Одно из них — Китай. Как сообщило в январе Главное таможенное управление КНР, в 2023 году объем торговли между Россией и Китаем достиг рекордных $240,11 млрд, увеличившись на 26,3%.

Импорт российской продукции в КНР увеличился до $129,14 млрд — на 12,7%, а экспорт — на 46,9%, почти до $110,97 млрд. Рост товарооборота между двумя государствами уже устойчивая тенденция: в 2021 году он составил $146,88 млрд, а в 2022-м по сравнению с 2021-м увеличился до $190,27 млрд. Результатом переориентации на китайское направление стал рост железнодорожных грузовых перевозок в сообщении с Китаем. По данным ОАО «РЖД», за 2022 год перевезли более 120 млн тонн грузов, а за девять месяцев 2023-го — более 128 млн тонн. В 2023 году Китай и Россия значительно увеличили темпы грузооборота по ж/д мосту через реку Амур: по состоянию на октябрь прошлого года, среднемесячный грузооборот между двумя государствами вырос более чем в пять раз. Железнодорожный коридор, отмечают эксперты, имеет большой потенциал для транспортировки грузов. На доставку по железной дороге приходится около 15% контейнерного импорта. В 2023-м цифра выросла — в начале года соотношение морского и ж/д транспорта было 95% на 5%. При этом, как рассказали в пресс-службе ГК «Деловые Линии», большинство грузов (85%) из Китая доставляется морем. Около 70% товаров приходит в порты Дальнего Востока, 30% — в порт Новороссийска. «За последние полгода мы наблюдаем увеличение доли грузов, поставляемых в Новороссийск», — отметили в пресс-службе компании.

Более 90% товаров, которые доставляют из Китая в Россию в контейнерах, — различное оборудование. Начиная с заказов для промышленных заводов и заканчивая компьютерными комплектующими и автозапчастями для небольших предприятий. Востребована также перевозка сантехники, удобрений и продуктов питания — они составляют около 10% от всех заказов. Что касается авиаперевозки, то количество заказов, доставляемых по воздуху, за последнее время увеличилось в 2,5 раза. Такой вид транспортировки выбирают в случае, если груз нужно доставить в кратчайшие сроки. Разница во времени доставки действительно заметная: контейнерная перевозка занимает в среднем 45 дней, а авиа — 7-10 дней. Эксперты отмечают, что Россия преимущественно поставляет Китаю морепродукты, сельхозпродукцию, металлы, древесину и энергоресурсы. КНР же ввозит в РФ технику, промышленное и специализированное оборудование, автомобили, игрушки, обувь и другие товары. Причину успешного развития этого направления эксперты видят в расширении агентской сети. «Широкая агентская сеть с терминалами консолидации в крупных портовых городах и узловых станциях позволяет выполнить доставку практически любого груза (кроме опасных), в том числе нестандартных и негабаритных удобным маршрутом», — рассказали в ГК «Деловые Линии».

В январе в компании FESCO тоже отметили, что расширение агентской сети позволило запустить регулярные морские контейнерные перевозки из Бангладеш и Мьянмы во Владивосток с трансшипментом в портах Китая и Вьетнама. Эксперты сходятся во мнении и о том, что развитие перевозок между Россией и Китаем — направление, имеющее большие перспективы.

 |