В интервью нашему журналу он прокомментировал ключевые моменты своего выступления, касающиеся влияния экономики на здоровье населения, демографические процессы, положение медиков и размер оплаты их труда на постсоветском пространстве. 

Анатолий Иванович, за последние годы в нашем лексиконе прочно закрепилось слово «санкции». По вашей оценке, насколько губительны они для экономик отдельных стран, мировой экономики в целом?

В условиях глобальной экономики в мире все шире устанавливаются взаимоотношения экономического сотрудничества государств, степень которых может быть разной. Ограничение такого сотрудничества из-за санкционных решений приводит к отрицательным последствиям, влияя на различные сферы экономики, особенно промышленного комплекса. Все негативные явления, произошедшие в мировом экономическом пространстве, в значительной мере сказались и на уровне развития республик бывшего Советского Союза. Согласно оценкам экспертов Аналитического кредитного рейтингового агентства, результатом применения различных санкций (в частности, по отношению к России) явились изменения в бюджетной политике, которая стала проводиться жестче из-за необходимости поддержания устойчивости экономики страны.

По мнению экспертов, процессы глобализации и социально-экономического развития государств усиливают значимость демографического аспекта. Согласны?

Конечно. Тонким индикатором социально-экономических условий общества, материального положения граждан является демографическая ситуация, которая характеризуется динамикой численности и половозрастной структуры населения, а также демографическими процессами, протекающими в государствах. История знает массу случаев, когда глобальные экономические и политические вызовы приводили к провалам в демографии целого ряда стран.

До сих пор страны Содружества независимых государств испытывают последствия демографических ударов Великой Отечественной войны, 90-х годов (распада СССР), когда экономики республик рушились, а народ нищал. Тяжелым бременем для них явился каскад кризисов мировой экономики 1998 и 2008 годов. И теперь, когда мы столкнулись с эпидемией COVID-19, с учетом последствий названных периодов, демографические процессы в ряде государств СНГ складываются далеко не просто.

Мы прекрасно понимаем: чтобы сформировать эффективную демографическую политику, направленную на последовательное повышение продолжительности жизни населения, его готовности к воспроизводству, требуется не только устойчивое экономическое развитие, но и сильная социальная политика государства. Наличие этих условий позволяет поднять уровень и качество жизни граждан, обеспечить достойные условия труда и его оплаты. Конечно, не менее важны решение жилищных вопросов, предоставление людям доступной и качественной медицинской помощи.

В процессе развития общества развивается и здравоохранение, которое в немалой степени зависит от уровня его финансирования. В свою очередь финансирование здравоохранения зависит от развития экономики, главным ресурсом которой являются кадры, обладающие трудо- и дееспособностью...

Фактически речь идет о внешних условиях функционирования здравоохранения. Но без его развития невозможно решить задачи государства, связанные с увеличением продолжительности жизни населения, сокращением заболеваемости социально обусловленными болезнями, снижением уровня инвалидности трудоспособных граждан, профилактикой заболеваний и др.

Если говорить о финансовом обеспечении здравоохранения республик бывшего СССР, то картина не очень радужная. По данным Межгосударственного статистического комитета стран СНГ, за последний ряд лет госрасходы на здравоохранение в процентах от ВВП составили: в Азербайджане, Армении, Казахстане — от 1% до 2%, в Кыргызстане, Таджикистане, Узбекистане — от 2% до 3%, в России — до 3,4%, в Беларуси и Молдове — до 4,2%. Если сравнивать с показателями западных стран, то разница окажется в разы меньше.

Такие расходы не позволяют в полной мере обеспечивать медицинские организации современным оборудованием и расходными материалами, а население — бесплатными лекарствами. Проблематично соблюдать современные стандарты лечения и реальные объемы потребности граждан в качественной медпомощи, создать оптимальную структуру медкадров, обеспечить достойный уровень оплаты труда и социальную защищенность медработников.

В связи с этим хочется напомнить рекомендации ВОЗ, в которых определено, что размер расходов на охрану здоровья не может быть менее 5% от ВВП, а критической считается граница в 3%, ниже которой система здравоохранения становится малоэффективной. Но, как показала последняя проверка жизнеспособности систем здравоохранения стран нашего региона, преподнесенная пандемией, пусть с определенными сложностями, при значительных дополнительных мерах, отрасль выдержала и продолжает довольно успешную борьбу как с недугом, так и с его последствиями.

Основная нагрузка по борьбе с COVID-19 и ее последствиями ложится на плечи работников здравоохранения и требует от них высшей степени профессионализма, мужества, неимоверного напряжения и колоссальной отдачи сил. Между тем с самого начала пандемии стало ясно, что медучреждения оказались не в полной мере готовы к таким вызовам. На какие из выявленных проблем вы бы обратили внимание в первую очередь?

