«Для сердца русского слилось». Столица России является мощным финансовым, промышленным, культурным, политическим, спортивным и научным центром притяжения глобального масштаба. Ее сложно охарактеризовать как-то однозначно или изобразить несколькими мазками. Крупнейший мегаполис Восточной Европы вобрал в себя слишком много харизмы, достаточно непростой не только для одного города, но даже для целого государства. Почти тысяча лет своего существования слилась у Москвы в вечный процесс «собирания земель», отстаивания их независимости, противостояния нашествиям, утверждения могущества, символа сопротивления и собственного особого пути, создания идеологического бастиона для различных доминирующих политических сил. Поэтому лозунг «Отступать некуда — позади Москва» был понятен каждому жителю супердержавы не как географический термин, а как ментальная парадигма. 

В поход «на Москву» неоднократно шли монголы, крымцы, поляки, шведы, французы, немцы, полагая, что «отсечение головы» повергнет целое государство к ногам завоевателей. Порой отсечь даже удавалось, но в этом случае на отвоевание столицы поднимался весь народ. И не под плетью, не из-под палки доставал он «дубину народной войны». А потому, что у каждого россиянина в сердце была собственная Москва, означавшая Родину, дом, семью, страну, сам смысл собственного существования. Стало быть, и Москва для россиян — не совсем город, а куда больше.

История и идеология тесно переплетаются с экономикой. В стольном граде пребывает не только «государева казна», но и центр перераспределения ресурсов по всей стране. Здесь находятся штаб-квартиры и офисы практически всех крупных корпораций России и иностранных представительств. Здесь — центр принятия решений и определения перспектив развития, что делает понятным местонахождение рычагов власти и финансов. На долю столицы приходится одна пятая объема добавленной валовой стоимости всех регионов РФ.

Денежный поток. Прежде всего Москва поражает своим бюджетом. В 2018 году валовой региональный продукт столицы составил почти 15 трлн рублей (22,7 млрд долларов, 16,2 % от ВВП России) — вышло по 1,2 млн рублей на каждую из прописанных в городе 12 млн душ населения. Для сравнения: бюджет Нью-Йорка — 60 млрд долларов. Основным источником дохода (70%) стал налог на прибыль компаний и физических лиц, поэтому столь внушительная сумма вряд ли будет удивительной по вышеизложенным причинам. 

В 2017 году доходы бюджета города впервые превысили 2 трлн рублей (в 2018 году — 2,317 трлн). Долг Москвы, на начало десятилетия превышавший 300 млрд рублей, к 2018 году сократился на порядок. 
Из этих фантастических сумм считаются номинальные среднемесячные доходы и прожиточный минимум жителей столицы, что на начало 2018 года, соответственно, составляло 61,3 и 18,7 тыс. рублей. Вряд ли кого в этом случае смутит, что Москва остается самым дорогим из всех 26 крупнейших городов России и одним из самых дорогих в мире. А по версии журнала Forbes, она является первым городом в мире по числу проживающих в нем долларовых миллиардеров, опережая Нью-Йорк и Лондон. Может быть, именно поэтому средняя стоимость 1 кв. метра жилья здесь превышает 6 тыс. долларов, элитного — 9 тыс. долларов.

По прогнозу известного рейтингового агентства PricewaterhouseCoopers, в 2020 году Москва будет занимать 23-е место среди крупнейших городских экономик мира — ее валовой региональный продукт составит 325 млрд долларов. Экономический рост на период до 2020 года ожидается на уровне 4%, доход на душу населения увеличится с 17 до 29,8 тыс. долларов. По информации столичного департамента экономической политики и развития, в 2018-2020 годах прогнозируется рост промышленного производства в среднем на 3% в год, рост розничного товарооборота и объема платных услуг населению — на 1,6-2,2%.

Крупноузловой формат. Экономика Москвы, как и любого столичного региона, отличается высокой диверсифицированностью. В городе ожидаемо преобладает третичный сектор (финансовые услуги, НИОКР, торговля и пр.), тогда как доля промышленного производства составляет всего 16%. Этот сектор представлен ОПК, машино-, станко-, приборо- и авиастроением, металлургией, ТЭК, химпромом, легкой и пищевой промышленностью.
Особый сектор — оборонка. В столице расположены корпорации «МиГ», космический научно-производственный центр им. Хруничева, ПВО «Алмаз-Антей», ПКБ «Вымпел», ММП им. Чернышева и др. Здесь же находится крупнейший в России инженерный центр, где проектируется значительная часть продукции авиационной (КБ «МиГ», «Сухой», «Туполев», «Ильюшина», «Яковлева»), космической, ядерной и оружейной (Институт теплотехники, ЦНИИПСК им. Мельникова, «Гидропроект», КБ транспортного машиностроения и др.) промышленности, разрабатываются технологии ее изготовления, исследуются материалы и др.
Крупное машиностроение представляют заводы «Борец», 1-й ГПЗ, ЗИЛ, Тушинский машзавод, Шинный завод, Электрозавод, Карачаровский мехзавод и др.

