Труппе театра рукоплескали зрители Европы и Азии. На его счету — десятки престижных международных и российских наград и свыше 130 постановок. Обозреватель журнала «Вестник экономики» побеседовал с художественным руководителем — генеральным директором Музыкального театра, заслуженным деятелем искусств России, председателем Ростовского отделения СТД РФ о старте нового театрального сезона и не мог не затронуть не только тему искусства, но и инициатив Общественной палаты РО, где Çfl˜ÂÒ·‚ äÛ˘Â‚ является бессменным председателем на протяжении 10 лет.

Вячеслав Митрофанович, учреждения культуры и искусства, зрители пережили непростые времена, связанные с коронавирусом. Только с марта разрешена 100-процентная заполняемость зала. Зритель сразу же воспользовался этой возможностью? Как вы оцениваете стартовавший в сентябре уже новый, 24-й или, если вести исчисление еще от Ростовского музыкального театра комедии, то 92-й театральный сезон в Музыкальном театре?

Мы рады, что ограничения, связанные с коронавирусной инфекцией, позади. Как и в предыдущие сезоны, в этот мы вошли с премьерами — одноактными балетами «Призрачный бал» Фридерика Шопена и «Кармен-сюита» Жоржа Бизе в транскрипции Родиона Щедрина. Это постановки, о которых мы мечтали буквально с первых дней основания балетного цеха, репертуарной балетной школы, которой на тот момент на юге России не было (речь идет о начале 2000-х гг. — Прим. ред.). В ноябре состоялась еще одна премьера — мюзикл «Алые паруса» Максима Дунаевского. Конечно же, зрителей ждут и новогодние представления.

После коронавирусных ограничений театры, не только наш, переживают зрительский бум. Общество соскучилось по театральной жизни за этот период.

Удалось ли театру материально и морально восстановиться, не пришлось ли в тот непростой период сокращать штат?

Мы всегда уважительно и бережно относимся к коллективу и к финансовому вопросу. Даже в тот период мы не только сохранили коллектив, но и укрепили его новыми людьми, сохранили все социальные обязательства и заработную плату. Когда в 1999 году мне предложили возглавить театр, я понимал, что мы будем создавать фундаментальный театр, работающий в разных музыкальных жанрах, а не только в оперетте, которой на весь Советский Союз славился до этого Ростовский театр. И мы создали такой театр, за работу которого сейчас не стыдно. Хотя на первоначальном этапе было очень и очень непросто. Мы сформировали репертуарную балетную труппу (благодаря инициативе Вячеслава Кущева при Ростовском училище искусств открыто хореографическое отделение. — Прим. ред.), репертуарную оперную труппу, симфонический оркестр, детскую хоровую капеллу… Когда строилось здание театра, оно рассчитывалось на 160 человек. Сегодня в нашем коллективе больше тысячи сотрудников. Мы провели масштабные работы по обустройству театра и внутри, и снаружи. Провели реконструкцию витражей, освещения. В настоящее время идет благоустройство внешней территории, строительство подстанции. И, конечно же, мы создали совершенно уникальный зал. Большой зал облицован итальянской пятислойной акустической плитой, последний слой которой — это макоре (африканская вишня). Аналогов обновленному залу по акустическим характеристикам в мире не так много.

Вы когда-нибудь задумывались, почему есть страны без оперы и балета? Потому что это, если говорить о качественной работе, очень дорогостоящее искусство. Бюджет оперных постановок нашего театра, например, с эксклюзивными костюмами для нескольких сотен человек, с яркими декорациями, качественными техническими возможностями не может быть меньше 15 млн рублей при господдержке примерно 800 тыс. рублей. Так что к финансовой стабильности, созданию подушки безопасности мы всегда внимательны. Но не только это помогло нам пройти период коронавирусных ограничений. При разрешенной заполняемости 30-40% мы старались задействовать все возможные площадки — не только камерную сцену, большую сцену, театральную гостиную, но и фойе большого зала театра, например, где давали концерт солистов оркестра. Разработали новые абонементы, которые вошли в репертуар.

Опера Турандот Дж.Пуччини.jpg

В 2021 году вы представили работу, которой 16 минут рукоплескали зрители Большого театра, — оперу Джакомо Пуччини «Турандот». В ней широко используются сложные современные технические средства, голограммы. Какое место в целом технические новшества занимают в постановках театра?

Технические средства в работе мы используем широко. Вы правы: в опере «Турандот» применяются лазерные видеопроекторы, светодиодные экраны, малые светодиодные формы… Но! Важно, что голограммы, этот уникальный видеоряд, мы использовали лишь для того, чтобы раскрыть внутренний мир героини. Но мы сохранили в абсолютной чистоте музыку и тексты так, как они были созданы великим композитором и либреттистом. Для нашего театра это очень важно — бережное прочтение автора. Я совершенно не разделяю таких подходов, когда в постановке происходит не то, что написал автор. Допустим, между Ленским и Онегиным происходит не дуэль, а борьба за охотничье ружье, которое случайно выстрелило. Автор так не писал. Если хочется сказать что-то свое, напишите свою музыку, создайте свое либретто. Но над классическим наследием издеваться нельзя.

Музыкальный театр за 20 лет побывал во многих странах мира. В связи с геополитической ситуацией гастрольная деятельность сильно меняется?

Конечно, жизнь вносит свои коррективы. Но зритель, который нас знает, невзирая ни на что, нас ждет. В том числе из европейских государств. Так, например, с декабря по февраль пройдут гастроли театра в Испании, Германии, Франции. Этот вопрос был проработан с МИД России и другими ведомствами. Мы повезем 10 программ. В их числе: симфорок, Русская программа, симфония № 9 Бетховена, балет «Болеро».

Вячеслав Митрофанович, вы очень мобильный человек, многое успеваете. В четвертый раз избираетесь председателем Общественной палаты Ростовской области, которой в 2022 году исполнилось 10 лет. Насколько активна работа по этому направлению?

Областной Общественной палате есть чем гордиться. В течение 10 лет — 4 созыва, больше 100 авторитетнейших, неравнодушных людей на службе за этот период. Их выезды в самые отдаленные районы, на поля, на границу для встреч с беженцами, в трудовые коллективы. Подписано 100 соглашений о взаимодействии и сотрудничестве, проведено свыше 3 тыс. мероприятий, конкурс «Общественное признание» и добровольческий проект #Узнай Россию, пять гражданских форумов, десятки работающих горячих линий и тысячи людей, которым оказана помощь. Инициировано и создано Агентство развития гражданских инициатив РО — в 2022 году на поддержку социально значимых проектов донских НКО выделено 85 млн рублей. С 2014 года Общественная палата оказывает поддержку, в том числе по сбору гуманитарной помощи, жителям Донбасса. Проведена встреча с Общественной палатой ДНР, на которой обсудили современные практики специального и инклюзивного образования детей с ОВЗ в ДНР в условиях интеграции и перехода в образовательное пространство РФ. С 2023 года одним из ключевых направлений станет развитие тесного взаимодействия и сотрудничества с новыми субъектами РФ по интеграции в экономическое, социальное, общественно-политическое пространство России.

 |