С абсолютным большинством из них Союз успешно справился, что однозначно говорит о его состоятельности как интеграционного объединения.  

Серьезный экзамен

— Серьезным экзаменом для Евразийского союза стал 2020 год, в котором все мы столкнулись с развернувшейся в мировых масштабах пандемией COVID-19, повлекшей глобальные экономические последствия. По данным МВФ, мировая экономика тогда сократилась на 3,1%, при этом ВВП ЕАЭС уменьшился на 2,7%. Для преодоления пандемии на уровне Союза были оперативно предприняты скоординированные действия. Свое развитие получили экосистемы цифровых транспортных коридоров, Евразийская сеть промышленной кооперации и субконтрактации, унифицированная система поиска «Работа без границ» и др.

Благодаря усилиям правительств государств-членов ЕАЭС и Стратегии развития интеграции Союза до 2025 года в 2021 году обеспечен рост ВВП на 4,6%, чем превышен допандемийный уровень. Исторический максимум за время существования ЕАЭС достигнут во внешней и взаимной торговле — 844 млрд долл. (рост к 2019 году — на 15,8%) и 72,6 млрд долл. (рост к 2019 году — на 17,8%). Выросли кооперационные поставки (+31,5%). Объем промышленного производства ЕАЭС в 2021 году составил 1,4 трлн долл. и увеличился по сравнению с 2020 годом на 5,3%. Это реальные показатели эффективности деятельности Союза. Оценивая же суммарный эффект за первые пять лет функционирования ЕАЭС (с 2015-го по 2019 год), можно сделать вывод о приросте союзного ВВП на 7,8%.

перевозки продукции из Китая1.jpg

Своевременный и дальновидный шаг

— Принятие Стратегии-2025 года стало своевременным и дальновидным шагом.

1. На базе Стратегии реализуется проектный подход по основным направлениям евразийской повестки. Это существенно ускоряет работу, позволяет фиксировать конкретные цели и формировать ресурсы (управленческие, финансовые) для их достижения. На основе данного подхода мы видим своей среднесрочной целью создание совместных финансово-промышленных групп и евразийских транснациональных корпораций как символов евразийской интеграции.

2. Стратегия содержит «человеческое измерение» интеграции. Повышение доступности и уровня медицинского обслуживания граждан во всех странах ЕАЭС, телемедицина, взаимное признание ученых званий и степеней, создание информационных образовательных систем, развитие туризма как сферы экономики. Предусмотрено и вовлечение граждан в процессы интеграции.

3. Принятие Стратегии — одновременно и баланс интересов, и олицетворение политической воли глав государств ЕАЭС на углубление интеграции. К 2025 году должны быть реализованы амбициозные цели по созданию общего энергетического и финансового рынков Союза.

Время лозунгов и деклараций прошло. 2022-2023 годы — это момент истины. Особенно в условиях санкций. Считаю, есть базовые условия для того, чтобы ЕАЭС креп.

Оценка глубины кризисных явлений на старте и сегодняшнее положение дел позволяют сделать принципиальный вывод: государствам-членам ЕАЭС по сравнению с другими регионами мира удалось преодолеть резкое падение экономической активности и довольно быстро выйти на восстановительный рост. Это стало возможным благодаря сформированным на наднациональном уровне интеграционным преимуществам.

промышленность Беларуси1.jpg

Реальные меры

— Однако ЕАЭС не упрощает текущую ситуацию. Поэтому предпринимаются реальные меры. С целью оперативного реагирования и обеспечения стабильности экономической ситуации ЕЭК совместно с министерствами экономик и финансов, а также с национальными банками стран Союза подготовила перечень первоочередных мер по повышению устойчивости экономик государств-членов ЕАЭС. 17 марта 2022 года этот документ утвержден правительствами наших стран.