В ТЭК преобладают объекты «Мосэнерго», «Мосгаза», нефтемаслозавод, а также крупнейший в регионе Московский нефтеперерабатывающий завод, обеспечивающий нефтепродуктами не только столичную агломерацию, но и отправляющий продукцию на экспорт. 
По данным отельера Вадима Михайличенко, заметной статьей доходов в муниципальном бюджете давно уже является туризм. В Москву ежегодно прибывают только в качестве туристов 21-22 млн человек, из них свыше 4,8 млн иностранцев, что превышает численность населения всей агломерации. В 2018 году в связи с проведением чемпионата мира по футболу это количество значительно выросло.

В мегаполисе для приема гостей работает свыше 50 тыс. гостиничных номеров. 
В Москве — самая крупная сеть метрополитена (около 400 км, 232 станции), который ежегодно перевозит 2,5 млрд человек (44% всего пассажиропотока). Развитие столицы ведет к тому, что власти наращивают сеть на 3-4 станции в год. В настоящее время одним из самых масштабных городских проектов считается строительство Третьего пересадочного контура (второго кольца метрополитена), состоящего из 31 станции на 66,7 км с двумя электродепо. 
К 2025 году ожидается, что в состав московского метрополитена войдут 142 км пути и 63 новые станции. Это особенно актуально после того, как несколько лет назад столица увеличила свою территорию почти в 2,5 раза за счет присоединения юго-западной части Московской области.
Поэтому сегодня бурными темпами развиваются и городская электричка (Московское центральное кольцо), и монорельс, и аэроэкспресс. 

Завершается создание нового транспортного кольца длиной около 232 км, которое сформируют Северо-Западная, Северо-Восточная хорды и Южная рокада. Оно свяжет в единую систему вылетные магистрали, Третье транспортное кольцо, МКАД и улично-дорожную сеть районов с выездами на МЦК и ТПК (560,5 км, 173 транспортных сооружения, 178 пешеходных переходов). Это самый масштабный улично-дорожный проект в городе.
По данным международного агентства TomTom (рейтинг признан самым авторитетным в мире), загрузка дорог в Москве за последние четыре года снизилась на треть — с 66% до 44%, а среднее время в пути, по информации Центра организации дорожного движения (ЦОДД), сократилось на пять минут. Это один из лучших результатов в мире.

Новый уровень комфорта. За 2017-2019 годы в Москве введут 143 объекта образования, 79 объектов здравоохранения и 35 объектов культуры. Треть из них построят инвесторы. В столице наблюдается стабильный рост строительства торговых центров. В 2016 году началось снижение доли свободных торговых помещений, расположенных на первых этажах зданий. Это говорит о востребованности данного формата в новых инвестиционных проектах. По уровню обеспеченности офисными площадями российская столица опережает большинство городов мира.

За последние шесть лет в Москве введено в эксплуатацию свыше 50 млн кв. метров жилья. А с 2017 года началась масштабная программа реновации с заменой хрущевских пятиэтажек на современное инновационное жилье. Программа сноса пятиэтажек была принята еще в конце 90-х годов, в нее вошли 1722 дома. Благодаря этому проекту в новые квартиры переехали более 160 тыс. семей. 
Новая программа реновации будет масштабнее предыдущей. В нее могут войти около 5 тыс. домов (400 тыс. квартир площадью порядка 15 млн кв. метров). Новые квартиры получит 1 млн человек.
«Мэр Москвы Сергей Собянин заявил абсолютно новые стандарты проектирования, призванные создать новый уровень комфорта проживания. Это квартальная застройка с современными планировочными решениями, разработанными лучшими архитекторами России и мира, качественная городская среда с высоким уровнем озеленения и благоустройства, высокая энергоэффективность домов и квартир», — рассказал заместитель мэра города по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин. 

Еще один суперпроект планируется реализовать в Нагатинской пойме. Столичные власти намерены построить крупнейший в Европе крытый парк развлечений «Остров мечты», который смогут посещать 4 млн человек в год. 
«За последние шесть лет создан базовый инфраструктурный каркас, позволяющий функционировать сервисам любого уровня и масштаба, — считает советник по технологиям смарт-сити Департамента информационных технологий Москвы Андрей Белозеров. — Это центры обработки данных, а также связь — коммуникационная сеть для предоставления сервисов органам власти, бюджетным учреждениям и горожанам. Наши ЦОДы — достаточно высокого уровня и по ресурсам, и по системе управления. Например, Единый центр хранения и обработки данных, обеспечивающий работу системы видеонаблюдения Москвы, по размерам практически сопоставим с дата-центром Пентагона. ЕЦХД хранит 20 Пбайт видео со 140 тыс. камер со всего города. Вторая и самая важная часть — принципиальное изменение взаимодействия города и москвичей. Мы собрали офлайн- и онлайн-взаимодействие с гражданами в единую точку. Офлайн — это центры «Мои документы», избавившие граждан от необходимости посещать разные учреждения для получения услуг. В них есть электронная очередь, Wi-Fi и стандарт ожидания — 15 минут, а по факту среднее время в очереди — всего три минуты. Такого больше нет нигде в мире. Если гражданин ожидает более 15 минут, ему бесплатно наливают кофе, если более 30 минут — это вопиющее нарушение, которое рассматривается на самом высоком уровне».  


 |