«Ессентуки», пожалуй, первая минеральная вода в России, которую стали разливать по бутылкам. Произошло это в далеком 1848 году. Уже в 1871 году был построен первый завод по розливу минеральных вод. И сегодня с этого завода «Ессентуки» отправляются в магазины по всей стране. С 2010-го до 2018 года предприятие принадлежало транснациональной компании PepsiCo, однако в 2018 году Ессентукский завод минеральных вод поменял собственника — им стала группа компаний «Холдинг Аква».
Также «Холдингу Аква» принадлежит завод «Тэсти», расположенный в Железноводске. Это единственные площадки, на которых производится коммерческий розлив минеральных вод «Ессентуки № 4» и «Ессентуки № 17». Таким образом, на сегодняшний день «Холдинг Аква» — единственный производитель настоящей воды «Ессентуки № 4» и «Ессентуки № 17».
Еще недавно ситуация была совершенно иной. Продукцию под видом «Ессентуков № 4» и «Ессентуков № 17» разливали на десятках заводов, и не только на территории КМВ. При этом было не ясно, что на самом деле прячется за броскими этикетками.
К борьбе с контрафактом подключились и УФАС по Ставропольскому краю, и федеральные, и региональные органы власти. Совместными усилиями наконец удалось достичь того, что слово «Ессентуки» теперь пишут на тех бутылках, в которых разлита вода Ессентукского месторождения именно из тех скважин, которые в соответствии с ГОСТом относятся к воде «Ессентуки».
Престиж бренда — престиж региона. Регион Кавказские Минеральные Воды неразрывно связан с водами «Ессентуки», «Нарзан» и «Славяновская», которые добываются и разливаются «Холдингом Аква». Поэтому их престиж и доверие к ним потребителя напрямую сказываются на самом регионе и его ценности. «Холдинг Аква» стремится к обновлению и продвижению данных марок, чтобы популяризировать и сами города-курорты. Стратегия развития «Холдинга Аква» — не просто долгосрочный бизнес-план. Компания стремится повысить индекс доверия потребителей как к минеральной воде, добываемой на КМВ, так и к самому курортному региону. Это должно привлечь больше туристов. Работа ведется в сотрудничестве с местными и региональными властями при поддержке федерального центра.
В защиту статуса. Особо целебная вода нуждается в особом формате. В этих целях компания обновила как саму бутылку «Ессентуков», так и дизайн этикетки. Новая бутылка стала чуть меньше — 0,45 л вместо прежних 0,5 л, более компактной и изящной. Она сделана из облегченного стекла, меньше весит, удобнее ложится в руку. Часто врачи назначают разовую дозу применения минеральной воды — 150 мл, или 1 стакан. Новый формат бутылки рассчитан как раз на три таких стакана. Дизайн был также обновлен впервые с 2008 года — он стал более современным, при этом сохранил важные для потребителя элементы: традиционное для «Ессентуков» цветовое решение (зеленый с белым и бронзой) и уникальный символ — горы с парящим орлом.
Стремление к идеалу. В «Холдинге Аква» недавно завершилась комплексная модернизация производственных мощностей, которая стартовала в 2018 году. Основной объем работ был проделан на заводе «Тэсти» в Железноводске. Теперь здесь применяются самые передовые технологии. Сотрудники уже освоили новое итальянское оборудование. После обучения, которое провели для них зарубежные коллеги, они легко работают на современных машинах, используемых на крупнейших в мире заводах-бутиляторах.
Благодаря модернизации производительность ПЭТ-линии увеличена почти до 10 тыс. бутылок в час, а линия по розливу минеральной воды в стекло позволяет выпускать около 12 тыс. бутылок в час. Установлено новое фильтрационное оборудование, которое делает производство еще более безопасным и обеспечивает бесперебойность процесса. Внедрена новая система водоподготовки, что позволило увеличить объем хранения минеральной воды в 4 раза — с 200 до 800 кубов.
Сумма инвестиций, направленных на реконструкцию и развитие завода «Тэсти» в 2018-2019 годах, составляет порядка 220 млн рублей.
2019-й — первый год, когда «Холдинг Аква» функционировал как полноценная коммерческая компания на рынке, уже существенно очищенном от контрафактной продукции. Его производственная мощность превышает 200 млн бутылок в год. В 2019 году в бюджет Ставропольского края группой компаний было уплачено порядка 200 млн рублей налогов. При этом годовая выручка «Холдинга Аква» превысила 1 млрд рублей без НДС, что позволило предприятию войти в топ-7 производителей минеральных вод в России.
Качество и безопасность. Модернизация повлияла в первую очередь на качество и безопасность выпускаемой минеральной воды. Помимо прочего, это дает возможность значительно расширить ассортимент продукции — в планы развития предприятия на ближайший год входит выпуск минеральной природной столовой воды.
В приоритете остается сохранение свойства главного природного ресурса региона. Важно не только увеличить объемы выпускаемой продукции, но и повысить ее качество и, как следствие, доверие потребителей к знаменитым минеральным водам КМВ.
Никита Шашкин, генеральный директор компании «Аква Инвест», основного акционера «Холдинга Аква»:
— Мы не стремимся заработать здесь и сейчас, а строим предприятие будущего, долгосрочный проект, который с каждым годом будет расти и процветать вместе с регионом. Нам важно внести вклад в развитие Кавказских Минеральных Вод как туристического и бальнеологического центра страны, при этом сохранив его богатство — минеральные воды — для следующих поколений.
Святослав Вильк, генеральный директор «Холдинга Аква»:
— Добыча минеральной воды — это не просто бизнес. Нужно понимать, что это тонкая и очень хрупкая система, которая нуждается в особом подходе. Как предприятие полного цикла, занимающееся добычей, розливом и реализацией минеральных вод, мы понимаем, что от того, как мы сегодня выстроим работу, насколько будем правильно и рационально подходить к процессу недропользования, зависит как будущее предприятия и его коммерческая основа, так и будущее курорта, его экологическая и бальнеологическая составляющие. Лишь при соблюдении баланса можно ожидать хорошего и долгосрочного результата по всем направлениям.