Перечень состоит из 34 мер и охватывает четыре крупных блока:

1) таможенное, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, защитные меры: снижение ставок ввозных таможенных пошлин и предоставление тарифных льгот на товары критического импорта, принятие единых мер нетарифного регулирования в отношении экспорта отдельных видов товаров для сохранения целостности внутреннего рынка ЕАЭС, принятие мер, направленных на сокращение сроков совершения таможенных операций и их упрощение;

2) внутренний рынок и кооперация: формирование новых логистических цепочек, создание условий для беспрепятственного перемещения граждан в рамках ЕАЭС, стимулирование взаимных инвестиций, оптимизация процедуры регистрации лекарственных средств и медицинских изделий, ускоренное формирование комплекса мер по полноценной цифровизации госзакупок, разработка механизмов и программ обусловленного целевого финансирования для развития догоняющих экономик государств-членов Союза;

3) финансовые и валютные рынки: расширение использования национальных валют при осуществлении расчетов во взаимной торговле, обеспечение взаимодействия национальных систем передачи финансовых сообщений, ускоренное формирование Евразийской перестраховочной компании;

4) международное экономическое сотрудничество с третьими странами и интеграционными объединениями: проработка механизмов расширения торгово-экономического сотрудничества с ключевыми партнерами, заключение ЕАЭС соглашений об устранении технических барьеров во взаимной торговле.

Новые подходы к кооперационным проектам

— Отдельным решением установлены особые ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа в отношении более 450 видов товаров, ввозимых в целях повышения устойчивости экономик. Перечень широкий и затрагивает детское питание, товары для промышленного производства и строительной сферы, некоторые виды сельскохозяйственной и продовольственной продукции (семена подсолнечника, соки, сахар, какао-порошок, аминокислоты, крахмалы, ферменты и др.). Благодаря принятому решению будет обеспечено необходимое предложение на внутреннем рынке ЕАЭС. В Союзе также повышен порог беспошлинного ввоза посылок для физических лиц с 200 до 1000 евро.

Самое пристальное внимание при этом уделяется вопросам логистики, импортозамещения и технологической модернизации на основе новых подходов к финансированию кооперационных проектов. Например, формирование мультимодальных транспортных коридоров и новых каналов экспорта и импорта. В этих целях уже разработан и утвержден проект «Евразийский агроэкспресс», направленный на ускоренные контейнерные перевозки сельхозпродукции и продовольствия из Китая и обратно. Перечень направлений перевозок будет постоянно расширяться. Их регулярность позволит сформировать конкурентный морскому фрахту тариф и сократить сроки поставок (например, в Китай до 10-14 дней). Кроме того, сухопутное перемещение товаров, а в этом основная суть идеи «Одного пояса — одного пути», исключает влияние Запада на перевозки. В то время, когда морские сопряжены с возможными санкционными препятствиями.

В рамках ЕАЭС будут созданы локализованные мощности для сборки и технического обслуживания воздушных судов и производства авиакомпонентов. Утверждена соответствующая дорожная карта. Это инициатива президента России.

В целях обеспечения граждан государств-членов ЕАЭС необходимыми лекарствами и медицинскими изделиями упрощаются регистрационные процедуры. Реализуется утвержденный Евразийским межправсоветом План по повышению уровня обеспеченности стран Союза стратегически важными лекарствами и фармсубстанциями, что будет способствовать созданию в странах ЕАЭС полного цикла производства наиболее важных лекарственных препаратов, вакцин.

Одним из ключевых факторов в условиях санкционного давления является продовольственная безопасность. В ЕАЭС достигнута полная самообеспеченность основными продовольственными товарами (мясом, молоком, хлебом, овощами и др.). Однако есть чувствительные позиции, поэтому будет проработано введение меры по ограничению вывоза отдельных видов сельскохозяйственных товаров за пределы территории ЕАЭС (например, зерновых культур, сахара и др.). В связи с этим поддержаны предложения об организации эффективных взаимных поставок в Союзе удобрений, семенного материала и другой продукции.

Актуальными остаются вопросы либерализации рынка труда, создания условий беспрепятственного перемещения граждан государств-членов в рамках ЕАЭС, их доступа к услугам медицинской помощи, осуществление денежных переводов между физическими лицами-резидентами государств-членов. Необходимые решения принимаются как правительствами стран (например, Россия сняла все ограничения на перемещение граждан между Россией и Беларусью), так и органами Союза.

Многовекторность внешнеторговой активности

— Вызовы последних лет ускорили структурные изменения в глобальной экономике, стало очевидным перемещение мирового центра экономической активности в Азию и Азиатско-Тихоокеанский регион в целом. Внешнеторговая активность ЕАЭС за последние годы также стала в полной мере многовекторной. Например, по итогам 2021 года доля ЕС во внешнеторговом обороте Евразийского союза составила 39%, или 329,1 млрд долл., доля АТЭС — 35,6%, или 300,4 млрд долл. Только на КНР приходится порядка 20% нашего внешнего товарооборота.

