Леонид Чеславович, за 50 лет «Русская механика» приобрела статус крупнейшего российского производителя вездеходных машин. Какие принципы работы позволили этого достичь?

Один из принципов тесно связан с традициями отечественного машиностроения. «Русская механика» возникла как новое направление в работе моторостроительного объединения, которое занималось созданием авиационных двигателей. Многие инженеры, конструкторы, производственники, начавшие работать в направлении снегоходной техники, привнесли особый взгляд на работу и сам продукт. За 50 лет мы выпустили около 500 тысяч снегоходов. И, по нашей экспертной оценке, в эксплуатации сегодня находится около 200 тыс. наших снегоходов различных годов выпуска. Иногда встречаются «Бураны» 1975, 1980 годов. Долгий срок эксплуатации связан с изначально заложенной концепцией прочности и надежности. Кроме того, одно из требований, которое мы предъявляем к конструкторам и технологам, связано с тем, чтобы машины были удобны для ремонта, в том числе самостоятельного. Ведь мы понимаем, что нередко они используются в условиях отдаленных населенных пунктов, где доступность сервиса ограничена. Второй принцип — подкрепление традиций инновациями. Мы не боимся предлагать рынку что-то совершенно новое, культивируя внутри компании так называемую систему рабочих предложений. А третий, далеко не последний по значимости, принцип — всегда ставить под сомнение тезис о нашем лидерстве. Мы внимательно следим за происходящими в мире событиями, стараемся искать новые подходы, оцениваем успехи конкурентов.

Особенность компании в том, что мы выполняем полный цикл работ, располагаем собственным конструкторским бюро, ведем серийное производство техники, управляем системой из более чем 120 дилеров, осуществляем послепродажное обслуживание. Наша линейка моделей снегоходов — самая широкая среди российских производителей (на фото губернатор Ярославской области Дмитрий Миронов на открытии серийного производства снегохода Frontier 1000). Квадроциклами мы начали заниматься в 2007-м , и сегодня у нас 4 базовые модели. Мы единственные в России серийные производители универсального мотовездехода для досуга формата «багги».

Сегодня «Русская механика» объединяет почти 800 человек, годовая выручка составляет 3 млрд рублей. И мы считаем, что существует еще много резервов для повышения производительности труда.


В 2016 году в одном из интервью вы говорили, что работа на экспортных рынках становится одним из ваших главных стратегических направлений. Как обстоят дела в этом направлении?

Да, с учетом нашего стремления к постоянному развитию мы еще несколько лет назад поставили себе такую задачу. Это требует адаптации модельного ряда техники к требованиям зарубежных рынков. В производстве снегоходов мы ориентированы на северные страны: Норвегию, Швецию, Финляндию, а в Центральной и Южной Европе растет интерес к нашим квадроциклам.

Основные усилия связаны с соответствием техники требованиям ЕС к безопасности, экологии и токсичности. Сейчас мы на финальной стадии сертификации нескольких моделей в ЕС — речь идет о нашей новой модели снегохода Frontier и квадроцикле РМ 800. Уже в 2021 году перед нами откроются новые возможности для поставки этих моделей на рынок Европы. Если по итогам 2020 года можно говорить о продаже нескольких сотен машин за рубеж, то в 2021-м мы преодолеем показатель в тысячу единиц.

В ближайшем пятилетии мы ставим перед собой следующую задачу — 25% от произведенной техники должно быть направлено на экспорт. Это амбициозно, но, исходя из опыта работы и результатов оценки потенциала целевых рынков, показатели достижимы.


Вы сказали, что «Русская механика» огромное внимание уделяет инновациям. Выделите главные события в этой области за последние годы.

Если говорить о продуктовых инновациях, то мы активно занимаемся электрическим приводом. В разработке находится сразу несколько моделей — от детского снегохода до флагманского утилитарного вездехода. Что касается новшеств в конструктивных решениях, то нами разработана платформа снегохода, которая базируется на легких алюминиевых сплавах, она легче традиционных и не уступает им по прочности.

Делая ставку на новые технологии, мы сотрудничаем с МГТУ имени Баумана, Уфимским государственным техническим авиационным университетом. Недавно подписали соглашение с Ярославским техническим университетом. Совместно с ними ведем работу в рамках федеральной программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России», которая объединяет ресурсы государства, предприятий и вузов в совместные проекты для ускоренного внедрения в практику научных разработок. В прошлом году «Русской механике» удалось поучаствовать в двух таких проектах и благодаря этому зарегистрировать около двух десятков различных патентов — это больше, чем в целом за предыдущие 5 лет. Кроме того, реализуя такие проекты, наши конструкторы, технологи и другие специалисты получают огромный объем новых знаний и умений. В свою очередь наше предприятие является хорошей базой для производственных практик студентов. По программам целевого обучения мы ежегодно принимаем несколько выпускников от вузов, с которыми сотрудничаем.


Как коллектив справляется с проблемами, вызванными коронавирусом?

Пандемия заставила нас задуматься, насколько в мире все взаимозависимо. Компоненты, материалы и агрегаты для производства техники нам поставляют более 300 различных предприятий, часть из которых расположена за рубежом. В составе нашего продукта в среднем около 1500 деталей. Задержка той или иной поставки тормозит выпуск всей партии. Из-за ограничений такие сбои были неизбежны. Тем не менее перспективы рынка в конце 2020 года достаточно хорошие, активно выполняем годовой план производства. Однако именно сейчас, в ноябре-декабре, сталкиваемся с дефицитом персонала. По сравнению с весной заболевших больше. Мы строго соблюдаем все санитарные нормы, быстро реагируем на изменения состава персонала, ведем внутренние перестановки.

Эффективно работать в современной производственной системе невозможно без командных принципов, требующих доверия, взаимопонимания и свободного обсуждения предложений. В 2019 году мы серьезно пересмотрели коллективный договор, взяли на себя дополнительные обязательства для того, чтобы работники чувствовали себя увереннее. С 1 января 2021 года планируем очередную индексацию заработной платы, что станет хорошим подарком в юбилейный год. Мы ценим своих работников, ведем работу по повышению их квалификации и переподготовке. В прошлом году 440 человек прошли различного рода курсы и семинары. Радует то, что люди с большим удовольствием повышают свои компетенции, даже тратят на это свои выходные. Мы поощряем такую инициативность, ведь для рождения инноваций нужна благоприятная социальная среда. Думаю, что в единстве стремлений нашего коллектива к постоянному совершенствованию и есть секрет успеха «Русской механики».

 |