Глубокий анализ перспектив. Впервые заявление о возможном расширении Евразийского экономического союза за счет бывшего СССР прозвучало осенью 2019 года: председатель Совета Федерации России Валентина Матвиенко на встрече со спикером Законодательной палаты парламента Узбекистана Нурдинжоном Исмоиловым сообщила, что президент республики Шавкат Мирзиеев прорабатывает вопрос о присоединении к ЕАЭС. Спустя несколько месяцев эта информация получила официальное подтверждение.
«Сегодня 80% наших внешнеторговых грузов перевозится транзитом через Россию, Казахстан и Кыргызстан. При этом на их долю приходится от 50% до 80% экспорта готовой продукции, — отметил Шавкат Мирзиеев в своем послании в январе 2020 года. — Учитывая это, а также в целях создания благоприятных условий для наших граждан, работающих в России и Казахстане, в настоящее время изучается вопрос налаживания взаимодействия Узбекистана с Евразийским экономическим союзом.
Безусловно, мы будем исходить из интересов нашего народа, опираться на его волю. Поэтому наши депутаты и сенаторы должны всесторонне обсудить вопрос и высказать свою обоснованную позицию».
Сказано — сделано. В начале марта правительство Узбекистана одобрило предложение о сотрудничестве с ЕАЭС. Рассмотрев аналитические доклады независимых консалтинговых компаний, изучив заключения экспертов по крупным отраслям экономики и промышленной политики, Кабинет министров рекомендовал парламенту принять решение о получении республикой статуса государства-наблюдателя при Союзе.
В конце марта в Сенате Узбекистана была создана специальная рабочая группа. Согласно официальному комментарию, ей предстоит «глубоко и всесторонне изучить перспективы сотрудничества республики с Евразийским экономическим союзом, а также воздействие такого сотрудничества на национальные интересы».
Аналогичная рабочая группа образована в Законодательной палате Узбекистана. В начале апреля фракция Социал-демократической партии «Адолат» («Справедливость») одобрила участие страны в ЕАЭС в качестве наблюдателя при Союзе. Этот же вопрос должны рассмотреть фракции еще четырех зарегистрированных в республике партий, после чего он будет вынесен на голосование.
В 2018 году товарооборот Узбекистана с Россией увеличился по сравнению с 2017-м более чем на 20%, достигнув 4,4 млрд долларов. Товарооборот республики с другими странами ЕАЭС за 2016-2019 годы вырос почти на 60% — до 10 млрд долларов, что составило около 30% внешнеторгового оборота.
Стратегические партнеры. Судя по заявлениям официального Ташкента, он не может оставаться в стороне от интеграционных процессов. «Участие страны в той или иной организации должно быть полезным и выгодным, — убежден заместитель министра иностранных дел Узбекистана Ильхом Нематов. — Есть факторы, обуславливающие участие республики в Евразийском экономическом союзе. Во-первых, география: мы находимся в центре региона. Ни один вопрос — политический, экономический, культурно-гуманитарный, экологический — не будет решен без участия какой-либо одной страны, а без Узбекистана — тем более. В нашем регионе две страны — Казахстан и Кыргызстан — уже стали членами ЕАЭС. Это наши стратегические партнеры. Еще один из членов Союза, Россия, — наш стратегический партнер и союзник».
Во-вторых, постоянно расширяющаяся экономика Узбекистана требует новых рынков сбыта. «Отношения с Евросоюзом у нас вполне нормальные, совокупный товарооборот превысил 5 млрд долларов и продолжает расти. Но наши товары там не ждут. Поэтому республика должна участвовать в ЕАЭС», — считает Нематов.
По данным таможенных органов, в 2018 году взаимный товарооборот Узбекистана с Россией увеличился по сравнению с 2017-м более чем на 20%, достигнув 4,4 млрд долларов. Общий товарооборот республики с другими странами Евразийского союза за 2016-2019 годы вырос почти на 60% — до 10 млрд долларов, что составило около 30% внешнеторгового оборота.
Серьезный тест для обеих сторон. Как полагает первый заместитель директора Института стратегических и межрегиональных исследований Акрамжон Неъматов, вопрос сотрудничества Узбекистана с ЕАЭС представляет интерес в силу пяти ключевых факторов. «Во-первых, это новые возможности для расширения экспортного потенциала. Во-вторых, увеличение притока инвестиций и активизация промышленной кооперации. В-третьих, развитие транспортно-коммуникационных связей. В-четвертых, социальная и правовая поддержка трудовых мигрантов. В-пятых, рост потребностей в энергоресурсах», — говорит он.
«Вступление республики с ее 33-миллионным населением, важным геостратегическим положением на карте Евразии и масштабными планами модернизации сделает ЕАЭС еще более значимым игроком с объединенным рынком, превышающим 200 млн человек, — рассуждает член-корреспондент АН Узбекистана Наби Зиядуллаев. — В то же время присоединение Узбекистана будет сопряжено с серьезными вызовами для организации, которая впервые с момента создания столкнется с вступлением такого крупного игрока. Интеграция потребует серьезных усилий и трансформаций для обеих сторон объединения, что станет одновременно серьезным тестом и для ЕАЭС, и для Узбекистана».