В начале 70-х только к реализации проекта Всесоюзной краеведческой экспедиции «Моя Родина — СССР» были привлечены более 16 млн юношей и девушек. За время проведения Олимпиады в Москве в июле-августе 1980 года «Спутник» принял 101 348 туристов (64 147 советских и 37 201 иностранного) из 45 государств. Всего через объятия «Спутника» с 1958 года прошли свыше 120 млн человек. Сегодня под брендом «Спутник» объединены более 400 предприятий в семи странах, и более тысячи квалифицированных сотрудников заняты в 16 отраслях, смежных с туризмом.

Прорыв «железного занавеса». Середина 50-х годов прошлого века стала эпохой эйфории для руководства Советского Союза. Восстановившаяся от последствий войны и необоснованных репрессий страна стремительно набирала обороты. Шел экономический подъем, осваивалась целина, росли темпы промышленного развития, активно реализовывались космические проекты.

На международной арене новый советский лидер Никита Хрущев занял активную позицию. После формирования «социалистического блока» в Европе, подавления попыток антикоммунистических мятежей в ГДР и Венгрии, начала крушения колониальной системы в мире руководство СССР взяло курс на относительную открытость и привлечение сторонников собственной идеологии в странах «нового мира». А поскольку в безинтернетный век единственным источником знаний о чужой стране и ее режиме являлся спортивный, культурный и деловой туризм, в Кремле решили развивать именно этот сегмент. Более того, в правительстве осознавали, что партфункционерам и откровенным пропагандистам за рубежом доверия не будет, поэтому делали ставку на развитие молодежного туризма как наиболее активного и пассионарного слоя населения, а чтобы без вольнодумских глупостей — под эгидой ВЛКСМ.

Иностранцев в СССР обслуживал государственный «Интурист», собственных граждан — Центральный совет по туризму и экскурсиям ВЦСПС, но они больше ориентировались на зрелое поколение и заслуженных, доказавших свою лояльность передовиков-работяг. Молодежью же не занимался никто. А ведь именно молодые люди в Европе, Азии, Африке и Латинской Америке были наиболее действенной силой в политическом и студенческом движении. Через них устраивались антивоенные (США, Великобритания), антиколониальные (Франция, Великобритания, Ближний Восток, Африка), антифашистские (Германия, Япония) акции. Через них в общество проникали левые и антиклерикальные идеи.

Чтобы «оседлать» это движение, в Кремле задумали и провели в 1957 году в Москве VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов. За «железный занавес» впервые попали сразу 34 тысячи борцов за мир и социальную справедливость из 131 государства. Молодые интернационалисты давались диву, наблюдая за происходившим в чужой для них стране, которая запускала в космос спутники и о которой у них на родине рассказывали всякие небылицы. Идея фестиваля настолько пришлась по вкусу руководству СССР, что решено было форсировать создание молодежной туристической организации.


Старт «Спутника». 3 июня 1958 года Совет Министров СССР за подписью Анастаса Микояна выпустил распоряжение № 1731-рс о создании Бюро международного молодежного туризма (БММТ). Название пришло само собой — «Спутник» как настоящий бренд Советского Союза конца 50-х. Русское слово, появившееся во всех языках мира с момента триумфа советской космонавтики.

24 июня 1958 года вышло постановление ЦК ВЛКСМ «Об организации туристского обмена с зарубежными молодежными организациями», в котором определялись цели и ближайшие задачи новой организации. БММТ было создано при Комитете молодежных организаций СССР на хозрасчетной основе. Последнее было особо важно, ибо турбюро получало возможность работать с зарубежными странами на льготных условиях и без валютных затрат, исходя из того, что своим туристам предоставлялась скидка в размере 50% с действующих внутренних пассажирских тарифов для проезда по железным дорогам СССР, а также скидка в размере 75% с государственной пошлины, взимаемой за выдачу общегражданского заграничного паспорта. Преференции очевидны для не самого богатого молодого поколения в мире.