На проблемы в вопросах законодательного закрепления специфики работы в особых условиях как предстадии чрезвычайной ситуации. Прежде всего я имею в виду проблемы, связанные с организацией охраны труда. В частности, средства индивидуальной и коллективной защиты срабатывали малоэффективно, а на первых порах их вообще не было в требуемом количестве, и приходилось с колес где-то закупать или организовывать кустарное производство. Оснащенность медицинских организаций соответствующей аппаратурой оказалась явно недостаточной, и решение вопросов ее закупки, а также обучение персонала нужно было решать экстренно.

Имелись и другие проблемы, которые зачастую решались, попирая всякие права работников здравоохранения на безопасный и достойный труд. Возьмем хотя бы режим труда в «красных зонах», где продолжительность рабочей смены доходила до 18 часов. И так 7 дней в неделю, что сказывалось на здоровье, заболеваемости и даже не единичных случаях смертности среди медиков.

И сегодня мы должны признать: одним из уроков пандемии, несомненно, является изменение требований к законодательству о чрезвычайной ситуации применительно к здравоохранению в части развития сети медицинских учреждений, подготовки кадров, сбалансированного наращивания мощностей. Вместе с этим требуется решение задач в области охраны труда, сохранения здоровья и жизни работников здравоохранения.

Еще один вопрос, актуальный практически для всех стран СНГ, — оплата труда работников здравоохранения. Как можно его решить и тем самым обеспечить доступность и повысить качество медицинской помощи гражданам?

В большинстве государств Содружества оценка труда работников здравоохранения сформирована еще в 90-е годы прошлого столетия. Она была занижена изначально. Последующая политика сдерживания роста зарплаты и меры, связанные с «латанием дыр», не смогли устранить дисбаланс в оценке стоимости труда медиков.

В 2020 году соотношение средней зарплаты работников здравоохранения и средней зарплаты по отраслям экономики в странах нашего региона колебалось, и разница составляла от 1,% в Армении и до 40% в Кыргызстане. Спрашивается, почему значительная часть медиков, стоящих на страже самого дорого — здоровья человека, в вопросах оплаты труда находится в более плохом положении, чем представители других сфер? Да, за последнее время в связи с пандемией зарплата работников здравоохранения по отдельным специальностям существенно выросла. Но это тоже временная мера, которая не устраняет сложившегося дисбаланса.

Профсоюзы работников здравоохранения стран СНГ выступают за кардинальный пересмотр подхода к вопросу оценки труда медиков, разработку механизма реального повышения зарплаты соразмерно ответственности, значимости, квалификации, качеству и другим особенностям трудовой деятельности наших коллег.


Досье. Анатолий Домников Родился 22 марта 1959 г. в Калужской области. В 1985 г. окончил педиатрический факультет 2-го Московского государственного медицинского института по специальности «педиатрия», в 1987 г. — клиническую ординатуру Московского областного научно-исследовательского клинического института по специальности «педиатрия», в 2007 г. — Российскую академию госслужбы при президенте РФ по специальности «государственное и муниципальное управление», в 2010 г. — Академию труда и социальных отношений по специальности «менеджмент общественной организации». Имеет более чем 35-летний трудовой стаж. В 2006-2021 гг. — председатель Московской областной организации Профсоюза работников здравоохранения России. В апреле 2021 г. на VII Съезде Профсоюза работников здравоохранения РФ в ходе тайного голосования большинством голосов избран председателем профсоюза. В мае 2021 г. на X Съезде Международной конфедерации проф- союзов работников здравоохранения избран ее президентом. Кандидат медицинских наук. Автор более 40 научно-методических трудов. Награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, почетными грамотами Минздрава и Минздравсоцразвития России. Заслуженный работник здравоохранения России и Московской области. 

Международная конфедерация профессиональных союзов работников здравоохранения — международное общественное объединение, созданное профсоюзами работников здравоохранения независимых республик постсоветского пространства в сентябре 1990 г. Сегодня это одна из крупнейших организаций отраслевых профсоюзов, объединяющая 10 членских организаций из России, Беларуси, Казахстана, Армении, Кыргызстана, Азербайджана, Грузии, Молдовы, Таджикистана и Узбекистана общей численностью более 3,4 млн человек. Основные функции конфедерации: обеспечение взаимодействия и координация деятельности членских организаций в сфере коллективных интересов, выработка и представление солидарной позиции на межгосударственном и межправительственном уровнях по вопросам защиты профессиональных, социально-трудовых и иных прав членов профсоюзов, изучение социально-экономического положения работников здравоохранения, студенческой и учащейся молодежи, выработка рекомендаций и тактики действий по его улучшению.

 |