Летом принят федеральный закон «О развитии креативных (творческих) индустрий». По вашему мнению, как этот документ отразится на судьбе отрасли? Все ли в нем вас устраивает?

Начнем с того, что официально закреплено понятие «креативные индустрии». Это происходит в России впервые, и это огромный шаг вперед: креативные индустрии, креативная экономика получают официальный статус и выходят из тени. Что же вшито в понятие «креативные индустрии»? Прежде всего, экономическая деятельность, непосредственно связанная с созданием, распространением и реализацией уникальных и ценных, с экономической точки зрения, продуктов. То есть креативные индустрии создают продукты, которые пронизывают жизнь современного человека и обладают добавочной стоимостью в виде интеллектуального капитала, основанного на авторском праве. Но в первую очередь это экономическая, а не творческая деятельность.

Сам по себе закон — это рамка, закрепляющая полномочия правительства и органов власти в сфере креативных индустрий и обозначающая пунктиром особенности господдержки их субъектов. Что важно? Во-первых, формирование единого реестра субъектов креативных индустрий. В него войдут сведения о физических и юридических лицах, а также об индивидуальных предпринимателях, занятых в данной области экономики. Вместе с тем в законе обозначено, что каждый регион сможет выбрать приоритетные для себя индустрии и сделать упор на их развитие и поддержку. Это свидетельствует о возможности диверсификации различных отраслей креативной экономики страны.

Задача АНО «Креативная экономика», форумов, которые мы проводим, — помочь регионам найти свою креативную специализацию, создать коммуникацию между властью, креативным бизнесом и населением. По сути, мы вместе ищем региональную идентичность, специфику и креативный потенциал, которые совокупно будут способствовать росту экономики региона и привлекать в него людей для жизни, карьеры и самореализации.

Один из флагманских проектов АНО «Креативная экономика» — Российская креативная неделя. Как она прошла в 2024 году? Какой вывод можно сделать о динамике развития в стране креативных индустрий?

Российская креативная неделя — крупнейшее федеральное событие в сфере креативных индустрий, объединяющее представителей всех направлений в одном пространстве и представляющее их лучшие разработки, проекты и успешные кейсы. В нынешнем году мы заключили более 10 соглашений о партнерстве — это и регионы, и крупные компании, и институты развития. Мы впервые в Москве провели комиссию Госсовета по направлению «Экономика и финансы» на тему креативной экономики. В 2022 году правительство утвердило концепцию развития креативных индустрий, планируется увеличить их долю в экономике до 6%. И главным вопросом на комиссии в рамках Российской креативной недели стала декомпозиция этих целей с учетом специфики регионов. Ведь они развиваются неоднородно: есть явные лидеры, и есть внушительный список догоняющих. Поэтому важно правильно распределить нагрузку, чтобы каждый регион в силу своей специализации сделал собственный вклад в общее дело.

Что касается выводов… У регионов (десятки руководителей субъектов были на нашем форуме в Москве, и нам удалось наметить общие цели и первые шаги реализации) появляется все больше понимания для чего вообще нужны креативные индустрии. Это и развитие территорий, и улучшение качества жизни, и конкуренция лучших специалистов. Без креативных индустрий только на сырьевом потенциале развития не будет. Я вижу, как регионы не только живо интересуются темой, но и реально хотят двигаться в сторону развития, поиска своей креативной специализации. Именно поэтому Российская креативная неделя как инструмент стала за последние годы очень востребованной: с нами и Урал, и Дальний Восток, и Сибирь, а впереди еще новые регионы, которые подписали соглашение о сотрудничестве и хотят двигаться вместе.

Главные тренды в креативных индустриях в России я обозначу так: суверенитезация и поиск своей идентичности. Поясню: после ухода западных компаний, брендов, рекламодателей потребовалось время, чтобы стать автономными, произошло полное перестроение внутреннего рынка, в том числе и креативного, и процесс продолжается. Это касается и кино, и моды, и гастрономии, и музыкальной индустрии, и дизайна. Поиск своего продукта, своего зрителя, своего потребителя. И второй момент: идентичность, а это уже про смыслы, миссии, которые заложены в креативные продукты, ответ на вопрос, кто мы? Отсюда и достаточно интенсивное развитие локальных брендов, компаний, продвигающих свою идентичность.

Kreativnaya-nedelya-Uss2.jpg

АНО «Креативная экономика» вручает Российскую национальную премию в сфере креативных индустрий. Какие проекты, отмеченные в ее рамках, вы считаете особенно показательными, значимыми и интересными?

Наша премия — высшая награда креативного сообщества, все ее лауреаты — люди и проекты, которые сделали значительный вклад в развитие креативных индустрий, создали тренд, удивили, обогатили, развернули креативный рынок России. Это и проекты в области развития территорий (в прошлом году победителем стала Москва с кинокластером), и цифровые проекты, и детские, и просветительские.

Какие регионы можно считать флагманскими, где креативная экономика развивается наиболее активно?

