Вступив в должность, которую он будет занимать в течение трех лет, Мясникович назвал главные свои задачи: доработка Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года, формирование к этому же сроку реально работающих общих рынков ЕАЭС, рост международного авторитета Союза и обеспечение выгод для стран-участниц объединения от взаимной торговли.

Новая фаза развития Союза. По информации пресс-службы ЕЭК, 3 февраля Михаил Мясникович впервые председательствовал на заседании Коллегии Евразийской экономической комиссии. Подчеркнув, что Евразийский экономический союз вступает в очередную фазу своего развития, для которой характерны определенные особенности, он озвучил четыре ключевых приоритета своей деятельности.

Первый — как и предусмотрено Договором о ЕАЭС и решениями глав государств Союза, до 2025 года необходимо сформировать реально работающие общие рынки. «Мы должны быть объективны: в настоящее время нужны более эффективные меры в этом направлении», — заявил руководитель ЕЭК.

Второй — доработка Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года и вынесение документа на заседание Высшего Евразийского экономического совета. «В этой работе необходимо учесть обращение президента Беларуси Александра Лукашенко, который председательствует в 2020 году в ВЕЭС, а также проанализировать полноту выполнения иных поручений глав государств Союза», — отметил Михаил Мясникович.

Третий — рост международного авторитета Евразийского экономического союза. «Нам предстоит содействовать тому, чтобы существенно увеличить удельный вес ЕАЭС в мировом ВВП, международной торговле. В настоящее время эти показатели достаточно скромны. Например, уровень сопряжения ЕАЭС и глобальной китайской инициативы «Один пояс — один путь» недостаточен, — был откровенен глава Коллегии. — Необходимо принять ряд решений по укреплению международной правосубъектности нашей организации. Уверен, что Евразийский союз уже в ближайшей перспективе станет эффективным международным объединением, мнение которого как центра экономической силы будут уважать в мире».

Четвертый — обеспечение выгод для государств ЕАЭС от взаимной торговли. «Не изжиты случаи введения странами новых препятствий, — признал Михаил Мясникович. — Мы обязаны готовить убедительные материалы о проблемах и потерях, создаваемых этими препятствиями и односторонними решениями стран-участниц Союза, идущими вразрез с правилами внутренней торговли. Нужна системная связь с бизнесом государств ЕАЭС и зарубежными партнерами. Так мы укрепим доверие к интеграции в целом».

Председатель Коллегии ЕЭК выразил уверенность, что несущим эффективным каркасом Евразийского экономического союза должна стать общая инфраструктурная платформа, включая транспорт, топливно-энергетический комплекс. Союз сможет стабильно развиваться в том случае, когда будут создаваться совместные кооперационные проекты и предприятия, в том числе евразийские транснациональные компании.

«Совместные инфраструктурные проекты и евразийские транснациональные корпорации позволят добиться главного — сделать процесс интеграции необратимым и требующим меньшего административного ресурса, — полагает Мясникович. — Экономическая политика в своей основе должна способствовать взаимодополняемости национальных экономик как в сфере производственного базиса, так и в создании производств высоких переделов. Будет интерес в совместном бизнесе — будет устойчивая конструкция ЕАЭС.

Равные условия хозяйствования, единые и безусловно соблюдаемые меры технического и нормативного правового регулирования не будут ущербны для национальных суверенитетов, а наоборот, укрепят позиции наших стран».
Глава ЕЭК призвал членов Коллегии уделить первостепенное внимание подготовке проектов в реальном секторе экономики и активизации работы по формированию общего финансового рынка Евразийского союза. По его мнению, нужны практические действия по подъему национальных экономик и повышению благосостояния граждан государств ЕАЭС за счет новых трендов развития.
«Я пришел работать в Евразийскую экономическую коллегию с настроем на исполнение ключевых задач интеграции. В своих действиях мы должны быть активны и убедительны», — резюмировал Михаил Мясникович.