Китай является нашим стратегическим партнером. Отношения ЕАЭС и КНР выстроены на основе Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве, вступившего в силу в 2019 году. В этом документе сформулирована идея сопряжения евразийской интеграции и китайской инициативы «Один пояс — один путь». Учреждена и активно работает совместная комиссия по реализации соглашения. Налажено отраслевое сотрудничество в таможенной сфере, в области технического регулирования, конкуренции и финансов, поддерживаются прямые контакты деловых кругов ЕАЭС и Китая. Прорабатываются вопросы совместного финансирования и создания оптово-распределительной и логистической инфраструктуры. В 2021 году товарооборот государств-членов ЕАЭС с КНР превысил уровень допандемийного 2019 года на 24,8% и достиг рекордных 166,5 млрд долл.

Важным направлением международной деятельности Евразийского союза является заключение соглашений о создании зон свободной торговли. Такие документы подписаны с Вьетнамом (вступил в силу 5 октября 2016 года), Ираном (в формате временного соглашения, которое вступило в силу 25 октября 2019 года; мы уже перешли к переговорам о полноценной ЗСТ), Сербией (вступил в силу 10 июля 2021 года). Аналогичное соглашение с Сингапуром подписано 1 октября 2019 года, однако для его вступления в силу необходимо достижение договоренностей в части услуг и инвестиций в рамках двусторонних переговоров стран ЕАЭС с данным партнером.

Большой интерес для нас представляет заключение подобного соглашения с Индией — огромным, вторым после КНР, рынком. Все необходимые решения приняты, в 2021 году проведены консультации с министром иностранных дел этой страны, переговоры начнутся в ближайшее время.

На завершающем этапе находятся наши переговоры о создании ЗСТ с Египтом — одной из наиболее развитых стран Африки. По инициативе Объеденных Арабских Эмиратов Коллегия ЕЭК рассмотрела вопрос о создании совместной исследовательской группы по изучению перспектив заключения аналогичного соглашения.

Сотрудничество со стабильными международными партнерами

— Цель торговой политики Евразийского союза — создание понятных, прозрачных, выгодных для экономик наших стран режимов торговли со стабильными международными партнерами. Весьма актуальны вопросы активизации работы стран ЕАЭС и тех стран СНГ, которые не являются членами Союза.

Яркий пример эффективного взаимодействия — Узбекистан, который в 2020 году получил статус государства-наблюдателя при ЕАЭС. Между ЕЭК и правительством этой республики заключен меморандум о взаимодействии и утвержден план совместных мероприятий на 2021-2023 годы, причем в 2022 году запланировано расширение мероприятий плана по взаимодействию в целях более интенсивного развития торгово-экономического сотрудничества. Узбекская сторона проявила инициативу о более глубоком участии в работе ЕАЭС по четырем направлениям: климатическая повестка, цифровизация грузовых железнодорожных перевозок, электронная торговля, реализация проекта ускоренных железнодорожных перевозок сельскохозяйственной продукции.

Перспективной представляется возможность сотрудничества ЕАЭС и Азербайджана, который демонстрирует определенный интерес. Эта страна обладает развитой экономикой и крупными запасами энергоресурсов. По данному направлению проводится аналитическая работа. Определенная работа проводилась и на таджикистанском направлении.

_3P2183151.jpg

Углубление региональной интеграции

— Мы полагаем, что в складывающихся условиях внешнеполитическую координацию государств ЕАЭС нужно усилить. Наша стратегическая цель — углубление региональной интеграции и создание на ее основе обновленной архитектуры международных экономических отношений. Эта идея лежит в основе концепции Большого Евразийского партнерства (БЕП), предложенной президентом России.

БЕП — это сеть диалогов между ключевыми игроками в Евразии не только из числа крупнейших национальных экономик, но и региональных экономических объединений, связанных между собой гибкой системой международных правовых норм, транспортно-логистических, энергетических, телекоммуникационных и финансовых инфраструктур, совместных проектов и институтов. В связи с этим особое внимание уделяем сопряжению потенциалов ЕАЭС и таких интеграционных форматов, как Шанхайская организация сотрудничества и Ассоциация государств Юго-Восточной Азии. С данными структурами ЕЭК подписаны меморандумы о взаимодействии, подготовлены и дополнительно разрабатываются конкретные программы действий. Однако важен комплексный взгляд на эти процессы, в том числе с аналитической и академической точек зрения.

 |