Со своей стороны «Спутники» должны были создать материально-технические условия для приема иностранных туристов: собственную сеть приличных молодежных гостиниц, центров, лагерей и баз, подготовить кадры для их обслуживания. В том числе и для идеологической обработки.

Доктор исторических наук, профессор кафедры истории Московского гуманитарного университета Владимир Криворученко в своей книге «Месяц в Штатах» признался, что по заданию ЦК КПСС и ЦК ВЛКСМ именно через туристические группы проводил идеологические беседы с иностранцами с целью побудить интерес к советской политической системе. Работу «комсомольских туристов» отнюдь не стоит путать с деятельностью спецслужб. В годы разгула маккартизма и шпиономании на Западе иных инструментов у Кремля для пропаганды советского образа жизни да и элементарной правды об СССР просто не было.

Главной точкой притяжения для БММТ стала молодежь, на которую и были направлены усилия «Спутника». Основные комсомольские туристические группы из СССР (от 500 до 2000 человек) отправлялись на молодежные форумы в Австрию в 1958 году, в Финляндию в 1962-м, в Софию в 1966-м, в Берлин в 1973-м.

Были заключены соглашения о приеме в Советском Союзе 1659 иностранных молодых туристов и об отправке в зарубежные поездки 1465 советских туристов. Иностранцев отправляли по наиболее раскрученным в СССР маршрутам: Москва — Ленинград и Москва — Кавказ. Туристы, находившиеся в Москве, участвовали в экскурсии по городу, знакомились с Московским государственным университетом, стадионом им. Ленина в Лужниках, московским метрополитеном. Каждая группа туристов посещала промышленные предприятия и участвовала во встречах с советской молодежью, которые организовывались столичными комсомольскими организациями. Для туристов из стран с развитым агропромом (Франция, Болгария) проводились выезды в подмосковные колхозы. Международные туристические лагеря были открыты на Черноморском побережье Кавказа, где «Спутник» устраивал «интернациональные костры дружбы».

Позитивный студенческий опыт побудил советское правительство уделить большее внимание развитию туризма. На базе БММТ в 1961 году был создан Совет по вопросам дальнейшего развития молодежного туризма с регулярным выездом советских граждан за границу. Главным образом в страны социалистического лагеря, который благодаря восстановлению отношений советского руководства с Югославией Иосипа Броз Тито и Кубинской революции значительно расширился.

В 1962 году были организованы поезда Дружбы советской и немецкой молодежи по маршрутам Москва — Берлин и Берлин — Москва, почти 19 тысяч иностранцев посетили СССР, 12 тысяч советских граждан выехали за рубеж. Были подписаны соглашения об обмене с Австро-Советским обществом дружбы, с «Югендтуристом», Болгарией и Югославией.

Хрущевская оттепель заложила основу отечественного международного туризма, показав, что за «занавесом» живут не монстры, а нормальные люди, интересующиеся мировой культурой, искусством, архитектурой, способные общаться на равных и отстаивать свои ценности не только с оружием в руках.

Взгляд внутрь. Карибский кризис, война во Вьетнаме, отставка Хрущева и общее обострение политической ситуации в мире вынудили руководство главной туристической компании СССР большее внимание уделить развитию внутреннего туризма. Благо в огромной стране всегда было куда отправиться на отдых.

Была разработана комплексная программа по приему и туристско-экскурсионному обслуживанию в СССР 2 млн советских и 531 тысячи иностранных туристов. ЦК ВЛКСМ утвердил эту программу и принял решение: «В целях широкого привлечения молодежи к путешествиям по стране, улучшения организаторской работы среди молодых туристов и их обслуживания создать в 1971-1975 гг., по мере развития молодежного туризма, при ЦК ВЛКСМ, союзных республик, крайкомах, обкомах комсомола отделения БММТ «Спутник».