Проектно ориентированный подход в промышленности. С назначением Михаила Мясниковича новым председателем Коллегии Евразийской экономической комиссии активизировалась работа над документами, имеющими важное значение с точки зрения перспектив Евразийского союза. Так, в середине марта стало известно, что промышленный блок ЕЭК подготовил проект Основных направлений промышленного сотрудничества в рамках ЕАЭС до 2025 года. Предложения подготовлены на основе инициатив бизнеса и научно-экспертного сообщества. Они разбиты на пять блоков: задействование потенциала общего рынка, совместная работа на экспортных рынках, инновационное сотрудничество, цифровизация промышленности, углубление промышленной интеграции. Все эти направления развернуты в конкретные мероприятия.

«Главная цель основных направлений — формирование нового качества сотрудничества для построения эффективной интеллектуальной и конкурентоспособной на мировом рынке промышленности Евразийского экономического союза», — прокомментировал заместитель директора Департамента промышленной политики ЕЭК Александр Готовский.
Особенностью документа является акцент на достижении результатов в виде реализации межгосударственных программ, запуска инвестиционных и инновационных проектов, создания евразийских центров компетенций. Итогом должно стать увеличение объемов промышленного производства, кооперационных поставок продукции, взаимного товарооборота, взаимных инвестиций, экспорта товаров и услуг на рынки третьих стран.

«Мы планируем перейти на проектно ориентированный подход. Уже в обозримом будущем каждый промышленный комплекс в странах ЕАЭС будет иметь общие производственные цепочки с предприятиями из союзных государств. Наша цель — увеличить количество и качество производственных и технологических связей между промышленными комплексами наших стран для развития внутреннего рынка и совместного выхода на внешние рынки», — подчеркнул Александр Готовский.


Отрасли с наибольшим экспортным потенциалом. Неделей раньше Коллегия ЕЭК одобрила доклад о результатах анализа потенциально перспективных для совместного выхода государств ЕАЭС рынков третьих стран для развития евразийского промышленного экспорта. Отраслями с наибольшим экспортным потенциалом стали металлургия, химическая и целлюлозно-бумажная промышленность. В частности, товары этих отраслей востребованы в странах, с которыми и Союз заключил или планирует в ближайшее время заключить соглашение о свободной торговле. 

Например, металлургическая продукция, произведенная в ЕАЭС, пользуется спросом в Египте (2,5% от общего объема экспорта на рынки третьих стран), во Вьетнаме (1,1%) и в Израиле (0,6%), продукция химической промышленности — в Индии (4,5%), во Вьетнаме (0,6%) и в Сербии (0,5%), продукция целлюлозно-бумажной промышленности — в Индии (7,5%), Иране (1,2%) и Египте (1%).

Как сообщил министр ЕЭК по промышленности и АПК Артак Камалян, за 2018 год объем экспорта продукции обрабатывающей промышленности стран ЕАЭС в третьи страны увеличился на 22,1%, в то время как по итогам 2017-го был зафиксирован рост на 24,2%. Кроме того, по странам-партнерам в рамках торговых соглашений в настоящее время зафиксирована в целом положительная динамика товарооборота продукции обрабатывающей промышленности.

«В 2018 году динамика экспорта промышленной продукции Евразийского союза на рынки партнеров по соглашениям о свободной торговле опережала по отдельным позициям общемировую динамику экспорта на рынки этих стран», — уточнил Артак Камалян.
В список государств, с которыми у ЕАЭС заключены торговые соглашения, входят Вьетнам, Сербия, Сингапур, Иран. Сейчас ведутся переговоры о заключении соглашений с Египтом, Израилем и Индией.


