении административной границы? Но это крайне сложно, если не невозможно.

Ну представьте: обычная однодневная экскурсионная автобусная проездка из Ярославля в Москву проходит через четыре субъекта РФ. Значит, ведущий подорожную экскурсию должен сдавать аттестацию сразу по четырем регионам России? Да таких специалистов в Ярославле можно найти максимум 10 человек, а поездки в Москву довольно частые. Необходимо исключить автобусные подорожные экскурсии из обязательной аттестации.

Ну и, конечно, всех сейчас волнуют эффективность и корректность государственного контроля за исполнением ФЗ № 132 в части аттестации. Ведь уже с 1 марта 2025 года начинает действовать жесткий запрет на проведение экскурсий без аттестации и, соответственно, региональный контроль за исполнением этого требования.

WhatsApp Image 2024-03-30 at 12.04.14.jpeg

А как он будет проводиться, уже известно?

— В общих чертах — да. ФЗ «Об основах туристской деятельности» еще в марте 2024 года был дополнен статьей, согласно которой контроль за соблюдением требований к аттестации экскурсоводов будет реализовываться представителями регионального органа исполнительной власти в сфере туризма «в форме постоянного рейда». Как это будет осуществляться на практике — большой вопрос.

Например, может ли представитель РОИВа подойти к экскурсоводу и потребовать предъявить подтверждающую аттестацию идентификационную карточку прямо во время экскурсии? Ведь это может оказать негативное влияние на качество самой услуги — мы же работаем в экономике впечатлений, а экскурсия зачастую представляет собой театральное действо. А если гид (бывает такое) забыл свой бейдж? И если выявлено, что экскурсию ведет неаттестованный гид — прерывать его сразу или давать довести экскурсию, потребовав затем явиться в соответствующие органы? А с другой стороны, слишком лояльный или несистемный контроль может подтолкнуть не аттестовавшихся лиц к противозаконной деятельности.

Вопросов много. И от того, как они будут решаться, зависит дальнейшая эффективность аттестации, да и в целом ситуация с рынком экскурсионных услуг.

Как вы вообще оцениваете роль экскурсовода в сфере туризме на современном этапе его развития? Каким требованиям (помимо аттестации) должен отвечать современный экскурсовод?

— Современный экскурсовод — это интересная личность. Интересная своими знаниями, неравнодушием, готовностью оказать помощь гостю региона. Поэтому качественный экскурсовод будет востребован всегда — я не верю в конкурентоспособность аудиогидов и искусственного интеллекта настоящим гидам. Ибо живое общение, в том числе юмор, и гибкость в отношении клиента, которое дает квалифицированный гид, пока в обозримом будущем ИИ заменить не сможет. Туристу экскурсовод интересен как знаток, как представитель территории, как носитель культурного кода и советчик. В общем, он интересен как личность.

А теперь о роли в туризме. Ни один представитель индустрии туризма и гостеприимства не имеет такого длительного общения с гостями территорий, как гид. Он общается с туристами часами. И именно экскурсовод поэтому лучше других представителей турсферы знает, чего хочет гость, чего ему не хватает в дестинации, чем он недоволен, а что, наоборот, вызывает восторг. Экскурсовод находится на самом передовом крае туристского фронта.

А еще экскурсовод — имиджмейкер территории. От того, что он говорит и что и как показывает, может зависеть общее впечатление от города или в целом от местности. Поэтому считаю, что экскурсионная работа хоть и не столь заметна, как работа отелей, но крайне важна в сфере туризма и гостеприимства.

А в регионах познавательной направленности экскурсовод — вообще ключевой субъект туристской индустрии. И именно поэтому происходящие сейчас процессы аттестации экскурсоводов (гидов) и гидов-переводчиков так важны для всей социально-экономической жизни страны.