Генеральный директор компании «ЭкспоФорум-Интернэшнл», президент Российского союза выставок и ярмарок Сергей Воронков не сомневается, что конгрессно-выставочная отрасль становится ключевым драйвером социально-экономического развития страны.

Масштабные выставки и форумы, по сути, выполняют функцию отраслевых министерств в тех сферах, где нет соответствующего регулятора. Они собирают знания, опыт, компетенции. Отрасль также стала новым институтом социализации и формирования гражданского общества. Выставка «Россия» на ВДНХ, которую посетили 18 млн человек, выставка «Мой Петербург» и другие проекты подтвердили, что крупные события могут не только обеспечивать заключение контрактов, но и повышать гражданственность, патриотизм, воспитывать любовь к родине.

По организации выставок, конгрессов и ярмарок на рынке работает более 5 тыс. компаний. Их годовой оборот достигает 200 млрд рублей. Стратегия развития отрасли, утвержденная Правительством РФ, ставит цель нарастить объем конгрессно-выставочного рынка до 300 млрд рублей к 2030 году.

«Утвержденные стратегией задачи напрямую связаны с национальными целями развития нашей страны, обозначенными в прошлом году президентом России Владимиром Путиным, — делится Сергей Воронков. — И масштабирующим фактором здесь выступает развитие в регионах, ведь стратегическое продвижение территории, как показывает мировой опыт, начинается со строительства конгрессно-выставочной инфраструктуры. В России уже есть кейсы, на которые можно ориентироваться: Казань, Екатеринбург, КВЦ «ЭкспоФорум» в Санкт-Петербурге, где ежегодно проходит ПМЭФ, и который за 10 лет стал драйвером экономического и социального развития города и страны. Во всех городах с населением свыше 500 тыс. жителей должен быть свой конгрессно-выставочный центр. Пока даже не все города-миллионники могут этим похвастать. Такая инфраструктура есть в 15 из 16 из них, а из 14 городов с населением больше полумиллиона — только в 4. 65 из 89 регионов России не обеспечены должной конгрессно-выставочной инфраструктурой совсем. Мероприятия там приходится проводить на стадионах, в домах культуры, университетах. В России необходимо создать 5-6 независимых экономических центров, это будет реальный прорыв и новые возможности для экономического и социального роста регионов и страны в целом. Управление развитием через событие сегодня признано самым эффективным».

В субъектах уже есть успешные примеры крупных событий в регионах: «Иннопром» в Екатеринбурге, «Цифровая индустрия промышленной России» в Нижнем Новгороде, международные угольные форумы на Кузбассе. Международная судостроительная выставка «Нева» дала старт сетевым проектам в Архангельске, Москве и Владивостоке. В перспективе — Калининград и Мурманск. И число таких примеров в ближайшие годы будет расти. Кроме того, Российский союз выставок и ярмарок совместно с ВШЭ в рамках ее проекта «Атлас экономической специализации регионов РФ» создает территориально-отраслевую матрицу и общероссийский календарь событий, показывающие, где, когда и что проводить, куда ехать. «У каждого региона есть уникальные компетенции, неповторимые в рамках страны, а некоторые и в мировом масштабе. Поэтому в каждом субъекте должны проходить ключевые события федерального и международного масштаба по основным специализациям и компетенциям в экономике, науке, политике, культуре, туризме», — подытожил Сергей Воронков.

 |