Создавались мощный фундамент и инфраструктура целой отрасли, которой еще 10 лет назад попросту не существовало в стране.

«Свыше 50 тысяч юношей и девушек отдыхали на плавучих туристических базах, а по железнодорожным маршрутам ежегодно отправлялось свыше 100 туристско-экскурсионных поездов, в которых путешествовали свыше 36 тысяч туристов только по маршрутам выходного дня, — рассказал вице-президент Международной туристической академии Юрий Путрик. — Активно развивались автобусные путешествия и экскурсии в различных уголках Советского Союза. Своей деятельностью «Спутник» охватывал и семейный отдых молодежи, в том числе родителей с детьми, что, как известно, благоприятно влияет на укрепление семьи».

К пику своего «могущества» советский «Спутник» уже располагал разветвленной сетью подразделений, способной «переварить» миллионы туристов.

По данным исследователя Алексея Абукова, в 1988 году в систему «Спутника» входили 218 республиканских, краевых, областных и городских туристических подразделений, 19 туристических центров, 5 гостиниц. В том году, по оценке заместителя председателя БММТ Николая Королькова, через ее подразделения отдохнули порядка 5 млн человек.

Внутренний туризм рос значительными темпами. Если в 1959-1963 годах в СССР туристическими программами воспользовались 14 млн человек, то в 1983-1987 годах — 16,5 млн.

Кроме туризма, «Спутник» занимался патриотическим воспитанием подрастающего поколения. В 70-е годы под его эгидой была организована Всесоюзная краеведческая экспедиция «Моя Родина — СССР». В нее были вовлечены сотни тысяч школьников, студентов профтеххучилищ, работающая молодежь. Экспедиция за короткое время приняла общенациональные масштабы, стала стержнем всей туристко-экскурсионной работы. Она привлекла на свои маршруты 16 млн человек, прошествовавших турмаршрутами по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа. Только за 1976-1980 годы на внутрисоюзных маршрутах «Спутника» побывало порядка 11 млн человек. В стране было создано около 5 тысяч клубов экспедиции «Моя Родина — СССР».


Держи карман шире. Путевки «Спутника» стали одной из форм поощрения за отличную учебу и работу на предприятиях. 30 тысяч человек получили бесплатные путевки в международные молодежные центры. Это было особо важно, учитывая незначительный доход молодых людей и уж тем более их скромные валютные возможности.

В конце 70-х годов руководство БММТ наладило двухсторонние связи с 518 организациями 84 государств как на договорной основе, так и на основе корреспондентских отношений. Разработанная система и механизм безвалютного обмена оказались настолько удачными, что за короткое время к соглашению примкнули молодежные турфирмы из 45 стран.

Принципы безвалютного обмена позволили создать условия для зарубежных поездок школьников, студентов, учителей и преподавателей вузов, творческой и работающей молодежи. К примеру, для путешествия в Индию советские туристы получали скидку до 75% от полной стоимости тура, в Монголию, КНДР, Вьетнам — 72%, в ряд государств Западной Европы, Африки и Латинской Америки — 50%.

По мере крушения колониальной системы и появления на карте мира новых стран в географию «Спутника» вошли туристические маршруты в Венесуэлу, Грецию, Португалию, Камерун, Замбию, Панаму, Бразилию… Счастливчики, сумевшие достать путевки на отдых в зарубежные страны с «правильной» политической ориентацией, могли рассчитывать на то, что она обойдется им не более чем в 30% от полной стоимости тура.

Главный герой фильма «Бриллиантовая рука» Семен Семенович Горбунков не был олигархом или партократом. Обычный советский старший экономист «Гипрорыбы» на свою зарплату и причитающиеся по «Спутнику» льготы смог себе позволить совершить круиз по Средиземному морю и побывать «в Лондоне». При этом фильм воспринимался не как фантастика, а как обыденное событие в жизни обыденного советского человека и хорошая работа главного туристического бюро СССР. 

 |