Согласованная агропромышленная политика. Еще одно значимое событие — Коллегия ЕЭК одобрила разработку карты развития агроиндустрии в Евразийском экономическом союзе. Предполагается, что в нее войдет информация о крупных инвестиционных и инновационных проектах в сельском хозяйстве, которые осуществляются или планируются к реализации в странах ЕАЭС. 
В карте будут представлены направления, где целесообразно реализовывать проекты для ресурсного обеспечения АПК и импортозамещения. Также документ будет содержать данные о сельскохозяйственных товарах и ресурсах, по которым наблюдается большая доля импорта на союзном рынке. Окончательное решение о формировании карты должен принять Евразийский межправительственный совет.

«До сих пор такого комплексного документа в ЕАЭС не было. Карта ориентирована в основном на крупных сельхозпроизводителей, которые реализуют значимые проекты, могут участвовать в кооперации и заниматься импортозамещением», — пояснил Артак Камалян.

Как полагают в ЕЭК, карта поможет развитию механизмов интеграционного взаимодействия при проведении в Евразийском союзе согласованной агропромышленной политики. В первый раздел документа включаются крупные проекты, направленные на решение вопросов насыщения общего аграрного рынка продукцией стран Союза, как правило, стоимостью свыше 10 млн долларов. Здесь же должны содержаться кооперационные проекты, предполагающие межгосударственное взаимодействие, взаимные поставки сырьевых ресурсов или готовой продукции, разработку и внедрение инновационных технологических решений в сельском хозяйстве при участии двух и более государств ЕАЭС. Информация о реализуемых проектах позволит партнерам по Союзу при формировании национальных планов развития и инвестиционных программ исключить дублирование производств, учитывать тенденции развития и обеспечения товарами общего аграрного рынка.

Во второй раздел карты развития агроиндустрии в Евразийском союзе войдут направления, по которым целесообразно реализовывать проекты. При этом намечено формирование кооперационных цепочек производства в рамках Союза для развития импортозамещающих производств, улучшения ресурсного обеспечения отрасли и эффективного использования мер господдержки сельского хозяйства.
Таким образом, рассчитывают в ЕЭК, карта станет комплексным документом, направленным на эффективное использование возможностей стран-партнеров по ЕАЭС, реализацию импортозамещающего и интеграционного потенциала при организации системы устойчивого развития агропромышленного комплекса государств-членов Союза и общего аграрного рынка. 



Досье | Михаил Мясникович родился в 1950 г. в Минской области. В 1972 г. окончил Брестский инженерно-строительный институт, в 1989 г. — Минскую высшую партийную школу. В 1972 г. начал трудовую деятельность инженером в государственном проектном институте «Минскпроект». В 1973-1983 гг. работал на инженерных и руководящих должностях в коммунальном хозяйстве Минска. В 1983-1986 гг. — председатель исполкома Советского районного Совета народных депутатов Минска, заместитель председателя исполкома Минского городского Совета народных депутатов, секретарь Минского горкома Коммунистической партии Белоруссии. В 1986-1990 гг. — министр жилищно-коммунального хозяйства БССР. В 1990-1995 гг. — заместитель председателя Совета Министров БССР — председатель Государственного комитета БССР по экономике и планированию, первый заместитель председателя Совета Министров Республики Беларусь, заместитель премьер-министра РБ. В 1995-2001 гг. — глава администрации президента РБ. В 2001-2010 гг. — президент и председатель президиума Национальной академии наук Беларуси. В 2010-2014 гг. — премьер-министр РБ. В 2015-2019 гг. — сопредседатель форумов регионов Беларуси и России. В 2014 г. — участник саммита ООН по вопросам климата и первого белорусско-американского инвестиционного форума, проходивших в Нью-Йорке. В 2015-2019 гг. — председатель Совета Республики Национального собрания РБ пятого и шестого созывов. Доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент Национальной академии наук Беларуси. Почетный доктор Санкт-Петербургского государственного экономического университета и Вьетнамской академии наук и технологий, почетный профессор Брестского государственного технического университета и Белорусского государственного университета. Автор монографий, научных работ и публикаций в области экономики, международной интеграции и государственного строительства. Подготовил трех кандидатов наук.

 |