В первую очередь речь идет об углеводородах, минеральных удобрениях и продукции растениеводства.
Для России это станет возможностью реализовывать, к примеру, свой газ на «санкционном» европейском рынке под видом нейтрального турецкого, для Турции — шанс стать посредником и контролером цен на стратегически важных рынках ЕС, Северной Африки и Ближнего Востока. За счет этого эксперты ожидают в среднесрочной перспективе роста товарооборота между странами с 33 млрд в 2021 году до 100 млрд долларов. За 9 месяцев 2022 года он достиг 47 млрд долларов.
Новость крайне важна для отечественной экономики, так как с октября президент РФ предложил перенаправить высвободившиеся в результате теракта на трубопроводе «Северный поток» объемы газа на юг. За счет этого Турция готова во Фракии, на северо-западе страны, создать газовый хаб, который начнет продавать сырье заинтересованным потребителям. Несложно предположить, что ими станут государства Европы, обложившие санкциями Россию и договорившиеся постепенно отказаться от российского газа. Теперь же газ с турецкого хаба уже как бы не будет считаться «сырьем диктаторского режима», ибо через этот хаб Турция намерена также продавать газ из Азербайджана, Туркмении, Ирака и Ирана.
При этом Фатих Донмез добавил, что его страна желает быть не просто транзитным поставщиком газа для европейских государств, но и создать распределительный центр (хаб), используя специализированную биржу, находящуюся в Стамбуле. Здесь будут проводиться оптовые сделки между поставщиками и покупателями из соседних стран. Помимо природного газа Турция планирует стать площадкой и для перепродажи СПГ.
С другой стороны, турки надеются из-за возросших объемов выбить скидки на российский газ, получая двойную выгоду и от поставок подешевевшего сырья, и от транзита. К тому же привлечение к сбытовому проекту конкурентов России на газовом рынке должно сделать ее более сговорчивой. Для Москвы этот вариант даже при ценовом дисконте также выгоден, ибо позволяет диверсифицировать выпавшие европейские объемы «Северного потока» (150 млрд кубометров в год) через южный маршрут. При биржевых ноябрьских фьючерсах в 2 тыс. долларов за 1 тыс. кубометров это очень кстати для бюджета РФ. К тому же оплата даже четверти проданного объема в рублях может серьезно поддержать национальную валюту.
Улусой даже предсказал снижение стоимости грузоперевозок в случае, если Турция «становится зерновым центром».
Для Турции создание зернового распределительного центра — предел мечтаний. Страна, сама выращивающая 20 млн тонн зерна, является одним из главных мировых мукомолов (550 предприятий, для сравнения: у России — 300). Консолидировав у себя зерновые потоки из Причерноморья, она сможет заметно влиять на мучной бизнес ЕС и ЕАЭС.
Учитывая, что Европа практически закрыта для отечественного туриста, поток отдыхающих в республику в обозримом будущем будет только нарастать. На это не повлияет даже запрет с 1 ноября 2022 года на полеты над Турцией авиалайнеров с двойной регистрацией (в российском реестре и в реестре Бермудских островов), так как россияне предпочитают либо «Турецкие авиалинии», либо самолеты отечественных авиакомпаний, но находящиеся в российской собственности и с российской регистрацией, считает генеральный директор Pegas Touristik Анна Подгорная.
Интересно, что вырос турпоток россиян в ранее непопулярный Мерсин в Киликии. Местные эксперты связывают это с большим притоком отдыхающих, работающих на строительстве АЭС в Аккую, и членов их семей. В пиковый период здесь трудятся до 10 тыс. человек, что позволяет заполнять на выходные отели в районах Гюльнар и Силифке. Президент Ассоциации туризма Силифке Али Кючюк уже призвал турецкие компании начать инвестиции в пляжные районы Мерсина и построить там вместительные отели.