Каждый регион обладает своими уникальными особенностями и преимуществами, которые он стремится использовать для развития креативных индустрий. Это касается таких сфер, как кино, мода и гастрономия. В регионах создаются специальные организации для поддержки и развития креативных индустрий — институты развития, а также открываются креативные кластеры, где предприниматели и творческие люди могут работать и обмениваться опытом. В Пермском крае, например, создана кинокомиссия, которая занимается реализацией программы рибейтов и кинопроизводства. В регионе установлен максимальный на территории РФ размер субсидии — до 50%.

Красноярский край — край гастрономии: в 2020 году здесь открыт Институт гастрономии. Первый в России вуз в сфере гастрономии и единственный в стране кампус одного из самых престижных в мире учебных заведений для поваров институт Поля Бокюза всего за несколько лет превратил Красноярск в центр гастрономических компетенций. В Якутии принят закон о господдержке кинематографистов, создана кинокомиссия Дальневосточного федерального округа. В 2023 году выпущено 10 новых якутских фильмов, которые принесли значительные кассовые сборы.

Moskva_Fest.jpg

В основе развития любой отрасли лежит кадровый ресурс. Полностью ли сегодня удовлетворяется потребность в специалистах на рынке креативных индустрий? Если нет, то как исправить ситуацию?

Креативные индустрии первыми, по большому счету, чувствуют разрыв, который существует между системой подготовки кадров и потребностями рынка. В креативных индустриях все очень быстро меняется, и креативной экономике наиболее подходит принцип — нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать, как минимум, вдвое быстрее.

Рынки недостаточно включены в коммуникацию с Министерством науки и высшего образования РФ и пытаются решить кадровую проблему своими силами, понимая, что образование, прежде всего, мы говорим о высшем, малоадаптивно, оно не успевает за изменениями, которые происходят в мире, в экономике, за запросами, которые формируют рынок и ведущие технологические компании. Профессиональные навыки в высшем образовании быстро устаревают. Если в случае со школьным образованием есть понимание, что это базовые знания, нужные в любом случае, то высшее образование должно подготовить человека к работе, быть практико--ориентированным.

И здесь возникает вопрос, как и где найти баланс между фундаментальным образованием, наукой и практико-ориентированным образованием? Сегодня достаточно большое количество задействованных в креативных индустриях людей ориентируются на возможность быстрой смены профессии. Одна работа на всю жизнь уже не является ведущим ориентиром, и даже многие родители, которые проработали всю жизнь в одной организации, понимают, что уровень турбулентности сегодня не дает основания выбирать такую траекторию. С одной стороны, это создает возможности для частного и дополнительного образования, с другой — для государственного, которое тоже должно меняться.

В отсутствие качественной вузовской подготовки бизнесу часто приходится учить работников за свой счет, и компании берут просто специалиста с хорошим фундаментальным образованием, создают свои стандарты. Мы видим и то, как вузы открывают школы по профильным направлениям: кино, звукорежиссура, дизайн, анимация, журналистика, медиа-коммуникации и другие. Технопарки и креативные кластеры — «Мосфильм», Artplay, «Винзавод» реализуют образовательные программы, стараются не только работать с получившими профильное образование дизайнерами, художниками, галеристами, но и занимаются подготовкой новой волны.

Вывод я бы сделала такой: важно постоянно переосмысливать действительность и те профессии, которые сегодня существуют. Мы понимаем, что завтра будет уже другая потребность в кадрах.

Ваши прогнозы: как креативная экономика будет развиваться в ближайшем будущем? Как сделать это развитие максимально результативным и ускорить его темпы?

Рост креативной экономики России обусловлен в том числе освобождением ниш, которые активно занимаются. Причем, не только отечественными игроками: азиатские компании достаточно интенсивно проникают на креативный рынок. Простой пример: интерес к южно-корейской культуре как мировой тренд, который не обошел стороной и нас. Корейская волна, внутри которой и музыка, и фильмы, и техника, и сериалы. По некоторым данным, в России тематические паблики k-pop в ВК посещают около 10 млн человек. 30% детей в возрасте 12-17 лет заявили, что любят аниме, а 63% девочек в возрасте 9-17 лет считают, что модно быть фанатом корейских поп-звезд и актеров. Это данные Mediascope.

По книжному рынку ситуация такая: продажи китайской литературы за год выросли на 82%, а финальная часть серии «Благословение небожителей» попала в топы читательского интереса. За последний год в несколько раз увеличились и продажи китайского фантаста Лю Цысиня, который известен по книге «Задача трех тел». Это в том числе связано с экранизациями «Задачи трех тел», одну из которых выпустил Netflix.

Надо понимать, с уходом западных компаний мы не остались предоставлены сами себе. Креативный рынок развивается, изменяется, на него приходят новые игроки, западные компании проникают через пиратские продукты, новые тренды. И дальше все будет зависеть лишь от того, насколько отечественные компании способны конкурировать, создавать качественные продукты, интересные проекты и предлагать новые решения. 

 |